12.08.2019 г. (вх. N <_>) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) поступило заявление прокуратуры <_> района для разрешения вопроса о нарушении антимонопольного законодательства в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом <_> района Республики Хакасия (далее - КУМИ <_> района). Признаки нарушения были выявлены в ходе проведённой прокуратурой проверки, которая показала, что при предоставлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства (далее по тексту - КФХ) <_> земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, не производилось необходимого извещения в средствах массовой информации (далее - СМИ) других заинтересованных лиц о предварительном согласовании предоставления участка, соответственно, не проводились торги, что нарушает права других хозяйствующих субъектов и могло бы привести к ограничению конкуренции.
Рассмотрев поступившее заявление Прокуратуры <_> Республики Хакасия и представленные в ходе рассмотрения заявления документы и сведения, Хакасское УФАС России приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 25.09.2017 г. между КУМИ <_> района и главой КФХ <_>, заключён договор N <_>, согласно которому <_> сроком на пять лет предоставлен в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <_>, расположенный по адресу: Республика Хакасия, <_>, в 2,1 км на северо-восток от северной окраины с. <_>, для животноводства, общей площадью <_> кв.м.
Глава КФХ - <_>. является участником подпрограммы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Хакасия" долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2010-2012 годы", утверждённой постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.11.2009 г. N509, и ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы", утверждённой приказом Минсельхоза России от 06.03.2012 г. N 172, в рамках которых ей предоставлен грант в размере <_> тысяч рублей и единовременная помощь на бытовое устройство начинающего фермера в размере <_> тысяч рублей.
Вышеуказанный договор аренды земельного участка от <_> г. N <_> заключён КУМИ <_> района с <_>, на основании ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.04.2002 г. N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее по тексту - Закон об обороте), извещение о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка <_> в СМИ, в том числе в печатном издании <_> района - газете "<_>", не публиковалось, что подтверждается ответом КУМИ <_> района на запрос прокуратуры <_> района, а также письменными пояснениями <_>.
В соответствии с абз. 1 ч. 8 ст. 10 Закона об обороте, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Необходимо подчеркнуть, абз. 2 той же статьи устанавливает, что в случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ).
Таким образом, статьей 39.18 ЗК РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам. Помимо этого, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" прямо устанавливает, что порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 39.18 ЗК РФ устанавливается, что в случае поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, либо обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Часть 5 статьи 39.18 гласит, что если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка.
Частью 7 статьи 39.18 установлено: в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
Исходя из изложенного, руководствоваться следует ст. 39.18 ЗК РФ, учитывая положения ч. 6 которой, торги не проводятся в случае наличия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, для которого, в свою очередь, необходимо извещение других хозяйствующих субъектов в СМИ и отсутствие заявлений иных заинтересованных лиц.
В силу того, что ни ЗК РФ, ни Закон об обороте не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка, кроме как опубликования извещения в СМИ о предоставлении земельного участка, уполномоченным органом должны быть обеспечены равные возможности для хозяйствующих субъектов в этой области. То обстоятельство, что заинтересованное лицо является участником государственной и ведомственной программ поддержки сельского хозяйства, не имеет специального правового значения при рассмотрении заявления в порядке статьи 39.18 ЗК РФ, обход процедуры, установленной законодательством, не допустим.
Федеральный закон от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в п. 2 ч. 1 ст. 1 определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).
В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
На основании пункта 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационными условиями являются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Посредством бездействия, а именно - неопубликования КУМИ <_> района извещения о предоставлении земельного участка для сельскохозяйственных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования), другие хозяйствующие субъекты не могли узнать об имеющемся земельном участке, а также не имели возможности участвовать в торгах в отношении этого земельного участка, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии КУМИ <_> района имеются признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, выдается хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Учитывая изложенное, в связи с наличием в бездействии КУМИ <_> района Республики Хакасия признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пункта 8 частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Хакасское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 данного закона, для чего необходимо:
1) Принять меры по устранению выявленных нарушений путём возврата в муниципальную казну земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <_>, расположенный по адресу: Республика Хакасия, <_> район, в 2,1 км на северо-восток от северной окраины с. <_>, для животноводства, общей площадью <_> кв.м., а также последующей передаче этого земельного участка в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции, Земельным Кодексом Российской Федерации.
Действия в соответствии с настоящим предупреждением необходимо совершить в срок до 01 октября 2019 г.
Согласно части 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.
Частью 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Врио руководителя управления <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 14 августа 2019 г. N 12-П-19 (ключевые темы: фермерское хозяйство - нарушение антимонопольного законодательства - предоставление земельных участков - земли сельскохозяйственного назначения - закон о защите конкуренции)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.08.2019