В соответствии с пунктом 12 Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 (далее соответственно - Правила, ЖНВЛП, оптовые надбавки), Федеральная антимонопольная служба рассмотрела документы, представленные письмом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области (далее - Управление) от 13.08.2019 N 08-10/1286, и приняла решение об отказе в согласовании проекта приказа Управления государственного регулирования тарифов Брянской области "О внесении изменений в приказ Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 26.10.2017 N 30/8-л "Об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, на территории Брянской области" (далее - Проект приказа) по следующим основаниям.
При рассмотрении представленных материалов ФАС России выявила несоответствие расчетов предельных размеров оптовых надбавок, произведенных Управлением, расчетам, предусмотренным Методикой установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденной приказом ФСТ России от 11.12.2009 N 442-а (далее - Методика).
В частности, Управлением при расчете предельных размеров оптовых надбавок, планируемых к установлению Проектом приказа, не учтена федеральная составляющая оптовых надбавок, которая учитывает планируемые затраты и прибыль оптовых организаций, осуществляющих поставку ЖНВЛП от производителя (таможенной границы Российской Федерации) до субъекта Российской Федерации (далее - федеральная составляющая оптовой надбавки).
Таким образом в результате применения размеров оптовых надбавок, предлагаемых к установлению Проектом приказа, оптовые организации могут получить в плановом периоде регулирования валовую прибыль существенно ниже (на 36%) валовой прибыли, которая необходима в плановом периоде регулирования для покрытия расходов и получения от реализации ЖНВЛП необходимой прибыли оптовыми организациями, участвующими в поставке ЖНВЛП от производителя (таможенной границы Российской Федерации) до организаций розничной торговли в целом, то есть могут нести убытки.
В связи с вышеуказанным, ФАС России поясняет.
В соответствии с пунктом 4.8.1. Методики рассчитывается размер средневзвешенной оптовой надбавки, учитывающий плановые затраты и прибыль оптовых организаций, осуществляющих реализацию ЖНВЛП на территории субъекта Российской Федерации, а также затраты, связанные с оплатой услуг оптовых организаций, поставляющих ЖНВЛП от производителя (таможенной границы Российской Федерации) до субъекта Российской Федерации.
Размер средневзвешенной оптовой надбавки к ценам на ЖНВЛП выражается в процентах и определяется по формуле 4:
ОН жнвлп.ср = ОН жнвлп.вход + ОН жнвлп.рег.,
где:
ОН жнвлп.вход - часть размера средневзвешенной оптовой надбавки, которая учитывает планируемые затраты оптовых организаций, осуществляющих поставку ЖНВЛП от производителя (таможенной границы Российской Федерации) до субъекта Российской Федерации, и прибыль.
ОН жнвлп.рег. - часть размера средневзвешенной оптовой надбавки, которая учитывает планируемые затраты оптовых организаций, осуществляющих реализацию ЖНВЛП на территории субъекта Российской Федерации, и прибыль.
Размеры федеральных составляющих оптовых надбавок по субъектам Российской Федерации приведены в приложении N 1 Методики.
Федеральная составляющая оптовой надбавки в процентах от цены производителя в соответствии с приложением N 1 Методики для Брянской области равна 8,1%, но не выше 5,70 руб на одну потребительскую упаковку.
В соответствии с примечанием к приложению N 1 Методики федеральная составляющая оптовой надбавки, указанная в процентах в приложении N 1 Методики, не должна превышать расчетную величину в проценте, определяемую путем деления суммы, указанной в рублях в приложении N 1 Методики, на средневзвешенную стоимость одной потребительской упаковки ЖНВЛП, планируемых к реализации в плановом периоде регулирования в ценах производителей (приложение N 2 Методики, графа 15, строка "итого"). По данным электронных шаблонов ФГИС ЕИАС, направленных Управлением в ФАС России в рамках проведения в 2019 году экономического анализа влияния установленных предельных размеров оптовых и розничных надбавок к ценам на ЖНВЛП на финансово-экономическое состояние оптовых организаций (далее - экономический анализ), средневзвешенная стоимость одной потребительской упаковки ЖНВЛП в ценах производителей в плановом периоде регулирования составляет 89,86 руб, при этом по расчетам ФАС России полученная расчетная величина составила 6,3%.
Согласно примечанию к приложению N 1 Методики, если полученная расчетная величина меньше или равна предельной величине оптовой надбавки, указанной в процентах в приложении N 1 Методики, то при расчете размера средневзвешенной оптовой надбавки по формуле 4 применяется расчетная величина в процентах, таким образом размер федеральной составляющей оптовой надбавки для Брянской области в 2019 году равен 6,3% от средневзвешенной стоимости одной потребительской упаковки ЖНВЛП в ценах производителей в плановом периоде регулирования.
При этом согласно пункту 5.4 Методики поправочные коэффициенты, применяемые к расчетным размерам надбавок для определения предельного размера оптовой надбавки в ценовых группах, должны обеспечивать получение валовой прибыли, необходимой в плановом периоде регулирования для покрытия расходов и получения от реализации ЖНВЛП необходимой прибыли оптовыми организациями, участвующими в поставке ЖНВЛП от производителя (таможенной границы Российской Федерации) до организаций розничной торговли в целом, в плановом периоде регулирования исходя из формулы 13 Методики.
Валовая прибыль, необходимая в плановом периоде регулирования для возмещения экономически обоснованных расходов по реализации ЖНВЛП (издержки обращения) и получения прибыли, определенная по формуле 2 и указанная Управлением в приложении N 3 Методики в формате электронных шаблонов ФГИС ЕИАС, учитывает планируемые затраты и прибыль оптовых организаций, осуществляющих реализацию ЖНВЛП на территории Брянской области, но не учитывает планируемые затраты и прибыль оптовых организаций, осуществляющих поставку ЖНВЛП от производителя (таможенной границы Российской Федерации) до субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил несоответствие расчетов предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты расчетам, предусмотренным Методикой является основанием для отказа в согласовании проекта решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Письмом ФАС России от 28.05.2019 N АЦ/44523/19 были направлены замечания по результатам экономического анализа, проведенного Управлением в 2018 году.
В связи с тем, что в 2018 году экономический анализ был проведен Управлением по информации, представленной четырьмя организациями оптовой торговли, а в 2019 году - на основании информации только двух организаций, ФАС России рекомендует для объективности проводимого экономического анализа опросить большее количество организаций оптовой торговли, осуществляющих реализацию ЖНВЛП на территории Брянской области.
Р.А. Петросян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 сентября 2019 г. N 7-00-247/00-18-15
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.09.2019