Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан<_>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N016/04/14.32-1495/2019, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), возбужденного в отношении юридического лица ООО "Стэк" (ИНН 1649018404; ОГРН 1101689000885; 423255, РТ, район Лениногорский, г. Лениногорск, ул. Асфальтная, д. 26).
УСТАНОВИЛ:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на рассмотрение поступило обращение (вх.N20170/ж от 20.10.2017 г.) по признаку нарушения антимонопольного законодательства Исполнительным комитетом муниципального образования город Лениногорск, МАУ "ССВПД "Ритуал" и ООО "Спецтрансэкология" (далее - ООО "Стэк").
По результатам анализа представленных документов был издан приказ Татарстанского УФАС России от 12.07.2018 г. N01/312-к о возбуждении дела и создания комиссии по признакам нарушения Исполнительным комитетом муниципального образования город Лениногорск, МАУ "ССВПД "Ритуал" и ООО "Стэк" ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к ограничению конкуренции при проведении аукционов в электронной форме N0111300000416000307, N0111300000417000178.
В ходе рассмотрения дела и анализа материалов дела, Комиссия пришла к выводу о наличии признаков нарушения Исполнительным комитетом муниципального образования город Лениногорск, МАУ "ССВПД "Ритуал" и ООО "Стэк" статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела N06-139/2018 ответчики по делу указали на отсутствие нарушения антимонопольного законодательства и соглашения между ними.
По результатам рассмотрения настоящего дела Комиссией было установлено следующее.
Татарстанским УФАС России у АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" была запрошена информация обо всех электронных торгах (реестр торгов, сведения об IP-адресах, с которых осуществлялся вход на ЭТП (с указанием даты и времени) при подаче заявок и подаче предложений во время проведения торгов, реестр ценовых предложений, поступавших на протяжении всего времени проведения торгов), в которых принимали участия:
- МАУ "ССВПД "Ритуал" (ИНН 1649022150);
- ООО "Спецтрансэкология" (ИНН 1649018404),
и заказчиком по которым выступал Исполнительный комитет муниципального образования город Лениногорск (ИНН 1649012836) за период с 01.01.2016 г. по 12.07.2018 г.
По результатам анализа предоставленной информации установлено, что ответчики за период с 2016 по 2018 приняли совместное участие в 3 аукционах в электронной форме, попеременно становясь победителями с минимальным снижением начальной максимальной цены (1 %).
1. На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru 17 февраля 2016 г. было опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0111300000416000131 с предметом: "Оказание услуг по содержанию кладбищ в 2016 году".
Заказчиком вышеуказанной закупки выступил Исполнительный комитет муниципального образования город Лениногорск.
Начальная максимальная цена контракта по аукциону N 0111300000416000131 составила 650 000.00 рублей.
Аукцион был проведен 29.02.2016 г. согласно протоколу проведения открытого аукциона в электронной форме.
Порядковый номер заявки |
Предложение о цене контракта (цена контракта с учетом преференции) |
Сведения об участнике аукциона |
Решение комиссии о допуске или об отказе в допуске |
1 |
643 500,00 (643 500,00) |
Общество с ограниченной ответственностью "Спецтрансэкология" ИНН (1649018404, KPP 164901001, Страна: Российская Федерация; ОКАТО: 92425000000; Почтовый индекс: 423255; Субъект РФ: Татарстан; Город: Лениногорский р-н, Лениногорск; Улица: Асфальтная; Дом: 26;) |
Соответствует требованиям |
2 |
646 750,00 (646 750,00) |
МАУ "ССВПД" "РИТУАЛ" Г. ЛЕНИНОГОРСКА" ИКМО ГОРОД ЛЕНИНОГОРСК ИНН (1649022150, KPP 164901001, Страна: Российская Федерация; ОКАТО: 92425000000; Почтовый индекс: 423250; Субъект РФ: Татарстан; Город: Лениногорский р-н, Лениногорск; Улица: Тукая; Дом: 4; Офис: 15;) |
Соответствует требованиям |
Протоколом подведения итогов от 01.03.2016 г. ООО "Спецтрансэкология" признано победителем с ценовым предложением в размере 643 500,00 рублей.
