Резолютивная часть решения объявлена 7 августа 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме 12 августа 2019 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - заместителя руководителя управления Лебедевой С.Н., членов Комиссии: начальника отдела контроля закупок Катричевой Е.И., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Семенычевой Е.К.,
с участием:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее также - ООО "Контракт", заявитель, общество), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
от заказчика, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области" (далее также - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, заказчик), - представителя по доверенности Гудилина А.Л., представителя по доверенности Гудилиной Е.Е.,
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на действия заказчика, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания овощехранилища (извещение N 0371100006119000031) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
установила:
31.07.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Контракт" на действия заказчика, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания овощехранилища (извещение N 0371100006119000031)(далее - жалоба).
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок ввиду следующего.
Заказчиком в документации об электронном аукционе (Информационная карта) указан неверный срок окончания предоставления разъяснений участникам закупки.
Заказчик ненадлежащим образом установил срок окончания подачи заявок на участие в аукционе, чем нарушил часть 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Заказчик не приложил к документации об электронном аукционе проектную документацию, обязательную, по мнению заявителя, в случае проведения работ по капитальному ремонту.
Заказчик неправомерно установил требование о предоставлении участниками закупки в первой части заявки согласия и конкретных показателей на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, чем нарушил требования части 3.1 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Заказчиком неправомерно установлено требование представления в составе второй части заявки декларирования в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: участник не является офшорной компанией".
Заказчиком неправомерно установлено требование представления в составе второй части заявки декларирования пункта 11 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российском Федерации.
Заказчиком неправомерно установлено требование представления в составе второй части заявки декларирования отсутствия участников в реестре недобросовестных поставщиков, согласно части 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Заказчик не установил в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, условие в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
Заказчиком в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, размер штрафов и пеней установлен заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Заказчиком в проекте контракта, являющимся неотъемлемой частью аукционной документации, не установлено обязательное требование согласно части 30 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание для устранения допущенных нарушений.
Представитель заказчика частично согласился с доводами жалобы, вместе с тем считает допущенные недочеты несущественными, не повлиявшими на результат проведения аукциона, в связи с чем просит признать жалобу общества необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 25.07.2019 размещено извещение N 0371100006119000031 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания овощехранилища вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект государственного контракта.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 677 826, 80 рублей.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе (часть 1 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В отношении первого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно частям 1, 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, указанная в статье 42 настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ определено, что в извещении об осуществлении закупки должен содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (пункт 3 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N 0371100006119000031 от 25.07.2019, сформированном программно-аппаратными средствами сайта единой информационной системы (далее также - извещение о проведении электронного аукционе, извещение), дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе: 01.08.2019 10:00.
Вместе с тем, в разделе "Перечень прикрепленных документов" извещения заказчиком размещен файл "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА аукцион крыша.doc", содержащий документацию об электронном аукционе, являющуюся неотъемлемой частью данного извещения, из которого следует, что заказчиком установлены следующие дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе: 01.08.2019 14:00 (пункт 31 "Информационная карта" документации).
Таким образом, срок подачи заявок (дата окончания подачи заявок) на участие в рассматриваемом аукционе установлена заказчиком противоречивым, не допускающим однозначного толкования участниками закупки условий данной закупки образом, что является нарушением пункта 6 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе (пункт 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частями 3, 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Иными словами, дата окончания срока предоставления заказчиком участникам закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе находится в прямой зависимости от даты поступления соответствующего запроса.
Пунктом 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Исходя их пункта 1 статьи 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Для расчета даты окончания срока предоставления заказчиком разъяснений положений документации об электронном аукционе, с учетом приведенного выше положения ГК РФ, необходимо выполнить следующие действия: (1) отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе три дня, четвертый день, таким образом, будет датой окончания срока, в течение которого участники закупки могут подать заказчику запрос, содержащий просьбу разъяснить положения документации об электронном аукционе; (2) прибавить к этой дате еще два дня, таким образом, второй день будет являться датой окончания срока предоставления заказчиком разъяснений положений документации об электронном аукционе (то есть до двадцати четырех часов этого дня срока заказчик может давать ответы на запросы о разъяснении положений документации об электронном аукционе, поступившие в последний возможный день срока).
