Председатель Комиссии Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <...> - руководитель Управления, рассмотрев опубликованную в выпуске газеты "Голос Примокшанья" N49 (12885) от 07.12.2018 рекламу "Страховая компания "Астро-Волга" НЕ ПОКУПАЙ ОСАГО, ПОКА НЕ УЗНАЕШЬ НАШУ ЦЕНУ! ОСАГО со скидкой до 10%* *5% КБМ и 5% снижение базового тарифа Телефон горячей линии 8 (927) 713-30-13 У вас есть свое ИП? Есть свой небольшой розничный бизнес и вы хотите увеличить доход? Набираем агентов в вашем регионе (можно без опыта)! 8 (927) 028-04-94 Акция действует до 31 декабря 2018. Предложение не является публичной офертой. АО "СК "Астро-Волга". Лицензия ОС N2619-03." с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
УСТАНОВИЛ:
В Мордовское УФАС России с письмом Филиала ПАО "Росгосстрах" в Республике Мордовия <...> поступили данные об опубликовании в выпуске газеты "Голос Примокшанья" N49 (12885) от 07.12.2018 объявления "Страховая компания "Астро-Волга" НЕ ПОКУПАЙ ОСАГО, ПОКА НЕ УЗНАЕШЬ НАШУ ЦЕНУ! ОСАГО со скидкой до 10%* *5% КБМ и 5% снижение базового тарифа Телефон горячей линии 8 (927) 713-30-13 У вас есть свое ИП? Есть свой небольшой розничный бизнес и вы хотите увеличить доход? Набираем агентов в вашем регионе (можно без опыта)! 8 (927) 028-04-94 Акция действует до 31 декабря 2018. Предложение не является публичной офертой. АО "СК "Астро-Волга". Лицензия ОС N2619-03.".
Такая информация направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к деятельности страховой организации АО "СК "Астро-Волга", предлагающей страховые услуги ОСАГО со скидкой до 10% (5% КБМ и 5% снижение базового тарифа), поддерживает интерес к страховой организации и предлагаемым страховым услугам по заключению договоров ОСАГО, тем самым способствует их продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В рассматриваемом случае объектом рекламирования является продавец страховых услуг АО "СК "Астро-Волга", предлагающий заключать с ним договоры ОСАГО со скидкой до 10% (5% КБМ и 5% сниже6ние базового тарифа).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Нормы статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" определяют, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
В силу принятого Центральным банком Российской Федерации Указания от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" размер базовой ставки страхового тарифа (далее - ТБ), в пределах минимальных и максимальных значений, установленных в Приложении 1, определяется страховщиком самостоятельно по каждой категории транспортного средства (далее - ТС) и по каждой территории преимущественного использования ТС, о чем страховая организация обязана уведомлять Банк России, а документ, устанавливающий такие размеры, вступает в силу со дня его утверждения и подлежит размещению на официальном сайте страховщика в сети "Интернет" (п.1 Порядка применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования названного Указания).
В сети "Интернет" на сайте astrovolga.ru Страховой компании Астро-Волга в разделе ОСАГО (обязат.АГО), по ссылке http://www.astrovolga.ru/insurance/strakhovanie-otvetstvennosti/osago-oby azat/, можно ознакомиться с базовыми тарифными ставками, среди которых опубликованы: Размеры базовых ставок страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, действующие в АО "СК "Астро-Волга" с 06.12.2018 г. (утверждены приказом <...>); Размеры базовых ставок страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, действующие в АО "СК "Астро-Волга" с 15.12.2018 г. (утверждены приказом <...> ; Размеры базовых ставок страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, действующие в АО "СК "Астро-Волга" с 21.12.2018 г. (утверждены приказом <...>); Размеры базовых ставок страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, действующие в АО "СК "Астро-Волга" с 25.12.2018 г. (утверждены приказом <...>).
Утвержденные размеры базовых ставок страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, действующие в АО "СК "Астро-Волга" в актуальный для рассматриваемой рекламной публикации период (с даты публикации - 07 декабря 2018 и до срока действия рекламного предложения - до 31 декабря 2018), являются фиксированными значениями (в рублях), которыми не предусматриваются изменяющие такие значения скидки.
Вместе с тем, в Приложении 2 к Указанию ЦБ РФ от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлены коэффициенты страховых тарифов и, в частности, коэффициент КБМ с фиксированным значением, зависящим от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования, и законодательно установленное значение коэффициента КБМ обязательно для применения страховщиками, которые не вправе устанавливать для такого коэффициента скидки.
С учетом изложенного, в рассматриваемой рекламе Страховой компании "Астро-Волга", от имени которой предлагается ОСАГО со скидкой до 10%, а именно "_5% КБМ и 5% снижение базового тарифа_", сообщаются не соответствующие действительности сведения о скидках на страховые тарифы ОСАГО, поскольку такие скидки не предусмотрены ни действующим законодательством, ни документами, размещенными на официальном сайте страховщика.
Наряду с этим, в распространяемой рекламе содержится призыв "НЕ ПОКУПАЙ ОСАГО, ПОКА НЕ УЗНАЕШЬ НАШУ ЦЕНУ!", который позволяет воспринимать предлагаемое Страховой компанией "Астро-Волга" "ОСАГО со скидкой до 10%* *5% КБМ и 5% снижение базового тарифа" как более привлекательную характеристику ценового преимущества страховых тарифов по сравнению с другими страховщиками, что не соответствует действительности, поскольку размеры страховых тарифов, состоящих из базовых ставок и коэффициентов, не могут быть изменены (снижены или завышены) по отношению к законодательно установленным значениям таких тарифов, одинаковых для всех страховщиков.
