Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Филатьева И.Е. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Рихельгоф Т.А. - специалист отдела контроля органов власти, член Комиссии;
рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Хаимова на действия организатора торгов Государственного унитарного предприятия Новосибирской области "Дирекция Новосибирской областной телерадиовещательной сети" (далее - ГУП НСО "ОТС") при организации и проведении открытого аукциона на заключение договора аренды нежилого помещения для осуществления розничной торговли продуктами питания (извещение N 190719/35686117/01 на сайте http://torgi.gov.ru),
в присутствии представителей:
_
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России области поступила жалоба ИП Хаимова М. на действия организатора торгов ГУП НСО "ОТС" при организации и проведении открытого аукциона на заключение договора аренды нежилого помещения для осуществления розничной торговли продуктами питания (извещение N 190719/35686117/01 на сайте http://torgi.gov.ru).
Заявитель сообщает следующее.
1) 19.07.2019 года в 14:07 на сайте http://torgi.gov.ru/ было опубликовано извещение N 190719/35686117/01 (открытый аукцион) и указано, что срок окончания приема заявок на участие в торгах 12.08.2019 года, а срок проведения аукциона 13.07.2019 года 11:00. То есть ранее даты опубликования извещения и ранее срока окончания приема заявок на участие в торгах.
Таким образом, организатор торгов, опубликовав извещения после подведения итогов аукциона, нарушил антимонопольное законодательство и не дал возможность заявителю участвовать в данных торгах и своевременно подать заявку, так как он узнал о данном аукционе только после публикации информации о нем на сайте http://torgi.gov.ru/, то есть позднее времени проведения, что не допустимо.
2) В аукционной документации к данным торгам в пункте 2.4 указано:
2.4. Характеристика Объекта:
Назначение Объекта: нежилое помещение, для осуществления розничной торговли продуктами питания.
В пункте 6 Перечня документов, представляемых вместе с заявкой на участие аукционе (Приложение N 2 аукционной документации) указано, что к заявке заявитель должен предоставить "Сертификат соответствия на услуги питания, на услуги по реализации кулинарной продукции", однако услуги питания не входят в назначение объекта, а кроме этого данный вид сертификации услуг питания является добровольным, а не обязательным.
Законодатель установил иметь сертификаты на продукцию, которую арендатор будет реализовывать на арендуемой площади, при этом очевидно, что на протяжении всего срока аренды данная продукция будет меняться и поэтому непонятно, какие сертификаты требуется предоставить организатору аукциона (на продукцию, которая возникнет в будущем, ведь большинство продукции еще не изготовлено и сертификаты на нее не выпущены), а потому данное требование излишнее и намеренно ограничивает конкуренцию.
ГУП НСО "ОТС" в своих возражениях сообщило следующее.
1) 19.07.2019 года ГБУ НСО "ОТС" на сайте https://torgi.gov.ru/ было размешено извещение N 190719/35686117/01 о проведении аукциона в соответствии с Приказом ФАС России от 10.02.2010 года N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (вместе с "Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества"). Окончание приема заявок назначено на 12.08.2019 года, рассмотрение заявок на 13.08.2019 года, подведение итогов на 13.08.2019 года, что подтверждается аукционной документацией.
При формировании извещения, а именно внесении сведений на сайт https://torgi.gov.ru/, была допущена техническая ошибка - подведение итогов было запланировано на 13.08.2019 года, в извещении сайта отразилась дата 13.07.2019 года. При опубликовании извещения сайт никаких ошибок не выдавал.
С момента опубликования аукциона запросы не поступали, заявки не подавались, окончания приема заявок не было, итоги не подводились, договор не заключался.
Обжалуемая процедура размещения аукциона приостановлена на этапе подачи заявок на основании Уведомления Новосибирского УФАС России от 26.07.2019 года N 05-91297.
Права ИП Хаимова М. на участие в аукционе (извещение N 190719/35686117/01) нарушены не были.
2) Согласно статье 17.1. Федерального закона от 17.07.2009 года N 173-ФЗ, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество.
Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Согласно пункту 18 Приказа ФАС России от 10.02.2010 года N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам. При проведении аукционов в соответствии с Постановлением N 333 участники аукциона должны соответствовать требованиям, установленным статьей 5 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно пункту 19 Приказа ФАС России от 10.02.2010 года N 67, кроме указанных в пункте 18 настоящих Правил требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.
Согласно пункту 20 Приказа ФАС России от 10.02.2010 года N 67, организатор конкурса или аукциона, конкурсная или аукционная комиссия вправе запрашивать информацию и документы в целях проверки соответствия участника конкурса или аукциона требованиям, указанным в пункте 18 настоящих Правил, у органов власти в соответствии с их компетенцией и иных лиц, за исключением лиц, подавших заявку на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
Таким образом, организатор торгов вправе в целях организации торгов и целях заключаемого договора аренды заявить такие требования к участникам торгов.
Организатор торгов определил цели использования сдаваемого помещения. Указанные цели прямо направлены на сферу питания (ни строительство, ни печатная продукция, ни офисная деятельность).
