Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договора в составе:
Председатель комиссии - |
<_>, врио руководителя управления, |
Члены комиссии: |
<_>, начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
|
<_>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
при отсутствии сторон:
1) Организатора торгов - конкурсного управляющего (далее - организатор торгов, конкурсный управляющий):
- <_>, уведомленной надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
2) Заявителя - <_>, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя на неправомерные действия конкурсного управляющего- организатора торгов ООО "ТеплоРесурс" при проведении торгов в форме публичного предложения N 6862-ОТПП по реализации дебиторской задолженности физических лиц в размере 14 445 688,37 руб (сообщение N 3936192 от 08.07.2019 на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве https://bankrot.fedresurs.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 02.09.2019 г. вх. N 1209 (направление жалобы по подведомственности ФАС России от 30.08.2019 г. N ПО/44449/19) поступила жалоба Индивидуального предпринимателя <_>на действия организатора торгов - конкурсного управляющего ООО "Теплоресурс" <_> при проведении торгов в форме публичного предложения N 6862-ОТПП по реализации дебиторской задолженности физических лиц в размере 14 445 688,37 руб (сообщение N 3936192 от 08.07.2019 на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве https://bankrot.fedresurs.ru).
В своей жалобе заявитель считает, что конкурсным управляющим в соответствии с сообщением об отмене сообщения об объявлении торгов или сообщения о результатах торгов N 4011475 от 30.07.2019 г., размещенном на сайте ЕФРСБ, <_> не может принять участие в торгах, поскольку не имеет статуса управляющей организации и иной ресурсоснабжающей организации (согласно сообщению, размещенном а ЕФРСБ N 4080152 от 20.08.2019: Право на участие в торгах и на приобретение прав требований к физическим лицам ООО "ТеплоРесурс" предоставляется следующим субъектам: управляющие организации, созданные товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, иные ресурсоснабжающие организации, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами) а также погалает, что внесенные изменения конкурсным управляющим в порядок реализации имущества должника противоречащими действующему законодательству.
На основании изложенного, Заявитель просит:
1. Приостановить продажу имущества ООО "ТеплоРесурс" - Лот N1: Дебиторская задолженность физических лиц в размере 14 445 688,37 руб. до окончания рассмотрения настоящей жалобы по существу.
2. Провести проверку исполнения обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), в отношении конкурсного управляющего должника ООО "ТеплоРесурс" - <_>.
3. Признать действия по проведению торгов в отношении имущества ООО "ТеплоРесурс" - Лот N 1: Дебиторская задолженность физических лиц в размере 14 445 688,37 руб. конкурсного управляющего должника - <_> незаконными.
4. Выдать предписание о признании сообщением об отмене сообщения об объявлении торгов или сообщения о результатах, торгов N 4011475 от 30.07.2019 г. недействительным.
5. Выдать предписание об обязании конкурсного управляющего должника ООО "ТеплоРесурс" - осуществить продажу имущества ООО "ТеплоРесурс" - Лот N1: Дебиторская задолженность физических лиц в размере 14 445 688,37 руб. в соответствии с действующим законодательством РФ.
09.09.2019 года вх. N 4836 в адрес Хакасского УФАС России от организатора торгов поступил пакет документов, в том числе письменные возражения на жалобу, в которой организатор торгов просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу положений статей 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон "О несостоятельности (банкротстве)") торги по продаже имущества в ходе конкурсного производства являются обязательными, в связи с чем действия конкурсного управляющего как организатора торгов на основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции могут быть обжалованы в антимонопольный орган, который имеет право рассматривать такие жалобы.
Таким образом, настоящая жалоба рассматривается в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией Хакасского УФАС России срок принятия решения продлен до 20.09.2019 13:30 часов.
В результате рассмотрения жалобы по существу, комиссия Хакасского УФАС России установила следующее.
Решением Арбитражного суда города Москвы N А40-225101/16-88-342 "Б" от 18.09.2017 года конкурсным управляющим должника - ООО "Теплоресурс" утверждена <_>.
Определением Арбитражного суда города Москвы N А40-225101/16-88-342 "Б" от 06.03.2019 года удовлетворено ходатайство конкурсного управляющего ООО "Теплоресурс" <_> о продлении конкурсного производства в отношении должника на шесть месяцев до 18.09.2019 г.
08.07.2019 года в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) организатором торгов размещена информация (сообщение N 3936192 от 08.07.2019 года) о проведении открытых торгов посредством публичного предложения по продаже дебиторской задолженности физических лиц в размере 14 445 688,37 руб.
