Резолютивная часть решения оглашена 09 августа 2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме 09 августа 2019 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 22.03.2016 N40 в составе:
"_"
при присутствии на заседании Комиссии организатора торгов - Чебоксарского городского комитета по управлению имущество администрации города Чебоксары Чувашской Республики:
- "_"
при отсутствии на заседании Комиссии заявителя- ИП Баринова О.В.,
рассмотрев жалобу ИП Баринова О.В. на действия организатора торгов - Чебоксарского городского комитета по управлению имущество администрации города Чебоксары Чувашской Республики при проведении аукциона по продаже нежилых помещений (изв. NN 180719/0056734/07 - помещение по ул. Николаева д. 15 и 180719/0056734/11- помещение по ул. Ярославская д. 34/8), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России поступила жалоба ИП Баринова О.В. (вх. Управления от 02.08.2019 N 05-04/4552) на действия организатора торгов - Чебоксарского городского комитета по управлению имущество администрации города Чебоксары Чувашской Республики при проведении аукциона по продаже нежилых помещений (изв. NN 180719/0056734/07 - помещение по ул. Николаева д. 15 и 180719/0056734/11- помещение по ул. Ярославская д. 34/8).
В своей жалобе заявитель сообщает, что организатор торгов в нарушение действующего законодательства проводит вышеназванные торги, поскольку между Чебоксарским городским комитетом по управлению имущество администрации города Чебоксары Чувашской Республики и ИП Бариновым О.В. заключены следующие договора аренды:
- от 03.12.2013 договор N2061 аренды нежилого помещения (строения) муниципальной собственности г. Чебоксары о передачи в пользу заявителя во временное владение и пользование (аренда) нежилого помещения N1, расположенного в подвале (литер 1) жилого дома (литер А) общей площадью 74,5 кв. м. по адресу: город Чебоксары, ул. Ярославская, д. 34/8. Срок действия договора устанавливается с 04.12.2013 по 03.12.2018. Фактическая передача помещения произведена на основании акта приема - передачи от 03.12.2013;
- от 11.11.2015 договор N2240 аренды нежилого помещения (строения) муниципальной собственности г. Чебоксары о передачи в пользу заявителя во временное владение и пользование (аренда) нежилые комнаты NN2, 5, 6, 8 нежилого помещения N4, расположенного в цокольном этаже жилого дома, общей площадью 57,0 кв. м. по адресу: город Чебоксары, ул. Гузовского, д. 14. Срок действия договора устанавливается с 16.11.2015 по 15.11.2020. Фактическая передача помещения произведена на основании акта приема - передачи от 11.11.2015;
- от 04.12.2015 договор N2253 аренды нежилого помещения (строения) муниципальной собственности г. Чебоксары о передачи в пользу заявителя во временное владение и пользование (аренда) нежилого помещения N1, расположенного на первом этаже жилого многоквартирного дома (литер А) общей площадью 72,2 кв. м. по адресу: город Чебоксары, ул. Николаева, д. 15. Срок действия договора устанавливается с 01.12.2015 по 30.11.2020. Фактическая передача помещения произведена на основании акта приема - передачи от 04.12.2015 (далее - "помещения").
23.07.2019 заявитель обратился к комитету с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение всех поименованных ранее помещений на основании положений ФЗ от 22.07.2008 N159-ФЗ с рассрочкой оплаты в пять лет.
Своими решениями (актами), оформленными письмами:
- от 23.07.2019 N039-6778 в отношении помещения по ул. Ярославская 34/8;
- от 23.07.2019 N039-6779 в отношении помещения по ул. Гузовского. д. 14;
- от 23.07.2019 N039-6777 в отношении помещения по ул. Николаева, д. 15
комитет отказал в удовлетворении заявления, мотивировав свою позицию тем, что заявитель был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 13.08.2018 и не пользовался непрерывно помещением в течение двух и более лет в соответствии с договором.
На основании вышеизложенного, просит признать жалобу обоснованной и выдать организатору торгов предписание.
Представители организатора торгов нарушения антимонопольного законодательства не признали, просили признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии со ст. 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
- арендуемое имущество находится у субъекта малого и среднего предпринимательства во временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течении двух и более лет в соответствии с договором аренды такого имущества;
- отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням);
- площадь арендуемых помещений не превышает установленные законом субъектов РФ предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Баринов О. В. арендует спорные объекты недвижимости с 01.12.2015 на основании договора аренды от 04.05.2015 N 2253 и с 04.12.2013 на основании договора аренды от 03.12.20103 N 2061 соответственно. При заключении договоров аренды Баринов О. В. не имел статуса индивидуального предпринимателя. Согласно выписке из ЕГРИП N ИЭ9965-19-17163055 статус индивидуального предпринимателя Бариновым О. В. впервые был зарегистрирован 11.04.2014.
26.01.2016 ИП Баринов О. В. прекратил свою деятельность.
