Председатель Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, руководитель управления <...>, рассмотрев материалы, представленные отделом контроля недобросовестной конкуренции и рекламы, по факту распространения в городе Рубцовске рекламы алкогольной продукции магазина-бара "ХмельБорода",
УСТАНОВИЛ:
на тротуаре на пересечении переулка Улежникова и улицы Куйбышева вгороде Рубцовске установлены двусторонний рекламный штендер с информацией следующего содержания:
- с одной стороны - "ХМЕЛЬ БОРОДА ЛУЧШИЕ СОРТА ПИВА_ЖИВЫЕ РАКИ ОГРОМНЫЙ ВЫБОР ЗАКУСОК_" с использованием образа человека - мужчины, держащего в руках наполненную пивную кружку, а также информация "ОХЛАЖДАЙТЕСЬ ВМЕСТЕ С НАМИ!", размещенной на стрелке, направленной предположительно в сторону магазин-бара "ХмельБорода",
- с другой - "пер. Улежникова, 30 +7 903 990 72 72 АКЦИЯ СТАРТУЕТ С МАЯ ЛЕТО ПОДАРКОВ каждую пятницу и субботу беспроигрышная лотерея участвуют чеки от 800 руб_", а также информация "ОХЛАЖДАЙТЕСЬ ВМЕСТЕ С НАМИ!", размещенной на стрелке, направленной предположительно в сторону магазин-бара "ХмельБорода".
Рядом с указанным магазин-баром, с левой стороны, установлен двусторонний рекламный штендер, с одной стороны которого размещена реклама беспроигрышной лотереи, обозначенной выше, с другой - "3 литра 159р АКЦИЯ не участвует в бонусной программе_". Кроме того, около данного штендера, рядом с проезжей частью, установлена конструкция в форме образа мужчины, держащего в руках наполненную пивную кружку, снизу которой размещена информация "НАПИТКИ ИЗ КЕГ ХМЕЛЬ БОРОДА".
На основании статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Обозначенная рекламная информация полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к алкогольной продукции (пиву), продавцу рекламируемого товара, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
В силу статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Статьей 21 Закона о рекламе установлены специальные требования и ограничения к рекламе алкогольной продукции.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений.
Кроме того, согласно пункту 6 части 1 статьи 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
Исходя из положений статьи 19 Закона о рекламе, следует, что законодательство о рекламе не содержит исчерпывающего перечня видов рекламных конструкций, в связи с чем, рекламной конструкцией является любое техническое средство стабильного размещения.
Действие рекламы алкогольной продукции (пива) направлено на неограниченное количество лиц, в том числе на тех, кто не является потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку размещение рекламы алкогольной продукции посредством рекламной конструкции, то есть способом, обеспечивающим ее свободное восприятие, делает такую рекламу доступной для этих лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого Федеральным законом "О рекламе" установлены специальные требования и ограничения.
Согласно Письму ФАС России NАК/76734/18 от 24.09.2018 г. "О применении статьи 21 Федерального закона "О рекламе" в рекламе, содержащей сведения, формирующие интерес к пиву, как напитку, без указания на индивидуализирующие признаки товара, в частности, без конкретных наименований пива, объектом рекламирования алкогольная продукция не выступает. Однако указание сведений, формирующих интерес к пиву, как напитку, в рекламе, объектом рекламирования которой выступает продавец товаров, позволяет сделать однозначный вывод о том, что объектом рекламирования выступает деятельность такого лица по продаже алкогольной продукции, представляющей собой пиво и напитки, изготовляемые на основе пива.
Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 6 части 1, пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.
В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 21 Закона несет рекламораспространитель, ответственность за нарушение пункта 6 части 1 статьи 21 Закона несет рекламодатель.
Установлено, что по указанному адресу предпринимательскую деятельность осуществляет ИП Ст<...> (ОГРНИП 318222500012247).
Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП Ст<...>.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1.Возбудить производство по делу N 022/05/21-798/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2.Признать лицами, участвующими в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодатель и рекламораспространитель - ИП Ст<...>, (ОГРНИП 318222500012247).
3.Назначить дело N 022/05/21-798/2019 к рассмотрению на 30 октября 2019 г. в 11 часов 45 минут по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 81 (1 этаж).
Явка для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна. При себе иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт).
4. ИП Ст<...> в срок до 25 октября 2019 г. представить в адрес управления копии следующих материалов и документов:
правоустанавливающие документы на помещение по адресу: г.Рубцовск, Улежникова пер., 30, занимаемое магазин-баром "ХмельБорода";
договоры, заявки, платежные поручения, иные документы, на основании которых осуществлялось изготовление и размещение вышеуказанной рекламы;
согласованные макеты рекламы;
разрешительные документы на размещение рассматриваемой наружной рекламы, предусмотренные статьей 19 Федерального закона "О рекламе";
отзыв на определение с приложением копий подтверждающих документов.
Копии документов должны быть заверены надлежащим образом и направлены с описью вложения.
Примечание: обращаю Ваше внимание, что непредставление или несвоевременное представление в антимонопольный орган сведений, а равно представление их в неполном объеме или искаженном виде, влечет административную ответственность в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 1 октября 2019 г. N 022/05/21-798/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.10.2019