Инспекция Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя управления Лебедевой С.Н., членов Инспекции - начальника отдела контроля закупок Катричевой Е.И., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Семенычевой Е.К.,
с участием:
от заказчика - муниципального общеобразовательного учреждения гимназия имени А.Л.Кекина г. Ростов (далее - МОУ гимназия имени А.Л. Кекина, заказчик) - директора Бражникова Д.А.;
от Общества с ограниченной ответственностью "Архитектурно-строительный центр N 3" (далее - ООО "Архитектурно - строительный центр N 3", общество) -директора Куклиной О.А., представителя по доверенности Данченко А.А.;
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные МОУ гимназия имени А.Л.Кекина г. Ростов в отношении ООО "Архитектурно-строительный центр N 3", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ проверку факта уклонения участника закупки - ООО "Архитектурно-строительный центр N 3", от заключения контракта на ремонт помещения спортивного зала N 30 МОУ гимназия имени А.Л.Кекина г. Ростов (извещение N 0871300004219000078), в соответствии с Приказом Ярославского УФАС России от 19.07.2019 г. N 256,
установила:
в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ от заказчика поступили сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Архитектурно - строительный центр N 3", уклонившегося, по мнению заявителя, от заключения контракта на ремонт помещения спортивного зала N 30 МОУ гимназия имени А.Л.Кекина г. Ростов.
Изучив представленные материалы, Инспекция приходит к следующему выводу.
Уполномоченным органом - муниципальным казенным учреждением Ростовского муниципального района "Единая служба заказчика" 26.06.2019 в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0871300004219000078 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на ремонт помещения спортивного зала N 30 МОУ гимназия имени А.Л.Кекина г. Ростов.
Начальная (максимальная) цена контракта - 995 691, 99 рублей.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 08.07.2019, размещенного уполномоченным органом в день его подписания в единой информационной системе, следует, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в данной закупке аукционная комиссия уполномоченного органа признала победителем этого аукциона участника закупки ООО "Архитектурно - строительный центр N 3" (идентификационный номер заявки N 225), как участника, предложившего наименьшую цену контракта, и заявка которого признана комиссией соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Цена контракта, предложенная победителем аукциона (ООО "Архитектурно - строительный центр N 3"), составила 946 791, 14 рублей.
Контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем (часть 10 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Порядок заключения контракта урегулирован статьёй 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры (часть 2 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи (часть 3 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов (часть 4 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица (часть 6 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (часть 7 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным (часть 8 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно части 13 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Как установлено на заседании Инспекции, протокол подведения итогов электронного аукциона N 0871300004219000078 от 08.07.2019 опубликован в единой информационной системе 08.07.2019, следовательно, заказчик, с учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации: если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, обязан направить проект контракта победителю закупки не позднее 15.07.2019.
Заказчик представил хронологию действий по подписанию проекта контракта на электронной площадке с использованием единой информационной системы.
10.07.2019 заказчик разместил без своей подписи в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект контракта на ремонт помещения спортивного зала N 30 МОУ гимназия имени А.Л.Кекина г. Ростов.
В регламентированный срок (до 15.07.2019) ООО "Архитектурно - строительный центр N 3" подписанный проект контракта не разместило на электронной площадке, а также документ, подтверждающий представление обеспечения исполнения контракта.
Заказчиком было принято решение о признании ООО "Архитектурно - строительный центр N 3" уклонившимся от заключения контракта на ремонт помещения спортивного зала N 30 МОУ гимназия имени А.Л.Кекина г. Ростов, поскольку ООО "Архитектурно - строительный центр N 3" в установленный срок не направило заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя и документ, подтверждающий представление обеспечение исполнения контракта, данное решение принято на основании уведомления, полученного от оператора электронной площадки от ЗАО "Сбербанк - АСТ".
Согласно части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.
19.07.2019 заказчиком во исполнение указанных выше требований в Ярославское УФАС России было направлено заявление о включении сведений об ООО "Архитектурно - строительный центр N 3" в реестр недобросовестных поставщиков (вх. N 6802 от 19.07.2019).
Однако в ходе заседания Инспекции представитель заказчика не настаивал на включении сведений об ООО "Архитектурно - строительный центр N 3" в реестр недобросовестных поставщиков, более того, считает, что в действиях ООО "Архитектурно - строительный центр N 3" отсутствуют признаки недобросовестного поведения, умышленные действия (бездействие), направленные на уклонение от заключения контракта на ремонт помещения спортивного зала N 30 МОУ гимназия имени А.Л.Кекина г. Ростов.
Из письменных пояснений, представленных ООО "Архитектурно - строительный центр N 3" следует, что проект контракта на ремонт помещения спортивного зала N 30 МОУ гимназия имени А.Л.Кекина г. Ростов не подписан со стороны ООО "Архитектурно - строительный центр N 3", в связи с тем, что 12.07.2019 в помещении, где располагается общество, произошел скачек напряжения, вследствие этого ноутбук, на котором установлено программное обеспечение, необходимое для участия в закупочных процедурах в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, (в частности подача заявок для участия в конкурентных процедурах в электронном виде), а также подписание контрактов на электронных площадках по итогам таких процедур, отключился и более не включался.