Установлена следующие периоды проведения торгов:
Дата начала приема заявок на интервале |
Дата окончания приема заявок на интервале |
Цена на интервале, руб. |
Задаток на интервале, руб. |
15.07.2019 - 00:00 |
20.07.2019 - 00:00 |
6 344 100,00 |
634 410,00 |
20.07.2019 - 00:00 |
25.07.2019 - 00:00 |
5 709 690,00 |
570 969,00 |
25.07.2019 - 00:00 |
30.07.2019 - 00:00 |
5 075 280,00 |
507 528,00 |
30.07.2019 - 00:00 |
04.08.2019 - 00:00 |
4 440 870,00 |
444 087,00 |
04.08.2019 - 00:00 |
09.08.2019 - 00:00 |
3 806 460,00 |
380 646,00 |
09.08.2019 - 00:00 |
14.08.2019 - 00:00 |
3 172 050,00 |
317 205,00 |
14.08.2019 - 00:00 |
19.08.2019 - 00:00 |
2 537 640,00 |
253 764,00 |
19.08.2019 - 00:00 |
24.08.2019 - 00:00 |
1 903 230,00 |
190 323,00 |
24.08.2019 - 00:00 |
29.08.2019 - 00:00 |
1 268 820,00 |
126 882,00 |
29.08.2019 - 00:00 |
03.09.2019 - 00:00 |
634 410,00 |
63 441,00 |
Начальная цена продажи имущества 6 344 100,00 рублей.
Дата и время начала подачи заявок: 15.07.2019 00:00.
Дата и время окончания приема заявок: 03.09.2019 00:00.
20.07.2019 г. опубликовано объявление о проведении торгов в печатном издании "Коммерсантъ".
Кроме того, объявление о проведении торгов ООО "Теплоресурс" (идентификационный номер: 6862-ОТПП) размещено на официальном сайте "Новые информационные сервисы".
Согласно Протокола N 6862-ОТПП/1 от 30.07.2019 г. об определении участников торгов в форме публичного предложения по продаже имущества (по лоту N1: Дебиторская задолженность физических лиц в размере 14 445 688,37 руб.) на участие в торгах ни подано ни одной заявки. Организатором принято решение о признании несостоявшимися открытых торгов в форме публичного предложения по продаже имущества.
На сайте ЕФРСБ было опубликовано сообщение N4011475 от 30.07.2019 г. об отмене сообщения об объявлении торгов N3936192 от 08.07.2019 г.
1. По вопросу отмены торгов в форме публичного предложения по реализации дебиторской задолженности.
Порядок реализации дебиторской задолженности в ходе процедуры конкурсного производства регламентирован статьей 140 Закона "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии с которой конкурсный управляющий вправе с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) приступить к уступке прав требования должника путем их продажи, если иной порядок не установлен настоящим Федеральным законом.
В силу части 1.1 статьи 139 Закона "О несостоятельности (банкротстве)", утверждение порядка продажи имущества должника относится к компетенции непосредственно собрания кредиторов.
Кроме того, порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.
Так, собранием кредиторов ООО "ТеплоРесурс" от 26.03.2019 г. было утверждено Положение о продаже дебиторской задолженности физических лиц ООО "ТеплоРесурс", содержащее порядок, сроки и условия продажи имущества должника.
Согласно пункту 2 статьи 139 Закона "О несостоятельности (банкротстве)", в случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о продаже дебиторской задолженности физических лиц ООО "ТеплоРесурс", утвержденного решением собрания кредиторов от 26.03.2019 г., в случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется внесение изменений в порядок, сроки и условия продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан предоставить собранию кредиторов соответствующие предложения об изменениях порядка, сроков и условий продажи имущества должника для утверждения в течение месяца с момента возникновения указанных обстоятельств.
Такими обстоятельствами признаются:
- имущество не продано в порядке, установленном настоящим Положением;
- другие условия, которые могут вызвать необходимость изменения порядка, сроков и условий продажи имущества должника.
Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что у конкурсного управляющего ООО "Теплоресурс" <_> имелись правовые основания выступать инициатором внесения изменений порядка, сроков и условий продажи имущества должника, а затем исполнять решение собрания кредиторов.
Кроме того, Комиссией антимонопольного органа установлено, что заявка <_> на участие в электронном аукционе не поступала.
В этом случае на основании части 17 статьи 110 Закона "О несостоятельности (банкротстве)", если не были представлены заявки на участие в торгах или к участию в торгах был допущен только один участник, организатор торгов принимает решение о признании торгов несостоявшимися.
Также согласно части 18 статьи Закона "О несостоятельности (банкротстве)" в случае признания торгов несостоявшимися и не заключения договора купли-продажи с единственным участником торгов, а также в случае не заключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов внешний управляющий в течение двух дней после завершения срока, установленного Законом "О несостоятельности (банкротстве)" для принятия решений о признании торгов несостоявшимися, для заключения договора купли-продажи предприятия с единственным участником торгов, для заключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов, принимает решение о проведении повторных торгов и об установлении начальной цены продажи предприятия. Повторные торги проводятся в порядке, установленном Законом "О несостоятельности (банкротстве)". Начальная цена продажи предприятия на повторных торгах устанавливается на десять процентов ниже начальной цены продажи предприятия, установленной в соответствии Законом "О несостоятельности (банкротстве)" на первоначальных торгах.