13.08.2018 Баринов О. В. вновь был зарегистрирован в статусе индивидуального предпринимателя (выписка из ЕГРИП от 09.08.2019 N ИЭ9965-19-17168375).
Основанием для отказа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемых помещений явилось то, что ИП Баринов О. В. состоит в статусе индивидуального предпринимателя только с 13.08.2018, то есть на момент подачи заявлений о реализации преимущественного права Баринов О. В. не соответствовал критериям п. 1 ст. 3 Закона N 159-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относит физических лиц, внесенных в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 159-ФЗ одним из условий преимущественного права на выкуп арендованного имущества является факт нахождения имущества по состоянию на 1 июля 2015 года во временном владении и (или) временном пользовании у субъекта малого и среднего предпринимательства непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.
В силу Закона N 159-ФЗ возникновение права на преимущественный выкуп арендуемого имущества поставлено в зависимость от наличия действующих арендных отношений в течение двух и более лет по состоянию на 1 июля 2015 года именно субъектом малого и среднего предпринимательства.
18.07.2019 организатором торгов- Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом на сайте Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?id=2859083&gov_id=149 размещены бюллетени N 176 и 180, согласно которых проводится аукцион по продаже имущества, находящегося в муниципальной собственности города Чебоксары (торги), проводится в электронной форме в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации), постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 860 "Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме".
Информационный бюллетень N 176 содержит следующую информацию.
Основания проведения торгов решение об условиях приватизации муниципального имущества города Чебоксары, принято постановлением администрации г. Чебоксары от 12.07.2019 N 1637.
Предмет аукциона - продажа имущества, находящегося в муниципальной собственности города Чебоксары.
Продавец - Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом.
Организатор торгов - юридическое лицо, владеющее сайтом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - ООО "РТС-тендер", адрес местонахождения: 121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д.23-А, тел. 7 (499) 653-55-00, 8-800-77-55-800.
Регистрация на электронной площадке - процедура заполнения персональных данных и присвоения персональных идентификаторов в виде имени и пароля, необходимых для авторизации на электронной площадке, при условии согласия с правилами пользования электронной площадкой.
Лот N 1 - нежилое помещение N 1, общей площадью 72,2 кв. м, расположенное на первом этаже жилого четырехэтажного кирпичного многоквартирного дома с подвалом (литера А), находящегося по адресу: г. Чебоксары, ул. Николаева, д. 15.
Объект приватизации имеет следующее обременение:
договор аренды N 2253 от 04.12.2015, заключенный между Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом и Бариновым Олегом Владимировичем.
Начальная цена продажи - 2 001 000 (Два миллиона одна тысяча) рублей.
Размер задатка - 400 200 (Четыреста тысяч двести) рублей.
Шаг аукциона - 100 050 (Сто тысяч пятьдесят) рублей.
Лицо, отвечающее признакам покупателя в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и желающее приобрести имущество, выставляемое на аукцион (далее - Претендент), обязано осуществить следующие действия:
- внести задаток на счет Организатора торгов указанном в настоящем информационном сообщении порядке;
- в установленном порядке зарегистрировать заявку на электронной площадке по утвержденной Продавцом форме;
- представить иные документы по перечню, указанному в настоящем информационном сообщении.
Покупателями муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением:
государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;
юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества",
юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
юридических лиц, в отношении которых офшорной компанией или группой лиц, в которую входит офшорная компания, осуществляется контроль.
Информационный бюллетень N 180 содержит следующую информацию.
Основания проведения торгов решение об условиях приватизации муниципального имущества города Чебоксары, принято постановлением администрации г. Чебоксары от 12.07.2019 N 1642.
Предмет аукциона - продажа имущества, находящегося в муниципальной собственности города Чебоксары.
Продавец - Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом.
Организатор торгов - юридическое лицо, владеющее сайтом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - ООО "РТС-тендер", адрес местонахождения: 121151,г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д.23-А, тел. 7 (499) 653-55-00, 8-800-77-55-800.
Регистрация на электронной площадке - процедура заполнения персональных данных и присвоения персональных идентификаторов в виде имени и пароля, необходимых для авторизации на электронной площадке, при условии согласия с правилами пользования электронной площадкой.
Лот N 1 - нежилое помещение N 1, общей площадью 74,5 кв. м., расположенное в подвале (литера А1) жилого кирпичного четырехэтажного дома (литера А), находящегося по адресу: г. Чебоксары, ул. Ярославская, д. 34/8.
Объект приватизации имеет следующее обременение:
договор аренды N 2061 от 03.12.2013, заключенный между Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом и Бариновым Олегом Владимировичем.
Начальная цена продажи - 1 555 000 (Один миллион пятьсот пятьдесят пять тысяч) рублей.
Размер задатка - 311 000 (Триста одиннадцать тысяч) рублей.
Шаг аукциона - 77 750 (Семьдесят семь тысяч семьсот пятьдесят) рублей.
