Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) "_", рассмотрев протокол от 04.04.2019 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного начальником отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России "_" в отношении ранее замещавшего должность главы Копейского городского округа "_" (______________ года рождения, место рождения - ________________________________, гражданин Российской Федерации, паспорт: серия _________ номер _________, выдан ________________________________________________________________________, __________, код подразделения - _________, зарегистрирован по адресу: __________________________________________________________), в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, "_", надлежащим образом извещённого о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем свидетельствует телеграмма, направленная по месту регистрации,
исследовал материалы дела,
УСТАНОВИЛ:
Выявленные должностным лицом Челябинского УФАС России в действиях "_" при проведении электронного аукциона на передачу (продление) неисключительных прав на использование программного обеспечения антивируса Касперского (извещение N 0169300025318000731) (далее - аукцион, закупка) нарушения законодательства о контрактной системе выразились в следующем.
Начальная (максимальная) цена контракта - 108 314,00 рублей.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0169300025318000731 наименование объекта закупки определено Администрацией Копейского городского округа Челябинской области, в лице "_", как "передача (продление) неисключительных прав на использование программного обеспечения антивируса Касперского". Вместе с тем, в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к информационной карте документации об электронном аукционе) наименование объекта закупки определено как: "1. Передача прав на программное обеспечение Kaspersky Endpoint Security для бизнеса-Стандартный Russian Edition для Администрации КГО; 2. Передача прав на программное обеспечение Kaspersky Endpoint Security для бизнеса-Стандартный Russian Edition для отдела ЗАГС Администрации КГО; 3. Передача права на использование программного обеспечения для аудита и инвентаризации компьютерного парка Audit Manager".
Как следует из материалов дела, "Audit Manager" является компьютерным продуктом - компании "ИТ-Консалт", соответственно данный компьютерный продукт не относится к компьютерным продуктам АО "Лаборатория Касперского".
Таким образом, наименование объекта закупки, указанное в извещении, не соответствует наименованию объекта закупки, которое содержится в техническом задании документации об аукционе, что не является надлежащим соблюдением требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки содержит указание на товарный знак, как, например, Kaspersky - товарный знак АО "Лаборатория Касперского", без указания "или эквивалент"; а также "программное обеспечение для аудита и инвентаризации компьютерного парка "Audit Manager" указывает на разработчика компьютерного парка - компанию "ИТ-Консалт" (г. Новосибирск). Обоснование необходимости включения в описание объекта закупки указания на товарный знак "_" не представлено.
В нарушение пункта 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 1236 от 16.11.2015) "_" не установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении программного обеспечения для аудита и инвентаризации компьютерного парка Audit Manager.
Более того, в нарушение положений Постановления Правительства РФ N 1236 от 16.11.2015, которым утвержден порядок определения правил подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в объекте закупки Администрацией Копейского городского округа Челябинской области, в лице "_", указано программное обеспечение Audit Manager, сведения о котором не включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения.
При этом, в нарушение пункта 6 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ЕИС одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки не размещено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения (Audit Manager), происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в реестр евразийского программного обеспечения), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, поскольку согласно абзацу 3 технического задания антивирусное программное обеспечение включено в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/, в отношении программного обеспечения для аудита и инвентаризации компьютерного парка требование о нахождении программного обеспечения в указанном реестре не установлены.
Кроме того, "_" в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе объединены в один лот товары (программное обеспечение Kaspersky Endpoint Security для бизнеса-Стандартный Russian Edition/ программное обеспечение для аудита и инвентаризации компьютерного парка Audit Manager), включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (позиции 205, 207), а также не включенные в указанный реестр, что могло привести к ограничению количества участников закупки, о чем может свидетельствовать факт отсутствия заявок на участие в закупке по состоянию на 09.10.2018.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Объектом правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, является должностное лицо заказчика, в рассматриваемом случае должностное лицо Администрации Копейского городского округа Челябинской области, а именно "_".
Должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности (статья 2.4 КоАП РФ).
В соответствии с примечанием к указанной статье под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Решением Совета депутатов Копейского городского округа от 22.03.2017 N 305 "_" избран на должность главы Копейского городского округа.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, составляют действия "_", направленные на утверждение документации об аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат в числе прочих выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Одним из элементов состава административного правонарушения является его субъективная сторона, в числе характерных признаков которой имеется вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Вина "_" выражена в форме неосторожности.
Местом совершения административного правонарушения является местонахождение Администрации Копейского городского округа Челябинской области - Челябинская область, г. Копейск, ул. Ленина, 52.
Временем совершения административного правонарушения является дата утверждения документации об аукционе - 02.10.2018.
Вина "_" состоит в том, что он, осуществляя административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в Администрации Копейского городского округа Челябинской области, утвердил документацию об аукционе с нарушением требований законодательства о контрактной системе, что подтверждается подписью с расшифровкой на титульном листе документации и образует состав административного правонарушения.
Согласно материалам дела, среднемесячный размер заработной платы "_" составляет 127 705,31 рублей, сведений о семейном (в браке, наличие несовершеннолетних детей) и финансовом (наличие кредитов и т.д.) положении, о привлечении ранее к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе "_" в материалы дела не представлено.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, заместитель руководителя Челябинского УФАС России "_" приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении принято в сроки, предусмотренные ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, является формальным, т.е. наличие наступивших вредных последствий не является обязательным признаком состава данного административного правонарушения.
Оконченным данное административное правонарушение считается с момента нарушения требований Закона о контрактной системе.
Наличие состава административного правонарушения подтверждено постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, документацией об аукционе и иными материалами дела об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при рассмотрении дела не установлено.
С учётом личности правонарушителя, его семейного и финансового положения, события административного правонарушения, количества фактов нарушения законодательства о контрактной системе должностное лицо Челябинского УФАС России приходит к выводу о невозможности прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного деяния и о целесообразности привлечения "_" к административной ответственности в размере 3 000 рублей.
Учитывая обстоятельства дела и руководствуясь статьей 23.66, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать ранее замещавшего должность главы Копейского городского округа "_" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Привлечь ранее замещавшего должность главы Копейского городского округа "_" к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ и подвергнуть наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Штраф должен быть перечислен в доход бюджета.
КБК 161 1 16 33040 04 6000 140, ОКТМО 75728000 на счет федерального казначейства: УФК по Челябинской области (Челябинское УФАС России) Отделение Челябинск, г. Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001, УИН 16100500000000156355.
Оплата штрафа осуществляется в соответствии с УИН.
"_" предлагается в трехдневный срок со дня уплаты штрафа представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области надлежащим образом заверенные копии платежных документов (факс (351) 263-18-39, to74-borisovas@fas.gov.ru).
Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд, вышестоящему должностному лицу в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 июля 2019 г. N 7.30-4.2/81-2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.07.2019