В извещении о проведении электронного аукциона N 0371100006119000031 установлены следующие дата и время окончания срока подачи заявок: 01.08.2019 10:00.
В пункте 31 "Информационная карта документации об электронном аукционе" документации об электронном аукционе дата и время окончания срока подачи заявок определены как: 01.08.2019 14:00.
Согласно пункту 26 раздела 1 "Информационная карта документации об электронном аукционе" документации об электронном аукционе заказчиком были установлены следующие порядок и сроки предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе:
"участник закупки вправе направить не более трех запросов о разъяснении положений документации об электронном аукционе оператору электронной площадки. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Приём запросов разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме осуществляется с момента размещения извещения по 29.07.2019 года 17 ч 00-м включительно в рабочие дни".
Как установлено выше, заказчиком в извещении и документации об электронном аукционе дата окончания срока подачи заявок установлена как 01.08.2019, а время в одном случае - 10:00 (извещение), в другом - 14:00 (документация), то, учитывая вышеназванные положения законодательства, датой окончания срока, в течение которого участники закупки могут подать заказчику запрос, содержащий просьбу разъяснить положения документации об электронном аукционе, является 29.07.2019, а дата предоставления заказчиком ответов на поступившие запросы будет 31.07.2019.
Соответственно, исходя из размещенной в единой информационной системе аукционной документации срок подачи потенциальными участниками запроса заказчику, содержащего просьбу разъяснить положения документации об электронном аукционе, прекращается 29.07.2019 17:00 по московскому времени, в то время как согласно части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ и положений статьей 191, 194 ГК РФ срок (время) подачи запроса, содержащего просьбу разъяснить положения аукционной документации не должен быть ограничен режимом работ учреждения и должен составлять полных двадцать четыре часа последнего дня срока.
Следовательно, заказчик, сократив в аукционной документации право подачи потенциальными участниками запроса заказчику, содержащего просьбу разъяснить положения документации об электронном аукционе, допустил нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В отношении второго довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Исходя из части 2 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 19 "Информационная карта документации об электронном аукционе" аукционной документации начальная максимальная цена контракта данной закупки составляет 3 677 826, 80 рублей.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодами времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления событий, которыми определено его начало.
Статьей 194 ГК РФ установлено, что, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (статья 193 ГК РФ).
Таким образом, в данном случае для расчета даты, когда должно быть размещено извещение о проведении электронного аукциона, необходимо отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе пятнадцать дней, шестнадцатый день, таким образом, будет датой размещения такого извещения.
Иными словами, определение даты размещения извещения о проведении электронного аукциона находится в прямой зависимости от даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В извещении о проведении аукциона в электронной форме, размещенном в единой информационной системе 25.07.2019, установлены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе 01.08.2019 10:00.
В пункте 31 "Информационная карта документации об электронном аукционе" документации об электронном аукционе дата и время окончания срока подачи заявок определены как: 01.08.2019 14:00.
Соответственно, исходя из размещенной в единой информационной системе аукционной документации срок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме на право заключения контракта по выполнению работ по капитальному ремонту крыши здания овощехранилища, установленной заказчиком, составляет 6 (шесть) дней, на седьмой день (01.08.2019) в 10 часов 00 минут (в 14 часов 00 минут) по московскому времени прием заявок прекращается, в то время как согласно части 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ срок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме должен составлять не менее чем 7 (семь) полных дней, то есть до 01.08.2019 23 часов 59 минут.
Следовательно, заказчик, разместив в единой информационной системе извещение и аукционную документацию на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания овощехранилища (извещение N 0371100006119000031) только 25.07.2019, допустил нарушение части 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В отношении третьего довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона, а именно, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги (пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что архитектурно - строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемые в границах принадлежащего застройщику и иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 48 ГрК РФ определено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально - технологические, конструктивные и инженерно - технологические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что проектная документация на выполнение работ по капитальному ремонту крыши здания овощехранилища не разрабатывалась.