Снижение начальной максимальной цены контракта по указанному аукциону составило 1 %.
Между Исполнительным комитетом муниципального образования город Лениногорск и ООО "Спецтрансэкология" был заключен муниципальный контракт N 5-1 от 14.03.2016 г.
2. На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru 15 декабря 2016 г. было опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N0111300000416000307 с предметом: "содержание кладбищ г. Лениногорска 2017 г.".
Заказчиком вышеуказанной закупки выступил Исполнительный комитет муниципального образования город Лениногорск.
Начальная максимальная цена контракта по аукциону N 0111300000416000307 составила 700 000,00 рублей.
Аукцион был проведен 09.01.2017 г. согласно протоколу проведения открытого аукциона в электронной форме.
Порядковый номер заявки |
Предложение о цене контракта |
Сведения об участнике аукциона |
Решение комиссии о допуске или об отказе в допуске |
2 |
693 000,00 |
МАУ "ССВПД" "РИТУАЛ" Г. ЛЕНИНОГОРСКА" ИКМО ГОРОД ЛЕНИНОГОРСК ИНН (1649022150, KPP 164901001, Страна: Российская Федерация; ОКАТО: 92425000000; Почтовый индекс: 423250; Субъект РФ: Татарстан; Город: Лениногорский р-н, Лениногорск; Улица: Тукая; Дом: 4; Офис: 15;) |
Соответствует требованиям |
1 |
696 500,00 |
Общество с ограниченной ответственностью "Спецтрансэкология" ИНН (1649018404, KPP 164901001, Страна: Российская Федерация; ОКАТО: 92425000000; Почтовый индекс: 423255; Субъект РФ: Татарстан; Город: Лениногорский р-н, Лениногорск; Улица: Асфальтная; Дом: 26;) |
Соответствует требованиям |
Протоколом подведения итогов от 11.01.2017 г. МАУ "ССВПД "Ритуал" признано победителем с ценовым предложением в размере 693 000,00 рублей.
Снижение начальной максимальной цены контракта по указанному аукциону составило 1 %.
Между Исполнительным комитетом муниципального образования город Лениногорск и МАУ "ССВПД "Ритуал" был заключен муниципальный контракт N 113-1 от 23.01.2017 г.
3. 19 декабря 2017 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru было опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0111300000417000178 с предметом: "услуги содержания кладбищ".
Заказчиком вышеуказанной закупки выступил Исполнительный комитет муниципального образования город Лениногорск.
Начальная максимальная цена контракта по аукциону N0111300000417000178 составила 712 600,00 рублей.
Аукцион был проведен 09.01.2018 г. согласно протоколу проведения открытого аукциона в электронной форме.
Номер |
Порядковый номер заявки |
Предложение о цене контракта |
Сведения об участнике аукциона |
2 |
987373 |
705 474,00 |
МАУ "ССВПД" "РИТУАЛ" Г. ЛЕНИНОГОРСКА" ИКМО ГОРОД ЛЕНИНОГОРСК ИНН (1649022150, KPP 164901001, Страна: Российская Федерация; ОКАТО: 92425000000; Почтовый индекс: 423250; Субъект РФ: Татарстан; Город: Лениногорский р-н, Лениногорск; Улица: Тукая; Дом: 4; Офис: 15;) |
1 |
987308 |
709 037,00 |
Общество с ограниченной ответственностью "Спецтрансэкология" ИНН (1649018404, KPP 164901001, Страна: Российская Федерация; ОКАТО: 92425000000; Почтовый индекс: 423255; Субъект РФ: Татарстан; Город: Лениногорский р-н, Лениногорск; Улица: Асфальтная; Дом: 26;) |
Протоколом подведения итогов от 11.01.2018 г. МАУ "ССВПД "Ритуал" признано победителем с ценовым предложением в размере 705 474,00 рублей.
