Временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной антимонопольной службы XXXXXXXXXXXX, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, пунктом 2 перечня поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 19.06.2019 N ДК-П9-5137, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 543, рассмотрев материалы, связанные с установлением Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан тарифов на услуги по водоотведению в отношении МУП "Горводоканал" потребителям города Избербаша,
УСТАНОВИЛ:
Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования N 406).
Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила N 406).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания N 1746).
Тарифы на водоотведение для МУП "Горводоканал" потребителям города Избербаша (далее - предприятие, регулируемая организация) установлены Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан (далее - орган регулирования, РСТ РД) с применением метода индексации на 2017-2019 годы (постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 06.12.2016 N 71).
Таким образом 2019 год является третьим годом долгосрочного периода регулирования для регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования N 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Тарифы на водоотведение для МУП "Горводоканал" потребителям города Избербаша на 2019 год скорректированы постановлением Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 20.12.2018 N 76.
Согласно пункту 26 Правил N 406 экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит:
а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;
в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;
г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;
д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
По результатам анализа представленного экспертного заключения по корректировке тарифов на услуги по водоотведению в отношении МУП "Горводоканал" потребителям города Избербаша на 2019 год ФАС России установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования N 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода доходности инвестированного капитала, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях N 1746-э, включающей следующие показатели:
а) отклонение фактически достигнутого объема поданной воды или принятых сточных вод от объема, учтенного при установлении тарифов;
б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы при установлении тарифов;
в) отклонение фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован при установлении тарифов;
г) ввод объектов системы водоснабжения и (или) водоотведения в эксплуатацию и изменение утвержденной инвестиционной программы;
д) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы при недостижении регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;
е) изменение доходности долгосрочных государственных обязательств, учитываемое при определении нормы доходности инвестированного капитала.
В соответствии с пунктом 79 Основ ценообразования N 406 к долгосрочным параметрам регулирования, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, том числе относится базовый уровень операционных расходов.
В соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования N 406 операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года (далее - Прогноз), одобренный на заседании Правительства Российской Федерации, 28.11.2018 размещен на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в сети "Интернет".
Согласно действующему Прогнозу оценка индекса потребительских цен на 2018 год в среднем за год к предыдущему году составляет 102,7%, прогноз индекса потребительских цен на 2019 год в среднем за год к предыдущему году составляет 104,6 %.
Вместе с тем в нарушение указанных требований РСТ РД при корректировке операционных расходов на 2019 год применены следующие параметры: в качестве индекса потребительских цен на 2018 год использовано значение в размере 103,1%; в качестве индекса потребительских цен на 2019 год использовано значение в размере 104,3%.
С учетом вышеизложенного, РСТ РД необходимо пересчитать размер операционных расходов на 2019 год с применением индексов потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году) согласно пункту 60 Основ ценообразования N 406, Прогнозу, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении согласно пункту 26 Правил N 406.
2. Согласно пункту 29 Основ ценообразования N 406 тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний N 1746-э расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.13 к Методическим указаниям N 1746-э на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).
В соответствии с пунктом 8 Методических указаний N 1746-э расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется аналогично расчету объема отпуска воды в соответствии с формулами (1) и (1.1), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм законодательства РСТ РД плановый объем принятых сточных вод на 2019 год учтен на уровне фактических показателей 2017 года без учета динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года.
С учетом изложенного, РСТ РД необходимо рассчитать объем принятых сточных вод на 2019 год в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования N 406, пунктами 4 и 8 Методических указаний N 1746-э. В случае необходимости органу регулирования необходимо пересмотреть взаимозависимые от объемов реализации услуг статьи затрат (в том числе расходы на электрическую энергию), отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении согласно пункту 26 Правил N 406.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, подпунктами "а" и "д" пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 543
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Республиканскую службу по тарифам Республики Дагестан нарушившей пункты 29, 60, 73 и 79 Основ ценообразования N 406, пункты 4 и 8 Методических указаний N 1746-э, при корректировке тарифов на услуги по водоотведению в отношении МУП "Горводоканал" потребителям города Избербаша на 2019 год.
2. Органу исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования тарифов в сфере водоотведения в срок до 01.10.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в отношении тарифов на услуги водоотведения в отношении МУП "Горводоканал" потребителям города Избербаша, отразив соответствующий анализ и расчеты в экспертном заключении, а именно:
2.1. Провести расчет и определить экономически обоснованный размер операционных расходов на 2019 год с применением индексов потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году) согласно пункту 60 Основ ценообразования N 406, Прогнозу и пункту 1 мотивировочной части настоящего предписания;
Провести расчет и определить экономически обоснованную величину объема принятых сточных вод на 2019 год в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования N 406, пунктами 4 и 8 Методических указаний N 1746-э и пунктом 2 мотивировочной части настоящего предписания;
В случае необходимости провести расчет и определить экономически обоснованный размер взаимозависимых от объемов реализации услуг статей затрат (в том числе расходов на электрическую энергию) с учетом подпункта 2.2. настоящего пункта.
3. Органу исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования тарифов в сфере водоотведения произвести расчеты необходимой валовой выручки и тарифов на услуги по водоотведению в отношении МУП "Горводоканал" потребителям города Избербаша с учетом пункта 2 резолютивной части настоящего предписания, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении согласно пункту 26 Правил N 406, и принять решение о включении (исключении) соответствующей величины недоучтенных (избыточно полученных) средств в состав (из состава) необходимой валовой выручки МУП "Горводоканал" на 2019 год.
4. По результатам исполнения настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования тарифов в сфере водоотведения в срок до 01.10.2019 пересмотреть тарифы на услуги водоотведения в отношении МУП "Горводоканал" потребителям города Избербаша, утвержденные постановлением Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 20.12.2018 N 76, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении согласно пункту 26 Правил N 406.
5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования тарифов в сфере водоотведения в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного в пункте 4 резолютивной части настоящего предписания, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, предоставив надлежащим образом заверенные копии:
- протокола заседания коллегиального органа, на котором принимались решения во исполнение настоящего предписания;
- экспертных заключений по результатам пересмотра тарифов на услуги водоотведения в отношении МУП "Горводоканал" потребителям города Избербаша на 2019 год, утвержденных постановлением Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 20.12.2018 N 76, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания;
- постановлений об установлении (корректировке) тарифов на услуги водоотведения в отношении МУП "Горводоканал" потребителям города Избербаша на 2019 год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предписание Федеральной антимонопольной службы от 15 августа 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.08.2019