В данном случае заказчик ограничился локальным сметным расчетом, содержащим сведения, в том числе наименование работ, количество и стоимость работ и т.д.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода заявителя, в связи с тем, что в распоряжении заказчика отсутствует проектно - сметная документация, следовательно, у заказчика не возникло, согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, обязанности по ее размещению в составе вышеуказанной документации.
В отношении четвертого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
- при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Частью 3.1 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ определено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Из приведенных выше норм следует, что заказчик обязан установить требования о представлении в составе первой части заявки исключительно соглашения на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, только при условии если неотъемлемой частью аукционной документации является проектно-сметная документация.
Как отмечено ранее в решении заказчиком не разрабатывалась проектно-сметная документация для выполнения работ по капитальному ремонту кровли здания овощехранилища, соответственно, не размещалась в единой информационной системе.
Согласно пункту 28 "Требования к содержанию и составу первой части заявки" документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Любая информация, представленная участником в составе первой части заявки, рассматривается аукционной комиссией как "информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ" и проверяется на соответствие требованиям, установленным документацией об электронном аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Несоответствие представленной информации требованиям документации влечет за собой отказ в допуске к участию в электронном аукционе.
То есть в данном случае заказчиком в документации об электронном аукционе (пункт 28 "Требования к содержанию и составу первой части заявки") установлены требования к содержанию первой части заявки в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании указанного выше, по мнению Комиссии, изложенные заказчиком в аукционной документации требования к содержанию и составу первой части заявки участников закупки не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поскольку для последнего в данном случае необходимым является представление участниками аукциона в составе первой части заявки согласия и конкретных показателей используемых при выполнении работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, товаров, и, соответственно, довод заявителя об обратном не нашел своего подтверждения.
В отношении пятого, шестого и седьмого доводов заявителя Комиссией установлено следующее.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией;
11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Пунктом 28.1 определены "Требования к содержанию и составу второй части заявки" документации об аукционе, в том числе:
- декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-7, 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ и п. 24 информационной карты;
В пункте 24 определены "Требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ" документации об аукционе:
- отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике запроса котировок - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
- не проведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- не приостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
-отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновлёнными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- участник закупки не является оффшорной компанией;
- отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Исходя их части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, заказчиком в аукционной документации установлены требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в аукционе не в соответствии с требованиями пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а именно, установлено излишние требование о предоставлении в составе второй части заявки декларации о соответствии участника такого аукциона требованиями установленным пунктами 10,11 части 1 и части 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, допустив тем самым нарушение части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В отношении восьмого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия:
1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;
2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Раздел 3 проекта контракта "Цена контракта, порядок и сроки оплаты" содержит следующее:
3.1. Цена настоящего Контракта составляет _________руб. (_______руб. ___коп.). Цена Контракта включает все расходы Подрядчика, связанные с исполнением обязательств по настоящему Контракту (в том числе: стоимость выполняемых работ, материалов, доставку их на объект, уборку и вывоз строительного мусора, расходы на страхование, уплату налогов и других обязательных платежей, расходы на командировочные, прочие издержки (расходы) Подрядчика и его вознаграждение.
3.2. Цена Контракта является твердой (фиксированной) и пересмотру не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N44-ФЗ и настоящим Контрактом
3.3. Оплата Работ по настоящему Контракту осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Заказчика на 2019 год. Расчеты за выполненные Работы производятся путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в настоящем Контракте.
3.4. Оплата Работ по настоящему Контракту производится Заказчиком в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания обеими Сторонами Акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), на основании счета и (или) счет-фактуры. Авансовый платеж не предусмотрен.
