Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) выявило в принятии Администрацией Куйбышесвкого внутригородского района городского округа Самара (далее - Администрация) Постановления от 01.04.2019 N 79 "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидии из бюджета Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в целях возмещения затрат в связи с выполнением в границах Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара работ по вывозу снежных накоплений, ставших следствием обильных снегопадов в зимний период 2019 года, для обеспечения бесперебойного прохождения паводковых вод и предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций", которое приводит (может привести) к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции").
Постановлением Администрации от 01.04.2019 N 79 утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидии из бюджета Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в целях возмещения затрат в связи с выполнением в границах Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара работ по вывозу снежных накоплений, ставших следствием обильных снегопадов в зимний период 2019 года, для обеспечения бесперебойного прохождения паводковых вод и предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций (далее - Порядок).
Порядок устанавливает механизм предоставления за счет средств бюджета Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара субсидий на безвозмездной основе юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в целях возмещения затрат в связи с выполнением в границах Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара работ по вывозу снежных накоплений, ставших следствием обильных снегопадов в зимний период 2019 года, для обеспечения бесперебойного прохождения паводковых вод и предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций.
Исходя из положений пункта 3 Порядка источником получения субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в целях возмещения затрат в связи с выполнением в границах Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара работ по вывозу снежных накоплений, ставших следствием обильных снегопадов в зимний период 2019 года, для обеспечения бесперебойного прохождения паводковых вод и предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций являются средства бюджета Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара.
2. Согласно пунктам 1 и 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 12 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Исходя из положений части 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Таким образом, исходя из вышеизложенных положений, содержание автомобильных дорог общего пользования относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Самарской области от 06.07.2015 N 74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов", пунктом 2 части 2 статьи 5 Устава Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара Самарской области, утвержденного Решением Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара от 22.10.2015 N 17 (далее - Устав), к вопросам местного значения внутригородского района относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Куйбышевского внутригородского района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Куйбышевского внутригородского района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 25 Устава Администрация Куйбышевского внутригородского района является исполнительно-распорядительным органом Куйбышевского внутригородского района, наделяемым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Куйбышевского внутригородского района федеральными законами и законами Самарской области.
Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Куйбышевского внутригородского района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, в том числе вывоз снега с территорий Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара относится к полномочиям Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара.
Статьей 18 Закона об общих принципах организации местного самоуправления установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Аналогичные положения содержатся в статье 54 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Исходя из изложенного, удовлетворение потребностей муниципального образования (муниципальных нужд), должно осуществляться посредством процедур, установленных Законом о контрактной системе.
Проведение мероприятий, предусмотренных Законом о контрактной системе, направлено на обеспечение муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Исходя из вышеизложенного, выполнение работ по вывозу снега с территорий Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара направлено на удовлетворение муниципальных нужд и должно осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, а именно путем проведения конкурентных процедур.
В рассматриваемом случае предоставлений субсидий в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ по вывозу снега с территорий Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара по своей правовой природе являются средством оплаты работ для муниципальных нужд, то есть носят возмездный характер, и не могут быть квалифицированы в качестве "субсидии".
Несоблюдение установленного законодательством порядка лишает потенциальных желающих возможности принять участие в конкурентной борьбе за право выполнять соответствующие работы, что может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции среди хозяйствующих субъектов и созданию преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.
Удовлетворение муниципальных нужд посредством выделения бюджетных средств без осуществления процедур, установленных Законом о контрактной системе, конкретному хозяйствующему субъекту может быть создано преимущество, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующему товарному рынку, что свидетельствует об ограничении (недопущении) конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Исходя из вышеизложенного, в принятии Администрацией Постановления от 01.04.2019 N 79 содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
Согласно части 1 статьи 39.1 Закона "О защите конкуренции", в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
В связи с наличием в принятии Администрацией Постановления от 01.04.2019 N 79 "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидии из бюджета Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в целях возмещения затрат в связи с выполнением в границах Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара работ по вывозу снежных накоплений, ставших следствием обильных снегопадов в зимний период 2019 года, для обеспечения бесперебойного прохождения паводковых вод и предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций" признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" Самарское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона "О защите конкуренции" предупреждает о необходимости принятия мер по устранению последствий такого нарушения путем отмены Постановления от 01.04.2019 N 79.
Срок выполнения настоящего предупреждения до "09" сентября 2019 года.
О выполнении предупреждения сообщить в Самарское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19 июля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.07.2019