Резолютивная часть оглашена 02.09.2019 В полном объеме изготовлено 04.09.2019
|
Великий Новгород |
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) Куриков Илья Андреевич, рассмотрев протокол N 053/04/14.3-357/2019 от 19.08.2019 и другие материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью "АЙ ТИ СИСТЕМА" (ИНН: 5321196925; 173000, Великий Новгород, ул. Федоровский ручей, д. 2/13, офис 4; далее - ООО "АЙ ТИ СИСТЕМА", Общество) в связи с обнаружением в его действиях нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) и иных достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП),
УСТАНОВИЛ:
20.03.2019 в Новгородское УФАС России поступило заявление физического лица Ц. (вх. N 2048 Новгородского УФАС России) о нарушении ООО "АЙ ТИ СИСТЕМА" законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении в г. Великий Новгород в магазине, расположенном по адресу: ул. Людогоща, д. 10, недостоверной рекламной информации об условиях предоставления выпечки в подарок при покупке товаров на сумму свыше 150 рублей (далее - Заявление).
В результате рассмотрения Заявления по существу и изучения дополнительно собранных доказательств по делу было установлено следующее.
К отношениям, возникающим в сфере рекламы на территории Российской Федерации применяется Закон о рекламе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц применительно к Закону о рекламе следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации.
При этом, исходя из буквального толкования упомянутой нормы права, следует, что квалифицирующим признаком информации как рекламной является именно ее адресованность неопределенному кругу лиц, но не факт непосредственного доведения названной информации до ее получателей.
В этой связи, при разрешении вопроса относительно рекламного характера той или иной информации, необходимо исходить, в том числе, из наличия либо отсутствия в тексте такой информации указания на ее конкретного получателя.
Отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Анализируя содержание буклета "Счастливая пекарня" и информационного щита в торговом зале магазина, расположенного по адресу: Великий Новгород, ул. Людогоща, д. 10, можно прийти к выводу, что указанная информация обладает всеми признаками рекламы, поскольку была распространена непосредственно в местах продажи соответствующего товара (без ограничения по территории и аудитории распространения), из текста рекламного буклета и информационного сообщения не представляется возможным установить, для кого именно создано данное сообщение и на восприятие кого оно направлено, а сама информация направлена на привлечение внимания, формирование интереса потребителей к определенным товарам ("багет с чесночной зеленью", "пшеничный хлеб", "круассан с абрикосом", "ржаной хлеб", "маковая плюшка", "чизкейк с малиной"), а также к условиям приобретения товара: "Выпечка в подарок +бонусная карта при покупке 150 рублей".
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной.
Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Приложенный к Заявлению рекламный буклет содержит следующую информацию: "Счастливая пекарня. Печем на месте, на свежем тесте! H-BAKERY.RU. Выпекаем каждые 30 минут. Хлеб. Выпечка. Десерты. Багет с чесночной зеленью 55 р. Пшеничный хлеб 44 р. Круассан с абрикосом 32 р. Ржаной хлеб 37 р. Маковая плюшка 27 р. Чизкейк с малиной 57 р. Вечерняя скидка 50 %. *(Подробности уточняйте в вашей пекарне). Выпечка в подарок+Бонусная карта при покупке от 150 руб. Пироги и пицца на заказ".
Аналогичная информация о проведении акции "Выпечка в подарок при покупке от 150 рублей" была размещена на рекламном информационном щите в торговом зале магазина "Счастливая пекарня", расположенного по адресу: Великий Новгород, ул. Людогоща, д. 10, что подтверждается приложенными к Заявлению фотографиями.
Из Заявления и приложенных к нему документов следует, что 27.02.2019 заявитель, находясь в магазине "Счастливая пекарня", расположенном по адресу: Великий Новгород, ул. Людогоща, д. 10, ознакомился с содержанием рекламного буклета, экземпляры которого находились в магазине, и текстом сообщения на информационном щите и приобрел продукты на сумму свыше 150 рублей.
Однако подарок в виде выпечки за покупку товаров на сумму свыше 150 рублей от ООО "АЙ ТИ СИСТЕМА" заявитель не получил.
Факт покупки подтверждается кассовым чеком N 00261 от 27.02.2019.
Таким образом, в рассматриваемом рекламном буклете и на информационном стенде в торговом зале ООО "АЙ ТИ СИСТЕМА" размещена недостоверная информация, которая содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара, что указывает на наличие в действиях виновного лица нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В данном случае рекламодателем вышеуказанной рекламы является непосредственно продавец товара - ООО "АЙ ТИ СИСТЕМА".
Следовательно, имеющиеся доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе (нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе) в данном случае содержится в действиях лица, являющегося продавцом товара, то есть рекламодателя данной ненадлежащей рекламы - ООО "АЙ ТИ СИСТЕМА".