Лицо, отвечающее признакам покупателя в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и желающее приобрести имущество, выставляемое на аукцион (далее - Претендент), обязано осуществить следующие действия:
- внести задаток на счет Организатора торгов указанном в настоящем информационном сообщении порядке;
- в установленном порядке зарегистрировать заявку на электронной площадке по утвержденной Продавцом форме;
- представить иные документы по перечню, указанному в настоящем информационном сообщении.
Покупателями муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением:
государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;
юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества",
юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
юридических лиц, в отношении которых офшорной компанией или группой лиц, в которую входит офшорная компания, осуществляется контроль.
Аналогичная информация размещена на сайте торгов - изв. NN 180719/0056734/07 - помещение по ул. Николаева д. 15 и 180719/0056734/11- помещение по ул. Ярославская д. 34/8).
Относительно помещения, расположенного в цокольном этаже жилого дома, общей площадью 57,0 кв. м. по адресу: г. Чебоксары, ул. Гузовского, д. 14, торги не проводятся, соответственно, заявитель имеет возможность права пользования помещением на основании договора от 11.11.2015 N2240 (нежилые комнаты NN2, 5, 6, 8 нежилого помещения N4, расположенного в цокольном этаже жилого дома, общей площадью 57,0 кв. м. по адресу: г. Чебоксары, ул. Гузовского, д. 14). Срок действия договора установлен с 16.11.2015 по 15.11.2020.
07.08.2019 Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом сообщает о внесении изменений в информационный бюллетень N176 от 18 июля 2018 года о проведении аукциона по продаже имущества, находящегося в муниципальной собственности города Чебоксары, назначенного на 19 августа 2019 года (бюллетень N 203), а именно:
Лот N 1 дополнить информацией следующего содержания: "Срок действия договора аренды по 30.11.2020 г.".
Абз. 2 п. 7 раздела "Заключение договора купли-продажи по итогам проведения аукциона" после слов "условиями договора купли-продажи," дополнить словами "договором аренды".
В связи с внесением изменений и дополнений устанавливаются следующие сроки проведения аукциона:
Дата окончания приема заявок - 05.09.2019 в 16.00 час.
Дата и время начала рассмотрения заявок на участие в аукционе - 06.09.2019 в 13.00 час.
Дата проведения аукциона: 9 сентября 2019 года в 10.00 час.
К вышеназванному информационному бюллетеню размещен скан договора аренды от 04.12.2015 договор N2253, заключенного между Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом и Бариновым О.В. - нежилое помещение N1, расположенное на первом этаже жилого многоквартирного дома (литер А) общей площадью 72,2 кв. м. по адресу: город Чебоксары, ул. Николаева, д. 15.
07.08.2019 Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом сообщает о внесении изменений в информационный бюллетень N180 от 18 июля 2018 года о проведении аукциона по продаже имущества, находящегося в муниципальной собственности города Чебоксары, назначенного на 19 августа 2019 года (бюллетень N 204), а именно:
Лот N 1 дополнить информацией следующего содержания: "Срок действия договора аренды по 30.11.2020 г.".
Абз. 2 п. 7 раздела "Заключение договора купли-продажи по итогам проведения аукциона" после слов "условиями договора купли-продажи," дополнить словами "договором аренды".
В связи с внесением изменений и дополнений устанавливаются следующие сроки проведения аукциона:
Дата окончания приема заявок - 05.09.2019 в 16.00 час.
Дата и время начала рассмотрения заявок на участие в аукционе - 06.09.2019 в 13.00 час.
Дата проведения аукциона: 9 сентября 2019 года в 10.00 час.
К вышеназванному информационному бюллетеню размещен скан договора аренды от 03.12.2013 N 2061, заключенного между Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом и Бариновым О.В.- нежилое помещение N1, расположенное в подвале (литер 1) жилого дома (литер А) общей площадью 74,5 кв. м. по адресу: город Чебоксары, ул. Ярославская, д. 34/8.
Аналогичная информация размещена на сайте электронной торговой площадки- ООО "РТС-тендер".
Таким образом, положения документации не содержат ограничений для тех или иных лиц (юридических, физических) на участие в аукционе или конкурсе. В свою очередь, данные положения указывают на возможность участия в конкурентной процедуре всех заинтересованных лиц.
В рассматриваемом случае конкуренция выражается, в соперничестве хозяйствующих субъектов за право получение объекта недвижимого имущества.
В соответствии с правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 29 ноября 2011 г. N 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Одним из основных условий законности предоставления права получения муниципального имущества является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при получении названного прав.
Таким образом, Комиссия признает доводы заявителя необоснованными.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Исходя из установленных обстоятельств дела, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ИП Баринова О.В. необоснованной.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Чувашского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Баринова О.В. необоснованной.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 9 августа 2019 г. N 021/01/18.1-453/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.08.2019