Заместитель руководителя управления - начальник отдела товарных и финансовых
рынков Курского УФАС России <...>рассмотрев постановление заместителя прокурора г.Курска, советника юстиции <...>от 24.07.2019 г. о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынесенное в отношении должностного лица - заместителя начальника по экспертной работе, врача судебно-медицинского эксперта Областного бюджетного учреждения здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы" комитета здравоохранения Курской области <...> материалы настоящего дела, в присутствии <...>, в присутствии представителя прокуратуры - помощника прокурора г.Курска <...>., в присутствии главного специалиста-эксперта Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - Курское УФАС России) <...>
У С Т А Н О В И Л А:
(место, время совершения и существо административного правонарушения:)
11 октября 2018 года заказчиком - Областным бюджетным учреждением здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы" комитета здравоохранения Курской области (г.Курск, ул. С.Саровского, д.8) (далее - ОБУЗ "Бюро СМЭ", заказчик) в лице исполняющего обязанности начальника <...>с Обществом с ограниченной ответственностью "Техстройсервис" (далее - ООО "Техстройсервис", подрядчик) в лице генерального директора Расстригина В.А. заключен контракт N1 на выполнение работ по капитальному ремонту здания с пристройкой по адресу: Российская Федерация, Курская область, г.Щигры, ул.Красная,д.81 и капитальный ремонт здания с пристройкой по адресу: Российская Федерация, Курская область, п. Горшечное, пер. Больничный, д.3 (далее - контракт N1 от 11.10.2018 г.) на сумму 1 800 000 (один миллион восемьсот тысяч) рублей 00 копеек в соответствии с п.9 ч.1 ст.93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе...").
Пунктом 9 ч.1 ст.93 ФЗ "О контрактной системе..." предусмотрена возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме. При этом заказчик вправе заключить в соответствии с данным пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
При этом к квалифицирующим признакам понятия непреодолимой силы, содержащимися в ч.3 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации, относятся чрезвычайность обстоятельств, делающих невозможным исполнение обязательства, и невозможность их предотвращения. Непреодолимой силой является чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство.
Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы нормального, обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, то, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Не любой жизненный факт может быть квалифицирован как непреодолимая сила, так как обязательным признаком последней является ее чрезвычайный характер. От случая непреодолимая сила отличается тем, что в основе ее - объективная, а не субъективная непредотвратимость.
К непреодолимой силе относятся такие чрезвычайные события, как землетрясения, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях. Они характеризуются непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления и неоднозначностью последствий, могут вызывать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Таким образом, положения п.9 ч.1 ст.93 ФЗ "О контрактной системе..." связывают возможность осуществления закупки у единственного подрядчика с наличием юридически значимых обстоятельств: наличие аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, непреодолимой силы, когда применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Более того, заказчик вправе заключить контракт на поставку товара, на выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.
В качестве обоснования принятого решения о заключении контракта с единственным подрядчиком в соответствии с п.9 ч.1 ст.93 ФЗ "О контрактной системе..." заказчиком представлены следующие документы: служебная записка заместителя начальника по хозяйственным вопросам ОБУЗ "Бюро СМЭ" от 10.08.2018 г., служебная записка заместителя начальника по хозяйственным вопросам ОБУЗ "Бюро СМЭ" от 10.10.2018 г., служебная записка врача судебно-медицинского эксперта Горшечинского межрайонного отделения от 08.10.2018 г., служебная записка врача судебно-медицинского эксперта Щигровского межрайонного отделения от 10.10.2018 г., акты осмотра здания по адресу: Курская область, г.Щигры, ул.Красная,д.81 от 05.09.2017 г., от 09.04.2018 г., акты осмотра здания по адресу: Курская область, п. Горшечное, пер. Больничный, д.3 от 05.09.2017 г., от 09.04.2018 г., акт обследования технического состояния строительных конструкций здания с пристройкой по адресу: Курская область, г.Щигры, ул.Красная,д.81 от 03.09.2018 г., акт обследования технического состояния строительных конструкций здания с пристройкой по адресу Курская область, п. Горшечное, пер. Больничный, д.3 от 03.09.2018 г., приказ и.о. начальника ОБУЗ "Бюро СМЭ" N101ахд "О заключении контракта с единственным исполнителем" от 10.10.2018 г.