Между Исполнительным комитетом муниципального образования город Лениногорск и МАУ "ССВПД "Ритуал" был заключен муниципальный контракт N 49-1 от 22.01.2018 г.
Такое пассивное поведение участников аукциона свидетельствует о намерении обеспечить заключение контракта по максимально высокой цене в условиях отсутствия конкурентного ценового предложения.
Комиссией установлено, что по результатам проведения вышеуказанных аукционов, МАУ "ССВПД "Ритуал" было признано победителем в 2 аукционах и заключило муниципальных контрактов на сумму 1 398 474 рублей.
ООО "Спецтрансэкология" было признано победителем в 1 аукционе и заключило государственный (муниципальный) контракт на сумму 643 500,00 рублей.
Таким образом, ответчики, реализовав групповую модель поведения, заключили государственные (муниципальные) контракты на сумму 2 041 974,00 рублей.
Общая сумма начальных максимальных цен контрактов в рассматриваемых аукционах составила 2 045 224,00 рублей.
Торговой площадкой представлены сведения, что подача заявок и ценовых предложений ответчиков осуществлялась с одного и того же IP-адреса.
номер закупки |
название участника закупки |
Дата и время подачи заявки |
IP подачи заявки |
IP участия |
НМЦК |
Лучшее ЦП участника в торгах |
% снижения цены контракта по каждому участнику по итогам торгов |
0111300000416000131 |
Общество с ограниченной ответственностью "СТЭК" |
19.02.16 18:05:13 |
84.18.118.221 |
178.207.0.190,
178.207.119.207 |
650 000,00 |
643 500,00 |
1.00 % |
0111300000416000131 |
МАУ "ССВПД" "РИТУАЛ" |
20.02.16 15:26:51 |
178.207.78.139 |
178.207.119.207 |
650 000,00 |
646 750,00 |
0.50 % |
0111300000416000307 |
Общество с ограниченной ответственностью "СТЭК" |
22.12.16 14:37:28 |
178.207.112.105 |
178.207.100.132 |
700 000,00 |
696 500,00 |
0.50 % |
0111300000416000307 |
МАУ "ССВПД" "РИТУАЛ" |
22.12.16 15:03:23 |
178.207.112.105 |
85.26.233.39 |
700 000,00 |
693 000,00 |
1.00 % |
0111300000417000178 |
Общество с ограниченной ответственностью "СТЭК" |
26.12.17 9:04:50 |
83.149.19.217 |
85.26.234.31 |
712 600,00 |
709 037,00 |
0.50 % |
0111300000417000178 |
МАУ "ССВПД" "РИТУАЛ" |
26.12.17 12:56:25 |
83.149.19.217 |
85.26.234.31 |
712 600,00 |
705 474,00 |
1.00 % |
Относительно совпадения IP-адресов при подаче заявок для участия в вышеуказанных аукционах и подачи ценовых предложений Комиссия отмечает следующее.
Согласно сведениям с сайта ФНС России, а также информации с Выписок из Единого государственного реестра юридических лиц, поданных участниками для участия в вышеуказанных аукционах в электронной форме, местом нахождения МАУ "ССВПД "Ритуал" и ООО "Спецтрансэкология" на дату рассматриваемых аукционов являлось соответственно:
- Лениногорский р-н, Лениногорск; Улица: Тукая; Дом: 4; Офис: 15;
- Лениногорский р-н, Лениногорск; Улица: Асфальтная; Дом: 26.
Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам (точкам доступа), в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol - протокол динамической настройки узла - сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.
Комиссия отмечает, что ответчики по делу не представили документы, подтверждающие правомерность осуществления предпринимательской деятельности по одному адресу.
Более того, по результатам осмотра свойств файлов заявок участников ОАЭФ (первые части заявок), с использованием стандартного проводника операционной системы Windows 10, установлены факты совпадений таких свойств файлов как имя учетной записи, создавшей файл, имя учетной записи, изменившей файл, размер файла.