Ответственность за вышеуказанное нарушение Закона о рекламе предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП, в соответствии с которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
О месте и времени рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении ООО "АЙ ТИ СИСТЕМА" надлежащим образом было уведомлено, на рассмотрении дела присутствовал представитель Общества по доверенности <__.>.
При составлении 19.08.2019 протокола N 053/04/14.3-357/2019 об административном правонарушении представитель по доверенности ООО "АЙ ТИ СИСТЕМА" <__.> в качестве объяснений лица, привлекаемого к административной ответственности, указал, что Общество поддерживает доводы, изложенные в объяснениях по делу N 053/05/5-119/2019 от 17.04.2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (вх. N 3205 от 08.05.2019 Новгородского УФАС России), а также что Общество вину в совершении вменяемого правонарушения признает и просит заменить административный штраф за его совершение на предупреждение на основании положений статьи 4.1.1 КоАП.
В материалах дела также имеется аналогичное по содержанию ходатайство ООО "АЙ ТИ СИСТЕМА" о замене штрафа на предупреждение (вх. N 5781 от 19.08.2019 Новгородского УФАС России).
Помимо указанного, в данном ходатайстве Общество просит признать смягчающими ответственность обстоятельствами оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, и добровольное устранение лицом допущенных нарушений (прекращение рекламной акции) до вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
Присутствовавший на рассмотрении настоящего дела представитель ООО "АЙ ТИ СИСТЕМА" поддержал вышеназванные письменные объяснения и указанное ходатайство в полном объеме.
Исследовав материалы дела N 053/04/14.3-357/2019 от 19.08.2019 об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо Новгородского УФАС России, рассматривающее настоящее дело, приходит к следующим выводам.
Протоколом и иными материалами настоящего дела об административном правонарушении подтверждается факт наличия в действиях ООО "АЙ ТИ СИСТЕМА" события вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Действующее законодательство Российской Федерации, в том числе и Закон о рекламе, является общедоступной, а не закрытой информацией. Поэтому ООО "АЙ ТИ СИСТЕМА" имело возможность и должно было изучить действующее законодательство, проявить должное отношение к осуществлению деятельности рекламодателя, предвидеть и не допустить установленное нарушение законодательства о рекламе.
Анализ материалов дела позволяет сделать вывод о том, что у ООО "АЙ ТИ СИСТЕМА" имелась возможность для соблюдения требований Закона о рекламе и недопущения вышеуказанного нарушения. При этом объективных обстоятельств, делавших невозможным выполнение ООО "АЙ ТИ СИСТЕМА" требований Закона о рекламе, не установлено.
Таким образом, в действиях ООО "АЙ ТИ СИСТЕМА" содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП.
Место и время совершения административного правонарушения - Великий Новгород, ул. Людогоща, д. 10; 27.02.2019.
Согласно материалам настоящего дела, вышеуказанная рекламная акция была самостоятельно прекращена Обществом с 18.02.2019.
В соответствии с пунктами 2, 4 части 1 статьи 4.2 КоАП обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, в данном случае являются добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, а также оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП, лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства и осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Из части 2 статьи 3.4. КоАП следует, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
ООО "АЙ ТИ СИСТЕМА" является субъектом малого предпринимательства (микропредприятием), что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенного на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети "Интернет" (https://ofd.nalog.ru/).
При этом информация о том, что ООО "АЙ ТИ СИСТЕМА" в настоящее время является подвергнутым административному наказанию за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 14.3 КоАП, в Новгородском УФАС России отсутствует.
В соответствии с определением от 19.08.2019 о назначении к рассмотрению дела N 053/04/14.3-357/2019 к материалам настоящего дела приобщена упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность Общества за 2018 год.
Таким образом, при назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства дела, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП, сведения о финансовом положении Общества, а также тот факт, что ООО "АЙ ТИ СИСТЕМА" является субъектом малого предпринимательства (микропредприятием) и в настоящее время не является подвергнутым административному наказанию за совершение однородного правонарушения по отношению к вменяемому правонарушению по части 1 статьи 14.3 КоАП, а совершенное им правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствовал имущественный ущерб.
Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП гарантий, не установлено.
Все процессуальные права лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП, соблюдены.
Каких-либо заявлений, иных ходатайств или отводов от ООО "АЙ ТИ СИСТЕМА" не поступало.
Руководствуясь частью 1 статьи 4.1.1, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью "АЙ ТИ СИСТЕМА" (ИНН: 5321196925; 173000, Великий Новгород, ул. Федоровский ручей, д. 2/13, офис 4) административное правонарушение, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель руководителя
Новгородского УФАС России И.А. Куриков
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 2 сентября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.09.2019