Совокупность содержащихся в рекламе сведений о скидках и их ценовых преимуществах формирует желание потребителей воспользоваться страховыми услугами АО "СК "Астро-Волга", однако из-за недостоверности таких сведений и при отсутствии в рекламе существенной информации о действительных размерах страховых тарифов по ОСАГО искажается смысл рекламного предложения и тем самым потребители рекламы вводятся в заблуждение, что не допустимо.
В соответствии с пунктами 1 и 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Следовательно, распространенная в выпуске газеты "Голос Примокшанья" N49 (12885) от 07.12.2018 реклама "Страховая компания "Астро-Волга" НЕ ПОКУПАЙ ОСАГО, ПОКА НЕ УЗНАЕШЬ НАШУ ЦЕНУ! ОСАГО со скидкой до 10%* *5% КБМ и 5% снижение базового тарифа Телефон горячей линии 8 (927) 713-30-13 У вас есть свое ИП? Есть свой небольшой розничный бизнес и вы хотите увеличить доход? Набираем агентов в вашем регионе (можно без опыта)! 8 (927) 028-04-94 Акция действует до 31 декабря 2018. Предложение не является публичной офертой. АО "СК "Астро-Волга". Лицензия ОС N2619-03." носит признаки нарушения пунктов 1 и 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из содержания рассматриваемой рекламы, продавцом страховых услуг ОСАГО является страховщик - АО "СК "Астро-Волга", которого в данном случае следует признать рекламодателем.
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является АНО "Редакция газеты "Голос Примокшанья", осуществившая размещение такой рекламы в газете "Голос Примокшанья" N49 (12885) от 07.12.2018 с последующим выпуском такой газеты в свет.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу N 4/1-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - <...>;
заинтересованное лицо - <...>.
3. Назначить дело N 4/1-Р к рассмотрению на 11 февраля 2019 года в 15.00 часов по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, проспект Ленина, 14, 2 этаж, каб.3 (конференц-зал), контактный телефон: <...>; контактное лицо: <...>; электронная почта: <...>.
4. АО "СК "Астро-Волга" представить в срок до 08 февраля 2019 года следующие документы и сведения:
1) письменные объяснения по поводу предъявляемых претензий;
2) копии документов (договор, текст (макет) рекламы, согласованный сторонами по договору, заявка на размещение рекламы, график выхода (публикации) рекламы, акт сдачи-приема услуг, счет-фактура, платежные документы на оплату услуг и другие), на основании которых АО "СК "Астро-Волга" осуществило заказ на размещение рассматриваемой рекламы в выпуске газеты "Голос Примокшанья". В случае, если такие документы отсутствуют, необходимо представить письменные мотивированные пояснения по данным обстоятельствам;
3) сведения (в письменном виде) об адресном размещении аналогичной рекламы иными способами и с помощью иных средств (печатные, электронные СМИ, и др.) с приложением подтверждающих документов;
4) копии документов (гражданско-правовые договоры, соглашения, в том числе агентские договоры, со всеми приложениями к таким договорам, и др.), на основании которых АО "СК "Астро-Волга" организует работу по заключению договоров ОСАГО в Ковылкинском районе Республики Мордовия;
5) копии документов (приказ, распоряжение, и др.), определяющих порядок предоставления скидок по договорам ОСАГО в размере до 10%, а именно "_5% КБМ и 5% снижение базового тарифа_". В случае, если такие документы отсутствуют, необходимо представить письменные мотивированные пояснения по данным обстоятельствам;
6) копии документов (договор с оператором связи и др.), на основании которых АО "СК "Астро-Волга" использует в страховой деятельности телефон горячей линии 8(927) 713-30-13. В случае, если такие документы отсутствуют, необходимо представить письменные мотивированные пояснения по данным обстоятельствам.
Копии всех документов и материалов должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации.
5. АНО "Редакция газеты "Голос Примокшанья" представить в срок до 08 февраля 2019 года следующие документы и сведения:
1) копии документов (договор, текст (макет) рекламы, согласованный заказчиком, заявка на размещение рекламы, электронная переписка по согласованию размещения рекламы, график выхода (публикации) рекламы, акт сдачи-приема услуг, счет-фактура, платежные документы на оплату услуг и другие), на основании которых осуществлено производство и распространение вышеназванной рекламы в газете "Голос Примокшанья". В случае, если АНО "Редакция газеты "Новая жизнь" не оказывала услуги по производству (изготовлению) такой рекламы, необходимо предоставить письменные мотивированные пояснения по данным обстоятельствам;
2) сведения (в письменном виде) о выходных данных (номер, дата) всех выпусков газеты "Голос Примокшанья", в которых публиковалась (публикуется) рассматриваемая реклама;
3) экземпляр выпуска газеты "Голос Примокшанья" N49 (12885) от 07.12.2018;
4) копии документов, на основании которых избран (назначен на должность) главный редактор газеты "Голос Примокшанья";
5) копии учредительно-регистрационых документов (свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство о СМИ, Устав (Положение) организации и редакции газеты, и др.), на основании которых АНО "Редакция газеты "Голос Примокшанья" осуществляет предпринимательскую деятельность.
Копии всех документов и материалов должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации.
Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Явка АО "СК "Астро-Волга", в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, а также АНО "Редакция газеты "Голос Примокшанья" для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
Лица, участвующие в рассмотрении назначенного дела, обязаны предоставить документы, подтверждающие их личность и полномочия.
Председатель Комиссии <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 15 января 2019 г. N 4/1-р
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.01.2019