Учётная запись это хранимая в компьютерной системе совокупность данных о пользователе, необходимая для его опознавания (аутентификации) и предоставления доступа к его личным данным и настройкам.
Имя учетной записи задается пользователем и используется в ходе аутентификации при входе в систему. Таким образом, совпадение имени учетной записи создавшей и/или изменившей файл возможно только в случае их создания на одном устройстве. Использование одной учетной записи при формировании заявок на участие в торгах от разных организаций подтверждается и ее персонификацией.
Размер файла - это то количество пространства, которое он занимает на жестком диске. Основная единица измерения размера файла - байт. Полное совпадение размеров файлов, то есть совпадение количества байт или килобайт, может свидетельствовать об идентичности содержимого таких файлов. Таким образом, регулярное (т.е. для множества файлов) совпадение размеров файлов заявок участников ОАЭФ свидетельствует о создании таких файлов по одному "образцу" с полным копированием содержания таких заявок.
Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе N 0111300000416000131, представлены в следующей таблице.
Наименование участника закупки |
Наименование файла в составе заявки |
Автор файла |
Автор изменения файла |
Дата и время создания файла |
Дата и время изменения файла |
Размер файла |
Общество с ограниченной ответственностью "СТЭК" |
Техническое задание |
Гузель Шамарданова |
Ильвира Садреева |
18.12.2015 10:28 |
18.12.2015 10:28 |
14,7 |
МАУ "ССВПД" "РИТУАЛ" |
Техническое задание |
Гузель Шамарданова |
Ильвира Садреева |
18.12.2015 10:28 |
18.12.2015 10:28 |
14,7 |
Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе N 0111300000416000307, представлены в следующей таблице.
Наименование участника закупки |
Наименование файла в составе заявки |
Автор файла |
Автор изменения файла |
Дата и время создания файла |
Дата и время изменения файла |
Размер файла |
Общество с ограниченной ответственностью "СТЭК" |
Техническое задание (приложение N 1) |
Гузель Шамарданова |
Admin |
24.11.2016 13:02 |
24.11.2016 13:03 |
17,1 |
МАУ "ССВПД" "РИТУАЛ" |
Техническое задание (приложение N 1) |
Гузель Шамарданова |
Admin |
24.11.2016 13:02 |
24.11.2016 13:03 |
17,1 |
Фактические совпадения свойств файлов, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе N 0111300000417000178, представлены в следующей таблице.
Наименование участника закупки |
Наименование файла в составе заявки |
Автор файла |
Автор изменения файла |
Дата и время создания файла |
Дата и время изменения файла |
Размер файла |
Общество с ограниченной ответственностью "СТЭК" |
Техническое задание |
Гузель Шамарданова |
Admin |
11.12.2017 9:37 |
11.12.2017 9:39 |
15,2 |
МАУ "ССВПД" "РИТУАЛ" |
Техническое задание |
Гузель Шамарданова |
Admin |
11.12.2017 9:37 |
11.12.2017 9:39 |
15,2 |
Кроме того, Комиссия отмечает совпадение стилистического оформления заявок, поданных ответчиками для участия в указанных аукционах.
Совпадение имен учетной записи, создавшей файл, имен учетной записи изменившей файл, размеры файла, даты и времени создания и изменения файлов свидетельствует об использовании и обмене файлами заявок МАУ "ССВПД "Ритуал" и ООО "Спецтрансэкология" между собой и осуществлении координации по подготовке заявок на аукционы.
Кроме того, АО "АГЗ РТ" представлена информация, что МАУ "ССВПД "Ритуал" при аккредитации на ЭТП указан следующий адрес электронный почты: <_>
ООО "Спецтрансэкология" - <_>
учетом установленных Комиссией свойств электронных файлов заявок, поданных в составе первых частей заявок для участия в аукционе N 0111300000416000131, адресов электронной почты, указанных ответчиками при аккредитации на ЭТП, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заявки МАУ "ССВПД "Ритуал" и ООО "Спецтрансэкология" на участие в аукционах созданы одним лицом.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия МАУ "ССВПД "Ритуал" и ООО "Спецтрансэкология" возможны ислючительно в результате достигнутых договоренностей.