Как следует из служебной записки заместителя главного врача по хозяйственным
вопросам ОБУЗ "Бюро СМЭ" от 10.08.2018 г. "в МРО г.Щигры вокруг здания разрушена отмостка, стена туалета находится в трещинах и сильный наклон в сторону улицы. Наружная стена холодильной камеры в трещинах и накренилась от здания.
В МРО п. Горшечное стена холодильной камеры симметрично в сквозных трещинах. В 2017 году трещины были заделаны раствором, но на момент осмотра трещины в стене стали больше. Отмостка разрушена, крыльцо в неудовлетворительном состоянии."
Из указанных выше актов осмотров зданий, технических заключений следует, что к аварийной ситуации привело техническое состояние зданий ОБУЗ "Бюро СМЭ" по адресам: Курская область, г.Щигры, ул.Красная,д.81; Курская область, п. Горшечное, пер. Больничный, д.3, которое ухудшилось не внезапно в результате аварии или чрезвычайной ситуации, а в результате длительного непринятия мер по надлежащему содержанию имущества балансодержателем и собственником, то есть о срочности заключения государственного контракта при таких обстоятельствах ни один факт не свидетельствует.
Аварийное состояние зданий из-за длительного отсутствия ремонта само по себе не свидетельствует о наличии чрезвычайной ситуации или обстоятельств
непреодолимой силы.
Исходя из информации, представленной ГУ МЧС России по Курской области (исх. Оот 06.05.2019 г. N2787-23) следует, что аварий и чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в период с августа по октябрь 2018 г. на территории отделений ОБУЗ "Бюро СМЭ" в Щигровском и Горшеченском районах по адресам: Курская область, г.Щигры, ул.Красная,д.81; Курская область, п. Горшечное, пер. Больничный, д.3 зарегистрировано не было.
При этом, заказчик не представил доказательства как чрезвычайности наступивших обстоятельств, так и обстоятельств непреодолимой силы, свидетельствующих о необходимости срочного заключения контракта с единственным подрядчиком без проведения электронного аукциона на выполнение работ, явившихся предметом контракта N1 от 11.10.2018 г.
При таких обстоятельствах, заключив контракт N1 от 11.10.2018 г. с единственным поставщиком - ООО "Техстройсервис" при отсутствии обстоятельств непреодолимой силы или иных чрезвычайных ситуаций на территории отделений ОБУЗ "Бюро СМЭ" в Щигровском и Горшеченском районах по адресам: Курская область, г.Щигры, ул.Красная,д.81; Курская область, п. Горшечное, пер. Больничный, д.3, заказчик нарушил требования п.9 ч.1 ст.93 ФЗ "О контрактной системе...".
В силу ст.107 ФЗ "О контрактной системе..." лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 2 ст.7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст.2.4 КоАП РФ под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.
Контракт N1 от 11.10.2018 г. со стороны заказчика подписан исполняющим обязанности начальника ОБУЗ "Бюро СМЭ" <...>, скреплен печатью юридического лица.
Приказом начальника ОБУЗ "Бюро СМЭ" от 05.10.2018 г. N83-пр исполнение обязанностей начальника ОБУЗ "Бюро СМЭ" возложены на заместителя начальника по экспертной работе <...>с 08.10.2018 г. по 12.10.2018 г.
Таким образом, в соответствии со ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <...>является должностным лицом заказчика.
При таких обстоятельствах, должностное лицо заказчика - заместитель начальника по экспертной работе <...>, заключив контракт N1 на выполнение
работ по капитальному ремонту здания с пристройкой по адресу: Российская Федерация, Курская область, г.Щигры, ул.Красная,д.81 и капитальному ремонту здания с пристройкой по адресу: Российская Федерация, Курская область, п. Горшечное, пер. Больничный, д.3 с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) приняла решение о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований п.9 ч.1 ст.93 ФЗ "О контрактной системе...", что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.29 КоАП РФ.
Местом совершения административного правонарушения является местонахождение заказчика, а именно: г.Курск, ул. С.Саровского, д.8.