3.6. Предоставление полного комплекта документов является условием оплаты выполненных работ, при этом сбор всех необходимых для оплаты документов осуществляется Подрядчиком. Окончательный Расчет производится после полного окончания работ и приемки результата этих работ, включая устранение дефектов и недостатков, выявленных при приемке в эксплуатацию Объекта, на котором выполнялись работы.
3.7. Источник финансирования: федеральный бюджет.
3.8. В случае изменения реквизитов, в том числе, расчетного счета Подрядчика, он обязан незамедлительно в письменной форме сообщить об этом Заказчику с указанием новых реквизитов. В противном случае все риски, связанные с направлением Заказчиком Подрядчику каких-либо документов, с перечислением Заказчиком денежных средств по указанным в настоящем Контракте реквизитам Подрядчика, несет Подрядчик.
3.9. Невыполненные по Контракту работы оплате не подлежат, и при этом Подрядчик не вправе требовать оплаты.
3.10. Наличие подписанного Заказчиком Акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), не лишает Заказчика права предоставлять возражения по объему и качеству выполненных работ, используемых материалов по Контракту, по результатам проведенных контрольными органами проверок использования бюджетных средств.
Из приведенного выше раздела 3 проекта контракта рассматриваемого электронного аукциона следует, что при его составлении заказчиком не были учтены изменения, внесенные в статью 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ, что в данном случае является нарушением пункта 2 части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В отношении девятого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - постановление Правительства РФ 30.08.2017 N1042) установлены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - правила).
Согласно пункту 3 правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
Пунктом 4 правил определено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Таким образом, из анализа вышеуказанных правил следует, что законодателем определен порядок определения размеров штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренныхгосударственным контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания овощехранилища по общим (закупка без ограничений) и специальными правилами (при наличии ограничений: закупка проводится для субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).
Обратившись к извещению N 0371100006119000031, Комиссия установила, что в данном случае ограничения и запреты (требования к участникам) не установлены, следовательно, закупка не проводится исключительно для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.
В аукционной документации данные ограничения также не установлены.
Пунктом 7.5 проекта контракта определено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно).
Таким образом, учитывая, что ни извещение о проведении аукциона в электронной форме, ни аукционная документация не содержат ограничений в отношении участников закупки, которыми могут быть только СМП, СОНКО, и принимая во внимание установление в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, штрафов за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств и порядка их начисления для участников закупки, являющихся СМП и СОНКО, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком в проекте контракта штрафы за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, не установлены, что является нарушение части 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В отношении десятого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 30 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ определено, что если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Раздел 8 проекта государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания овощехранилища (далее - проект контракта) (документация к извещению N 0371100006119000031) содержит следующее:
8.1. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются на счет Подрядчика по факту исполнения им всех своих обязательств по контракту, в течение не более чем 15 (пятнадцати) дней со дня перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика за полное выполнение обязательств по контракту при условии: после оплаты всех неустоек штрафов, пеней, если данные меры были применены к Подрядчику Заказчиком.
8.2. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
8.3. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
8.4. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
8.5. Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать сведения, указанные в Федеральном законе от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
8.6. В банковскую гарантию включается условие о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем 5 (пять) рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
8.7. Срок действия банковской гарантии должен закончиться не ранее 31.12.2019 года.
8.8. Размер обеспечения исполнения Контракта составляет 5 % (пять процентов) по отношению к начальной (максимальной) цене Контракта, что составляет 183891,35 рублей (Шестьдесят одна тысяча восемьсот тринадцать рублей 80 копеек).
ИНН 7612010960, КПП 761201001, УФК по Ярославской области (ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области л.сч. 05711423970),сч. 40302810500001000002 отделение Ярославль г. Ярославль БИК 047888001.
8.9. Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 ст. 37 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 ст. 37 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
8.10. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по контракту заказчик имеет право обратить взыскание на обеспечение исполнения контракта.
8.11. Обеспечение исполнения Контракта сохраняет свою силу при изменении законодательства Российской Федерации, а также при реорганизации Подрядчика или Заказчика.
