Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:
Заместителя председателя комиссии: Кудзиевой А.С. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок, членов комиссии: Танклаева Б.С. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок, Сабановой А.А.-ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок (далее - Комиссия),
- с участием:
- представителя МУП "Моздокский водоканал" З.В.А. (по доверенности N815 от 23.09.2019 г);
- представителя ООО "ЧОО "БАРС-СБ" К.А.Н. (по доверенности б/н от 25.09.2019 г.)
рассмотрев в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалобу ООО "ЧОО "БАРС-СБ" на действия организатора торгов - МУП "Моздокский водоканал" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства N31908296378 на право заключения договора на охрану объекта МУП "Моздокский водоканал" на 2019 г (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
18 сентября 2019 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ЧОО "БАРС-СБ" (далее - Заявитель) на действия муниципального заказчика МУП "Моздокский водоканал" при проведении Конкурса.
В своей жалобе Заявитель указал, что Заказчик, требуя от претендентов обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, а также обеспеченности кадровыми ресурсами в том объеме, что приведен в указанной выше таблице из закупочной документации заказчика, огранивает возможность участия заинтересованных лиц в закупке данных услуг, сокращает число потенциальных участников и может привести к ограничению конкуренции на рынке охранных услуг, а равно создает необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки, что не отвечает основным принципам Закона о закупках.
Также Заявитель поясняет, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено устанавливать требования об обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, а также обеспеченности кадровыми ресурсами в том объеме, что приведен в Аукционной документации Заказчика. Данное требование является ограничением конкуренции.
Такими действиями Заказчик поставил в преимущественное положение лиц, обладающих указанными конкретными показателями по отношению к иным хозяйствующим субъектам, имеющим опыт оказания охранных услуг, что, в свою очередь, создает для хозяйствующих субъектов являющихся участниками рынка охранных услуг, дискриминационные условия деятельности и, как следствие, влечет ограничение конкуренции и ущемление их интересов.
Из объяснений по доводам жалобы ООО ООО "ЧОО "БАРС-СБ" следует , что согласно статье 2 Федерального закона N223-ФЗ от 18.07.2011 г. "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее- Закон о закупках) МУП "Моздокский водоканал" было утверждено Положение о закупках, где прописаны все критерии оценки заявок в Конкурсе.
В Законе о закупках четко не обозначено, какие критерии оценки заявок использовать для оценки заявок в конкурентных процедурах, следовательно каждый заказчик выбирает любые критерии оценки заявок и устанавливает их стоимость в баллах и прописывает в Положении о закупках.
Таким образом МУП "Моздокский водоканал" считает, что критерии оценки заявок прописанные в закупочной документации не нарушают Закон о защите конкуренции, так как отсутствуют требования, которым сможет удовлетворить определенный участник.
Выслушав доводы организатора торгов, изучив представленные материалы, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России пришла к следующим выводам:
12.09.2019 года в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - ЕИС) МУП "Моздокский водоканал" было опубликовано Извещение N31908296378 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на охрану объекта МУП "Моздокский водоканал" на 2019 г, а также документация для проведения указанного Конкурса, утвержденная 30.08.2019 года директором МУП "Моздокский водоканал" (далее - Конкурсная документация).
Пунктом 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
29 августа 2019 года директором МУП "Моздокский водоканал" утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг МУП "Моздокской водоканал" Моздокского городского поселения (далее - Положение о закупках).
В силу пункта 16 статьи 3.6 Закона о закупках, под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, документация о закупке должна содержать критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Согласно пунктам 2.4.1. и 2.4.2 Положения о закупках, чтобы определить лучшие условия исполнения договора, Заказчик оценивает и сопоставляет заявки на участие в конкурсе по критериям, указанным в документации о закупке.
Оценка заявок, предложений осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок, предложений:
1) цена договора;
2) срок (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
3)функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
4) качество работ, услуг;
5) квалификация участника закупки;
6) срок и объем представляемых гарантий качества товара, работ, услуг;
7) расходы на эксплуатацию товара;
8) расходы на техническое обслуживание товара;
9) иные критерии предусмотренные конкурсной документацией.
В Конкурсной документации установлено, что в целях оценки и сопоставления заявок (предложений) Заказчик устанавливает следующие критерии оценки:
Совокупная значимость критериев оценки заявок составляет 100%:
1) "Цена договора", значимость критерия - 30%;
2) "Квалификация участника закупки", значимость критерия - 70%.