Временем (датой) совершения административного правонарушения является: 11 октября 2018 года.
Доказательствами административного правонарушения являются:
материалы дела N046/04/7.29439/2019 об административном правонарушении.
Вину в совершении вменяемого административного правонарушения <...>признала, просила учесть, что ранее к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок она, как должностное лицо заказчика, не привлекалась, аналогичных нарушений требований п.9 ч.1 ст.93 ФЗ "О контрактной системе..." в последующем не допускала.
Данные обстоятельства признаются обстоятельствами, смягчающими административную ответственность в силу ст.4.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, нарушив требования п.9 ч.1 ст.93 ФЗ "О контрактной системе..." заместитель начальника по экспертной работе <...>совершила административное правонарушение, направленное против установленного законодательством порядка управления, выраженного в обязательности исполнения норм законодательства о закупках.
<...>как должностное лицо заказчика имела возможность для соблюдения норм законодательства о контрактной системе, за нарушение которых ч.2 ст.7.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, подтверждается наличие вины в действиях данного должностного лица.
Состав совершенного административного правонарушения является формальным и не требует для квалификации деяния в качестве противоправного, наступления каких-либо негативных последствий для охраняемых общественных интересов. Законченный состав административного правонарушения образует само деяние или бездействие виновного лица.
При таких обстоятельствах, административная ответственность наступает независимо от наличия или отсутствия последствий совершенного противоправного деяния.
Более того, указанное административное правонарушение характеризуется высокой степенью общественной опасности, о чем свидетельствует годичный срок давности привлечения к административной ответственности, а также отсутствие возможности применения такого вида наказания, как предупреждение.
Представитель прокуратуры г.Курска Курской области правовую позицию, изложенную в постановлении заместителя прокурора г.Курска, советника юстиции Москалевой С.Ю. от 24.07.2019 г. поддержал, настаивал на привлечении <...>к административной ответственности в виде штрафа.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, не установлено.
Частью 2 ст.7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При этом, в силу ч.2.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Признание <...>. вины, характер совершенного административного правонарушения и его последствий, личность <...>., ее имущественное положение, и объяснения, а также то, что ранее <...>к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не привлекалась, признаются исключительными обстоятельствами в силу ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ.
Представитель прокуратуры г.Курска Курской области правовую позицию, изложенную в постановлении от 24.07.2019 г. поддержал, настаивал на привлечении <...>к административной ответственности, при этом не возражал против применения норм ч.2.2, ч.2.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении наказания <...>.
В этой связи, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, руководствуясь ст.1.5, ст.2.1, ст.2.4, ст.3.5, ч.ч.2.2, 2.3 ст.4.1, ч.1 ст.4.5, ч.2 ст.7.29, ст.23.66, ч.1 ст.29.9, ст.29.10, ст.29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л А:
1. Признать должностное лицо заказчика - заместителя начальника по экспертной работе, врача судебно-медицинского эксперта Областного бюджетного учреждения здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы" комитета здравоохранения Курской области <...>виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечь заместителя начальника по экспертной работе, врача судебно-медицинского эксперта Областного бюджетного учреждения здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы" комитета здравоохранения Курской области <...>к административной ответственности в виде штрафа в размере 25 000 (двадцати пяти тысяч) рублей.
В соответствии с ч.1 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанный административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления данного постановления в законную силу либо со дня исчисления срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сумму административного штрафа надлежит уплатить в доход бюджета Курской области по КБК 161 1 16 33020 02 6000 140 (ИНН 4629015760, КПП 463201001, УФК по Курской области (Курское УФАС России) р/с 40101810445250010003 в ОТДЕЛЕНИЕ КУРСК г. Курск, БИК 043807001, ОКТМО 38701000). УИН 16100500000000208401.
Документы, подтверждающие уплату штрафа можно направить одним из удобных способов (по почте, по электронной почте to46@fas.gov.ru или по факсу: 8 (4712) 708-702). В назначении платежа необходимо указать номер оплачиваемого постановления о наложении штрафа.
При отсутствии информации, свидетельствующей об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со срока, указанного в ч.1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа в соответствии с ч.1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст.30.1 и ст.30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ст.31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 28 августа 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.08.2019