Закон "О несостоятельности (банкротстве)" который регулирует проведение торгов, связанных с несостоятельностью, не содержит запрета на отмену торгов в форме публичного предложения. Следовательно, отмена конкурсным управляющим торгов в форме публичного предложения не противоречит действующему законодательству.
Таким образом, отмена торгов в форме публичного предложения по реализации дебиторской задолженности является правомочной.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, требования подателя жалобы обязать конкурсного управляющего провести торги по утвержденному ранее положению, а также запретить конкурсному управляющему вносить изменения в положение о порядке реализации имущества должника, выносить на повестку дня собрания кредиторов вопрос о внесении изменений в положение о реализации имущества должника и предпринимать меры по реализации имущества также являются неправомерными.
2. По вопросу не размещения Положения о продаже дебиторской задолженности физических лиц ООО "Теплоресурс" и изменений в положение.
В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения:
- о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- о прекращении производства по делу о банкротстве;
- об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;
- об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;
- о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов;
- об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов;
- иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.
Также перечень сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, также утверждён Приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 г. N178.
Однако, указанными нормативно-правовыми актами не предусмотрено обязательное размещение в открытых источниках и опубликованию в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве Положения о продаже имущества должника, а также все изменения к нему. В этой части довод заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По вопросу признания действий конкурсного управляющего незаконными, в части указании особого субъектного состава для подачи заявки, комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок реализации дебиторской задолженности в ходе процедуры конкурсного производства регламентирован статьей 140 Закона "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии с которой конкурсный управляющий вправе с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) приступить к уступке прав требования должника путем их продажи, если иной порядок не установлен настоящим Федеральным законом.
В силу части 1.1 статьи 139 Закона "О несостоятельности (банкротстве)", утверждение порядка продажи имущества должника относится к компетенции непосредственно собрания кредиторов.
Так, собранием кредиторов ООО "ТеплоРесурс" от 26.03.2019 г. было утверждено Положение о продаже дебиторской задолженности физических лиц ООО "ТеплоРесурс", содержащее порядок, сроки и условия продажи имущества должника.
Согласно пункту 2 статьи 139 Закона "О несостоятельности (банкротстве)", в случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о продаже дебиторской задолженности физических лиц ООО "ТеплоРесурс", утвержденного решением собрания кредиторов от 26.03.2019 г., в случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется внесение изменений в порядок, сроки и условия продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан предоставить собранию кредиторов соответствующие предложения об изменениях порядка, сроков и условий продажи имущества должника для утверждения в течение месяца с момента возникновения указанных обстоятельств.
Предложение конкурсного управляющего о внесении изменений в Положение о продаже дебиторской задолженности физических лиц ООО "ТеплоРесурс", утверждённое решением собрания кредиторов от 26.03.2019 г. утверждено решением собрания кредиторов ООО "Теплоресурс" от 16.08.2019 г., в которое внесено изменение, а именно, документ, подтверждающий наличие у заявителя статуса управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, иной ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В период проведения торгов посредством публичного предложения, 29.07.2019 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 26.07.2019 г. N 214-ФЗ "О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", согласно которому ресурсоснабжающая организация не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным.
Согласно статье 382 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
На основании статьи 383 ГК РФ не допускается переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, целью введения требования конкурсного управлявшего стало не допущение оказания, на граждан давления со стороны представителей коллекторской деятельности, и защита граждан от грубых и не правовых способов воздействия на них.
Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что у конкурсного управляющего ООО "Теплоресурс" <_> имелись правовые основания выступать инициатором внесения изменений порядка, сроков и условий продажи имущества должника, а затем исполнять решение собрания кредиторов.
Таким образом, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что жалоба не обоснована.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного и в соответствии с положениями статьи 110, 139, 140 Закона "О несостоятельности (банкротстве)", частями 1, 2, 11, 12, 14.1, 18, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия антимонопольного органа,
РЕШИЛА:
Признать жалобу N 019/10/18.1-425/2019 индивидуального предпринимателя на неправомерные действия организатора торгов - конкурсного управляющего при проведении торгов в форме публичного предложения N 6862-ОТПП в отношении имущества ООО "Теплоресурс" по лоту N 1: дебиторская задолженность физических лиц в размере 14 445 688,37 руб (сообщение N 3936192 от 08.07.2019 г. на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве) необоснованной.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: Члены комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 20 сентября 2019 г. N 019/10/18.1-425/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.09.2019