При этом, по критерию "квалификация участника закупки" присвоение членами комиссии значений каждой заявке на участие в открытом конкурсе осуществляется исходя из следующих показателей:
1) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, в рамках которой оцениваются:
- Наличие у участника закупки служебного транспорта (автомобилей):
а) 7 единиц и более - 20 баллов;
б) от 3 до 6 единиц - 10 баллов;
в) менее 3 единиц - 5 баллов.
г) отсутствие - 0 баллов;
- Наличие у служебного автотранспорта Глонасс или GPS навигации с выводом на станцию мониторинга:
10 единиц и более - 10 баллов
От 5 до 9 единиц - 6 баллов
Менее 5 единиц - 3 балла
Отсутствует - 0 баллов;
- Наличие у участника закупки служебного оружия:
а) 10 единиц оружия и более - 10 баллов
б) от 5 до 9 единиц оружия - 3 баллов;
в) менее 5 единиц оружия - 1 баллов.
г) отсутствие - 0 баллов;
- Наличие у участника закупки средств радиосвязи, для обеспечения бесперебойной связи на территории Заказчика между всеми работниками дежурной смены участника, с диспетчерской службы и дежурной частью территориального органа МВД России, зарегистрированных в установленном порядке:
6 средства радиосвязи и более - 5 баллов
От 3 до 5 средств радиосвязи - 2 баллов
Менее 3 средств радиосвязи - 1 баллов
Отсутствие - 0 баллов;
- Наличие у Участника закупки членства в саморегулируемой организации (СРО) в области частной охранной деятельности:
Предоставлен - 10 баллов
Отсутствует - 0 баллов;
- Наличие системы доступа контроля персонала:
Предоставлен - 10 баллов
Отсутствует - 0 баллов;
- Наличие у Участника закупки договоров на физическую охрану объектов, заключенных с 01.01.2019 г. до даты объявления закупки, сумма договора каждого договора должна быть ровна или превышать 80% от НМЦК данной закупки:
От 3 договоров - 20 баллов
от 1 до 2 - 5 баллов
0 договоров - 0 баллов
2) Обеспеченность кадровыми ресурсами в рамках которой оценивается наличие охранников с квалификацией 6 разряда:
от 18 охранников и более - 30 баллов;
от 15 до 17 охранников - 20 баллов
от 12 до 14 охранников - 10 баллов
менее 12 охранников - 0 баллов.
Вместе с тем, такие показатели, как наличие у участника закупки служебного транспорта (автомобилей), наличие у служебного автотранспорта Глонасс или GPS навигации с выводом на станцию мониторинга, наличие у участника закупки служебного оружия, наличие у участника закупки средств радиосвязи, для обеспечения бесперебойной связи на территории Заказчика, наличие у Участника закупки членства в саморегулируемой организации (СРО), наличие у Участника закупки договоров на физическую охрану объектов, заключенных с 01.01.2019 г. до даты объявления закупки, обеспеченность кадровыми ресурсами на момент подачи заявок на участие в Конкурсе не характеризуют квалификацию участника Конкурса.
То есть, в нарушение пункта 16 статьи 3.6 и пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках и пунктов 2.4.1. и 2.4.2 Положения о закупках, установленные в Конкурсной документации показатели критерия "квалификация участника закупки" не позволяют определить лучшее предложение по указанному критерию.
Действия должностного лица МУП "Моздокский водоканал", выразившиеся в несоблюдении требований к содержанию документации о закупке, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России :
РЕШИЛА:
1.Признать обоснованной жалобу ООО "ЧОО "БАРС-СБ" на действия муниципального заказчика - МУП "Моздокский водоканал" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства N31908296378 на право заключения договора на охрану объекта МУП "Моздокский водоканал" на 2019 г
2. Признать МУП "Моздокский водоканал" нарушившим требования нарушение пункта 16 статьи 3.6 и пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках и пунктов 2.4.1. и 2.4.2 Положения о закупках.
3. Выдать муниципальному заказчику МУП "Моздокский водоканал" предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения Конкурса.
4. Передать материалы дела NАМЗ38-09/19 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лиц МУП "Моздокский водоканал", виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно пункту 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решение комиссии антимонопольного органа, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Заместитель председателя комиссии А.С. Кудзиева
Члены комиссии Б.С. Танклаев
А.А.Сабанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 18 сентября 2019 г. N АМЗ38-09/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.09.2019