Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<...>, руководитель Чукотского УФАС России.
Члены Комиссии:
<...>, главный специалист-эксперт Чукотского УФАС России; <...>, ведущий специалист-эксперт Чукотского УФАС России,
в присутствии представителя Государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" - <...>по доверенности от 20.12.2018 г. N 5932,
в отсутствии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Мира", уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Мира" (далее - Заявитель, Общество) на действия (бездействие) Государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" (далее - Заказчик), при проведении запроса котировок в бумажной форме на право заключения договора "Поставка масел, технических жидкостей и смазки" (далее - Запрос котировок), извещение N 31907857558 в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Чукотское УФАС России 03.06.2019 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Данная жалоба поступила в ФАС России 24.05.2019 года. Была перенаправлена по подведомственности в Чукотское УФАС России вх. 1318 от 03.06.2019 года (исх. 17/45311/19 от 30.05.2019 года).
В своей жалобе Заявитель указывает, что 12 мая 2019 года Заказчиком было размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение N 31907857558 о проведении запроса котировок в бумажной форме на право заключения договора на поставку масел, технических жидкостей и смазки.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или конкурсной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз", утвержденным И.о. генерального директора ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз"<...> от 25 января 2019 года (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Извещение и документация о проведении Запроса котировок в бумажной форме, (далее - Документация) размещено в ЕИС - 12.05.2019 г.
Начальная (максимальная) цена договора - 9 720 007 ,80 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 20.05.2019 в 10:00 (МСК+9).
Дата подведения итогов - 21.05.2019 (МСК+9).
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса котировок Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно: Закупочная комиссия нарушила правило определения победителя. Создала преимущественные условия, а так же присутствие фактов аффилированности между госзаказчиком и победителем закупки.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией Чукотского УФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия Чукотского УФАС России установила следующее.
Согласно доводу жалобы Заявителя, котировочная заявка была направлена экспресс-отправкой, что подтверждается авиатранспортной накладной, которую получил представитель Заказчика. "В нарушение по 223-ФЗ заказчик провел запрос котировок не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной, а также учитывая сложно доступную удаленность местонахождения Заказчика, слишком малый срок подачи заявок (минимальный срок отправления экспресс-почты из г. Москва в г. Анадырь от двери до двери филиала почтовой службы составляет от 5 рабочих дней, не считая день забора корреспонденции)".
Законом о закупках предусмотрено четыре вида конкурентных торговых процедур - аукцион, конкурс, запрос предложений и запрос котировок. При этом конкурс и аукцион предусмотрен в бумажной, электронной и закрытой форме, а запрос котировок и запрос предложений только в электронной и закрытой форме (п. 1 ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Заказчик вправе предусмотреть любой иной конкурентный способ закупки, описав его в своем положении (п. 2 ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Согласно пункту 10.5 Положения о закупке, Заказчиком установлен порядок проведения запроса котировок в электронной форме или бумажной форме.
Положениями пункта 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках, вступившей в силу с 1 июля 2018 г., запрос котировок отнесен к конкурентным закупкам и предусмотрено, что запрос котировок может проводиться либо в электронной форме, либо в форме закрытой закупки. Но, учитывая положения пункта 2 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках, в соответствии с которыми конкурентные закупки могут осуществляться иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 статьи 3 Закона о закупках, а также положения части 2 указанной статьи, в соответствии с которыми конкурентные закупки в случаях, предусмотренных в положении о закупке заказчика, могут осуществляться не в электронной форме, заказчики могут в своем положении о закупке предусмотреть такой способ, аналогичный "бумажному" запросу котировок.
Таким образом, положениями части 2 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что все иные, не поименованные в пункте 1 части 3 статьи 3 Закона о закупках, конкурентные закупки могут проводиться не в электронной форме в случае, если в положении о закупке заказчиком четко указано об этом. Для того чтобы закупка проводилась конкурентным способом, но не в электронной форме, необходимо, чтобы иные способы отличались от конкурентных закупок не только названием, но и самой процедурой проведения. В противном случае есть риск, что такие иные способы будут признаны фактически разновидностями конкурентных закупок и квалифицированы как относящиеся к ним, даже если они будут поименованы несколько иначе.
Комиссией Чукотского УФАС России установлено, что Заказчиком в Положении о закупках установлен порядок проведения запроса котировок в электронной форме или бумажной форме. Когда запрос котировок в бумажной форме необходимо было указать, в отдельном разделе, относящимся к иным способам закупки соответствующим требованиям части 3 статьи 3 Закона о закупках, а также положениям части 2 указанной статьи.
Согласно пункту 10.5.4.2. Положения о закупках, установлено, что для участия в проведении запроса котировок участник закупки должен подать котировочную заявку в запечатанном конверте по форме и в порядке, установленным извещением о проведении запроса котировок, и пункта 23 Извещения, по адресу г. Анадырь, ул. Рультытегина, дом 24.
На заседании Комиссии Чукотского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что в авиатранспортной накладной, адрес получателя указан: г. Анадырь, аэропорт, офис, "Авиатранспортное агентство Чукотки", адрес не соответствует пункту 23 Извещения. Так же на конверте не указана информация о подавшем его лице, и не указано никакой информации, что в данном конверте содержится заявка.
Кроме того, в пунктах 1 и 2 Извещения указаны уполномоченные лица Заказчика при проведении процедуры закупки. Таким образом, иные лица, не указанные в Извещении, не уполномочены на получение заявок и иной корреспонденции.
Данная заявка поступила Заказчику и зарегистрирована 20.05.2019 года в 14:55 минут. (Скриншот конверта с котировочной заявкой и штампом регистрации, где указана дата и время поступления, приобщены к материалам дела).
Вместе с тем, Заявитель явку своих представителей на заседание Комиссии Чукотского УФАС не обеспечил, в жалобе, не представлено надлежащих доказательств свидетельствующих о том, что установленные Заказчиком требования повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Заявитель не явился на заседание Комиссии, а также не представил документы и сведения, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, в том числе свидетельствующих об ограничении количества участников закупки.
В связи с тем, что на момент рассмотрения жалобы контракт заключен, Комиссией Чукотского УФАС России принято решение предписание об устранении нарушений не выдавать.
В соответствии с положениями части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чукотского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Мира" на действия (бездействие) Государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз", при проведении запроса котировок в бумажной форме на право заключения договора "Поставка масел, технических жидкостей и смазки", извещение N 31907857558, обоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Председатель Комиссии: |
________________________ |
<...> |
|
|
|
|
|||
Члены Комиссии: |
________________________ |
<...> |
||
|
________________________ |
<...> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 13 июня 2019 г. N 087/10/18.1-49/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.06.2019