Результаты первичного осмотра ноутбука фирмой, специализирующейся по ремонту ноутбуков, показали, что вышел из строя "жесткий диск". Ремонт ноутбука, а также восстановление всех ранее установленных программ, в том числе необходимых для работы на электронных площадках, выполнены к 17.07.2019, в подтверждение представлены документы (акт технического состояния N 79 по заказ - наряду N 2941 от 12.07.2019 выданный ООО "Компьютерная клиника").
Как отметили представители ООО "Архитектурно - строительный центр N 3", в качестве способа обеспечения исполнения контракта общество избрало перечисление денежных средств на расчётный счет заказчика (подтверждается платежным поручением N 239 от 17.07.2019 и выпиской из лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение N 821.05.032.7 от 17.07.2019), при этом осуществить данные действия представилось возможным только 17.07.2019 (за истечением регламентированного срока (до 15.07.2019) подписания проекта контракта), поскольку в период с 15.07.2019 по 17.07.2019 директор ООО "Архитектурно - строительный центр N 3", который единолично наделен правом электронно - цифровой подписи, находился на больничной (в материалах дела имеется первичный листок нетрудоспособности с 15.07.2019 по 17.07.2019).
Также косвенным подтверждением намерения общества заключить и исполнить контракт (гражданско - правовой договор N 2) на выполнение работ по ремонту помещения спортивного зала N 30 МОУ гимназия имени А.Л.Кекина г. Ростов с МОУ гимназия имени А.Л. Кекина, служит тот факт, что 09.07.2019 руководитель ООО "Архитектурно - строительный центр N 3" по телефону попросил заказчика подготовить проекты договоров на строительный контроль и выполнение работ от Департамента охраны памятников культурного наследия Ярославской области (далее - Департамент), поскольку копии данных договоров являются неотъемлемой частью заявки на получение разрешения на выполнение рассматриваемых работ (планировалось незамедлительно после подписания контракта направить в Департамент заявку на получение разрешения).
В связи с чем 12.07.2019 договор N 86 СК/19 на строительный контроль от 05.07.2019 с МБУ РМР "Центр архитектуры и градостроительства" и договор N 01/07-2019 на выполнение авторского надзора, научного руководства и составление отчетной документации от 10.07.2019 с ООО НПО "Стройреставрация" были подготовлены, о чем со стороны заказчика был проинформирован директор ООО "Архитектурно - строительный центр N 3", выразивший согласие, заинтересованность и готовность к скорейшему получению разрешения и своевременному выполнению работ (на заседании Инспекции директор МОУ гимназия имени А.Л.Кекина Д.А. Бражников подтвердил данное обстоятельство).
Более того, 17.07.2019 в связи с тем, что ООО "Архитектурно - строительный центр N 3" выражало намерение подписать контракт и, как следствие, выполнить ремонт помещения спортивного зала N 30 МОУ гимназия имени А.Л.Кекина заказчик (в подтверждении представлены скриншоты обращения) и общество (исх. письма NN 788, 789) обратились в техническую поддержку электронной площадки "Сбербанк - АСТ" и ЕИС с просьбой вернуть процедуру заключения контракта на стадию подписания проекта контракта победителем; на что был получен ответ: оператор не вправе самостоятельно вмешиваться в процедуру размещения закупки и переносить сроки подписания контракта, а также осуществлять возврат процедуры на более ранние этапы (в материалы дела представлены вышеуказанные ответы на обращения).
Учитывая изложенное, ООО "Архитектурно - строительный центр N 3" просит не включать сведения о последнем в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно частям 1, 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения государственного контракта, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4-6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 11-12 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6-8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 Правил. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие подрядчика, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Таким образом, Инспекция приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений, фактов и доказательств, основания для включения ООО "Архитектурно - строительный центр N 3" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Кроме того, фактические обстоятельства дела (выход из строя по независящим от общества причинам ноутбука, посредством которого непосредственно осуществляется подписание контрактов на электронных площадках; инициирование со стороны общества подготовки проектов договоров на строительный контроль и выполнение работ, необходимых для получения разрешения на выполнение рассматриваемых работ; перечисление обществом (с нарушением регламентированного срока (до 15.07.2019), в связи с нахождением директора ООО "Архитектурно - строительный центр N 3" на больничном) обеспечения исполнения контракта; направление обращений с просьбой вернуть процедуру заключения контракта на стадию подписания проекта контракта в техническую поддержку электронной площадки "Сбербанк - АСТ", ЕИС) и представленные ООО "Архитектурно - строительный центр N 3" доказательства и пояснения свидетельствуют об отсутствии виновного и недобросовестного поведения со стороны участника закупки. В данном случае нарушение участником закупки сроков подписания проекта контракта не является безусловным основанием для вывода об уклонении участника закупки от заключения контракта.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062, Инспекция управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок
решила:
сведения, представленные муниципальным общеобразовательным учреждением гимназия имени А.Л.Кекина (ИНН 7609013351, ОГРН 1027601069363) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Архитектурно - строительный центр N 3" (ИНН 4401095896, ОГРН 1084401011287, адрес (место нахождения): 156000, Костромская область, г. Кострома, ул. Горная, д. 21, пом. 3), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Руководитель Инспекции |
С.Н. Лебедева |
Члены Инспекции |
Е.И. Катричева |
|
Е.К. Семенычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 26 июля 2019 г. N 05-03/90П-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.07.2019