8.12. Все затраты, связанные с заключением и оформлением договоров и иных документов по обеспечению исполнения Контракта, несет Подрядчик.
Из приведенного выше раздела 8 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, следует, что при составлении вышеуказанного проекта контракта заказчиком не учтены изменения, внесенные в статью 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Федеральным законом от 27.12.2018 N 502-ФЗ, что в данном случае является нарушением части 30 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией выявлены в действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе.
В извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона (пункт 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона (часть 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закон.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (абз. 3 пункта 1 статьи 49 ГК РФ).
Объектом рассматриваемого электронного аукциона в соответствии с извещением и документацией об электронном аукционе является выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания овощехранилища.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 677 826, 80 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Частями 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:
1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;
4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;
5) физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома, а также лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1-3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.
При этом согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
В соответствии с частью 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением:
1) иностранных юридических лиц;
2) случая, если на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрированы индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, отсутствует зарегистрированная саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство, и соответствующая требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 55.4 настоящего Кодекса. В этом случае индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право обратиться с заявлением о приеме в члены саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, и зарегистрированной на территории любого из субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с этим субъектом Российской Федерации. При этом такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо дополнительно представляет в указанную саморегулируемую организацию выписку из государственного реестра саморегулируемых организаций об отсутствии на территории этого субъекта Российской Федерации зарегистрированных саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. Саморегулируемая организация, в которую обратились с заявлением о приеме в члены данный индивидуальный предприниматель или данное юридическое лицо, зарегистрированные в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, имеющего общую границу с субъектом Российской Федерации, на территории которого зарегистрирована такая саморегулируемая организация, не имеет права отказать такому лицу в приеме в члены саморегулируемой организации по основанию, указанному в абзаце первом настоящей части.
Исходя из части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Согласно части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Исходя из частей 4 и 5 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.
Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемых организаций.
Иными словами, для участия в рассматриваемом электронном аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания овощехранилища, участники закупки должны являться членами саморегулируемой организации (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также иметь выписку из реестра членов такой СРО, выданную не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" и представить указанную выше выписку в составе второй части своей заявки.
При этом СРО, членом которой является участник закупки, должна иметь:
- компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, предусмотренный частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Требование о наличии выписки из реестра СРО не распространяется на случаи, предусмотренные частями 2.1 и 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона и пункта 24 "Требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ" документации об электронном аукционе заказчиком к участникам закупки установлены единые требования о соответствии последних требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющегося объектом закупки.
Однако данное требование не конкретизировано в соответствии с законом.
Более того, согласно пункту 28 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" документации об электронном аукционе представление участниками закупки в составе второй части заявки на участие в данном аукционе копий документов, подтверждающих соответствие услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к услугам и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе не требуется.
Таким образом, учитывая, что заказчиком не учтены и не включены в извещение и документацию об электронном аукционе приведенные выше требования как к участникам закупки, так и о представлении участниками закупки в составе вторых частей их заявок документов, подтверждающих соответствие последних таким требованиям (в извещении и документации об электронном аукционе они не установлены), Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (ИНН 2366004339, ОГРН 1182375036744) на действия заказчика, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области" (ИНН 7612010960, ОГРН 1027601307216), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания овощехранилища (извещение N 0371100006119000031), обоснованной в части нарушения заказчиком частей 8, 30 и пункта 2 части 13 статьи 34, пункта 6 статьи 42, части 3 и пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 2 и 11 части 1 и части 3 статьи 64, части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
2. Признать заказчика, федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области" (ИНН 7612010960, ОГРН 1027601307216), нарушившим частей 8, 30 и пункта 2 части 13 статьи 34, пункта 6 статьи 42, части 3 и пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 2 и 11 части 1 и части 3 статьи 64, части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику, федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области" (ИНН 7612010960, ОГРН 1027601307216), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Лебедева С.Н. |
Члены Комиссии: |
Катричева Е.И. Семенычева Е.К. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 7 августа 2019 г. N 076/06/64-375/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.08.2019