Кроме того в 2019 году была проведена проверка Прокуратурой Ленинского района условия и порядок управления имуществом находящимся в хозяйственном ведении. Прокурором было настоятельно рекомендовано тщательно проверять лиц, имеющих намерение арендовать государственное имущество, а особенно деятельность, связанную с питанием граждан. Прокурор привел в пример резонансные случаи отравлений на территории РФ.
Так как сертификация услуг является общедоступной и по утверждению самого ИП Хаимова добровольной, отсутствуют основания утверждать, что наличие сертификата является нарушением конкурентной среды.
Кроме того наличие у соискателя документов подтверждающих соблюдение им действующего законодательства РФ, с особым вниманием относящегося к своей деятельности, соблюдению общего законодательства РФ и направленного на соблюдение прав и интересов неограниченного числа лиц, указывает на добросовестность будущего контрагента.
Заявления ИП Хаимова о сертификате соответствия на товары не является обоснованным, так как в самом заявлении указывает, что такой сертификат организатором торгов не запрашивается.
ГБУ НСО "ОТС" в конкурсной документации не требует сертификат на продукцию, как это отмечает заявитель, в конкурсной документации указано требование на наличие сертификата соответствия на услуги питания, на услуги по реализации кулинарной продукции.
ГУП НСО "ОТС" представило дополнения к возражениям.
Согласно статье 18 Федерального закона от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", подтверждение соответствия осуществляется в целях:
- удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров;
- содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
- повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
- создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно- технического сотрудничества и международной торговли.
Таким образом, запрос организатора торгов на соответствие участников требованиям действующего законодательства направлен на развитие конкуренции, а не на ее ущемление.
Одновременно организатор использует предусмотренный законодательством инструмент для компетентного выбора продукции, работ, услуг.
Согласно статье 21 Федерального закона от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
Согласно статье 20 Федерального закона от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
Так как сертификация услуг является общедоступной и по утверждению самого ИП Хаимова добровольной, отсутствуют основания утверждать, что наличие сертификата является нарушением конкурентной среды, ограниченным в получении, недопустимым.
Кроме того, наличие у соискателя документов, подтверждающих соблюдение им действующего законодательства РФ, с особым вниманием относящегося к своей деятельности, соблюдению общего законодательства РФ и направленного на соблюдение прав и интересов неограниченного числа лиц, указывает на добросовестность будущего контрагента.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.06.2013 года N 191-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия".
Согласно части 1 указанного стандарта, настоящий стандарт распространяется на услуги и продукцию общественного питания и устанавливает термины и определения основных понятий в этой области.
Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми предприятиями питания независимо от их вида, размера, мощности и ассортимента изготовляемой продукции. Если какие-либо термины и определения настоящего стандарта нельзя применить вследствие спецификации организации предприятий питания и/или изготовляемой на них продукции, допускается использование иных терминов, в том числе принятых в международной практике.
Таким образом, указанный стандарт является общим. Указание в названии стандарта на услуги и продукцию питания, не ограничивает участника аукциона в реализации продуктов питания. Какого-либо отдельного ГОСТ не существует. Как следствие наличие сертификата на соответствие указанному стандарту подтверждает добросовестность контрагента в будущем при осуществлении своей деятельности на территории арендуемых помещений.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
19.07.2019 года ГБУ НСО "ОТС" на сайте https://torgi.gov.ru/ было размешено извещение N 190719/35686117/01 о проведении аукциона на заключение договора аренды нежилого помещения для осуществления розничной торговли продуктами питания.
При формировании извещения на сайте https://torgi.gov.ru/ допущена техническая ошибка, во вкладке "Общие" отображена неправильная дата проведения аукциона 13.07.2019 года. При этом во вкладке "Лоты" отображается правильная дата подведения итогов - 13.08.2019 года, кроме того, дата подведения итогов в аукционной документации, выложенной на сайте https://torgi.gov.ru/. Указанная техническая ошибка не привела к ограничению конкуренции, у заявителя была возможность своевременно подать заявку для участия в указанном аукционе.
Пунктом 6 Перечня документов, представляемых вместе с заявкой на участие аукционе (Приложение N 2 аукционной документации), предусмотрено предоставление сертификата соответствия на услуги питания, на услуги по реализации кулинарной продукции. Указанное требование распространяется в равной степени на всех участников и обусловлено назначением нежилого помещения, сдаваемого в аренду, - осуществление розничной торговли продуктами питания.
Довод заявителя о необходимости представления сертификатов на продукцию не нашел подтверждения, поскольку организатор торгов не устанавливал такого требования при проведении данного аукциона.
Комиссией Новосибирского УФАС России не установлено нарушений организации и проведения торгов в действиях организатора торгов ГУП НСО "ОТС" при организации и проведении открытого аукциона на заключение договора аренды нежилого помещения для осуществления розничной торговли продуктами питания (извещение N 190719/35686117/01 на сайте http://torgi.gov.ru).
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Хаимова М. на действия организатора торгов ГУП НСО "ОТС" при организации и проведении открытого аукциона на заключение договора аренды нежилого помещения для осуществления розничной торговли продуктами питания (извещение N 190719/35686117/01 на сайте http://torgi.gov.ru) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 5 августа 2019 г. N 054/01/18.1-1472/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.08.2019