Вышеизложенное свидетельствует о следующем:
1) победителями вышеуказанных аукционов становились участники соглашения;
2) снижение ценовых предложений в рамках проведения указанных аукционов было минимальным (1 %);
3) участники аукционов подавали только по одному ценовому предложению;
4) в указанных аукционах участники закупки подавали заявки и ценовые предложения с совпадающего IP адреса;
5) совпадение свойств электронных файлов первых частей заявок;
6) подготовка и создание документов, поданных ответчиками в качестве первой части заявки, одним лицом;
7) в указанных аукционах участники закупки подавали заявки и ценовые предложения с помощью единой инфраструктуры, что подтверждается совпадением IP адреса и свойств файлов заявок;
8) установлено, что указанные аукционы проходили в разные дни, отличались друг от друга начальной максимальной ценой контракта, однако описанная выше модель поведения, состоящая из повторяющихся аналогичных действий, однозначно прослеживается в каждом из перечисленных аукционов.
Комиссия, исследовав доказательства по делу, оценив позиции сторон, приходит к выводу о том, что МАУ "ССВПД "Ритуал" и ООО "Спецтрансэкология" достигли соглашения, ограничивающее конкуренцию, которое привело к поддержанию цен на торгах.
Таким образом, в действиях МАУ "ССВПД "Ритуал" и ООО "Спецтрансэкология" усматривается:
- намеренное поведение каждого хозяйствующего субъекта определенным образом для достижения заранее оговоренной цели, то есть достижение и исполнение ими соглашения;
- заведомая осведомленность о будущих действиях друг друга, при отсутствии внешних, объективных обстоятельств, обуславливающих подобное поведение.
В результате достижения антиконкурентного соглашения МАУ "ССВПД "Ритуал" и ООО "Спецтрансэкология" реализовали модель группового поведения, состоящую из действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка; указанные лица совместно реализовали единую стратегию поведения, целью которой являлась не конкуренция между ними в ходе торгов, а достижение результата - победа в конкретном аукционе участника соглашения с ценой контракта близкой к начальной (максимальной) цене контракта.
Каждый из участников аукциона осознанно направил заявку на участие в аукцион, что предполагает соперничество за заключение государственного контракта, однако, будучи допущенным к торгам, ответчики фактически не конкурировали между собой, чем обеспечили поддержание цен в рассматриваемых электронных аукционах.
Факт обмена ответчиками информацией в рамках реализации соглашения был установлен Комиссией на основании анализа совокупности косвенных доказательств и относительно единообразного поведения ответчиков, приведшего к взаимовыгодному для них результату.
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.
В соответствии со статьей 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Закупка товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции.
Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ "О защите конкуренции").
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта, коими являются МАУ "ССВПД "Ритуал" и ООО "Спецтрансэкология", не подразумевает намеренное нарушение основ конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке организации и проведения торгов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с пунктом 2 части 1 стать 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Комиссией проанализированы сложившиеся в период с 2016 г. по 2018 г. рыночные отношения на рассматриваемом товарном рынке.
Для определения товарного рынка необходимо установление его продуктовых границ и географических границ.
При этом в рассматриваемом случае продуктовые и географические границы однозначно определены организатором торгов, а именно: аукционной документацией.
Таким образом, продуктовые границы товарного рынка, на котором МАУ "ССВПД "Ритуал" и ООО "Спецтрансэкология" совершено нарушение антимонопольного законодательства, определяются предметом закупок при участии, в которых ответчиками реализовано антиконкурентное соглашение.
Географические границы определяется территорией, определенной также документацией об аукционах и конкурсах, и являются - местом исполнения работ на территории Республики Татарстан.
Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах: в состав участников из рассматриваемых аукционов, входили признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона, хозяйствующие субъекты. Все участники аукционов являлись друг другу конкурентами на право заключения государственного контракта.
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
В действиях МАУ "ССВПД "Ритуал" и ООО "Спецтрансэкология", выразившихся в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на 3 аукционах в электронной форме, усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Соглашение было достигнуто его участниками и реализовывалось с 2016 года.
Антиконкурентная деятельность картеля, направленная против добросовестной конкуренции, запрещена законодательством РФ и является по своей сути, видом незаконной предпринимательской деятельности.
При этом под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) в рамках антиконкурентного соглашения за период его существования без вычета произведённых лицом расходов. В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 г. N23, при исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, следует исходить из общей суммы дохода, извлечённого всеми её участниками.
По оценке Татарстанского УФАС России, при реализации Соглашения общий доход его участников в результате победы на торгах и заключении государственных контрактов составил 2 041 974,00 рублей.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия МАУ "ССВПД "Ритуал" и ООО "Спецтрансэкология" как нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии со ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссией в адрес ответчика было направлено заключение об обстоятельствах дела N 06-139/2018.
До окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения ответчик возражения в письменной форме не представил.
Ответчики в рамках рассмотрения антимонопольного дела не представили документы и информацию о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.
Доказанность соглашений на электронных аукционах посредством установления относительно единообразного поведения и факта подачи заявок и ценовых предложений участниками с одного IP-адреса подтверждается многочисленной судебной практикой.
"Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями Закона о защите конкуренции, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пришел к выводу о доказанности антимонопольным органом наличия заключенного между обществами устного соглашения, направленного на поддержание цен на торгах, путем отказа от конкурентной борьбы в представлении ценовых предложений в процессе определения поставщика, что недопустимо в силу положений пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции "(Постановление Верховного Суда РФ от 11.02.2016 N 305-АД15-18019 по делу N А40-323/2015).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
Решением по делу N06-139/2018 о нарушении антимонопольного законодательства (исх.NИП-06/4957 от 04.04.2019 г.) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан признала МАУ "ССВПД "Ритуал" (ИНН 1649022150; ОГРН 1151689000011; 423250, РТ, район Лениногорский, г. Лениногорск, ул. Тукая, д. 4, пом. 15) и ООО "Стэк" (ИНН 1649018404; ОГРН 1101689000885; 423255, РТ, район Лениногорский, г. Лениногорск, ул. Асфальтная, д. 26) нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в достижении картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на 3 аукционах в электронной форме.
В соответствии с частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них -
-влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, юридическим лицом ООО "Стэк" допущено нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Согласно бухгалтерской отчетности ООО "Стэк" за 2017 отчетный год, совокупный размер выручки ООО "Стэк" от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение составила 5939000 (Пять миллионов девятьсот тридцать девять тысяч) рублей 00 копеек. Одна двадцать пятая совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров составляет 237 560 рублей.
Начальная стоимость предмета торгов по аукционам 2017 г. N 0111300000416000307 и 2018 г. N0111300000417000178 составила 700 000,00 и 712 600,00 рублей, что в сумме составляет 1 412 600.
В соответствии с ч.2 ст. 14.32 КоАП РФ административный штраф рассчитывается исходя их следующей формулы:
Min: 0,1 х 1 412 600 =141 260 рублей
Max: 0,5 х 1 412 600 = 706 300 рублей
706 300 - 141 260 + 141 260 = 423 780 рублей.
2
В соответствии с ч.2 ст. 14.32 КоАП РФ сумма административного штрафа не должна превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
Таким образом, учитывая обстоятельства, размер административного штрафа, налагаемого на ООО "Стэк" в качестве административного наказания за нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьей 14.32 КоАП РФ, составляет 237 560 (Двести тридцать семь тысяч пятьсот шестьдесят) рублей 00 копеек.
Место совершения юридическим лицом ООО "Стэк" административного правонарушения - город Лениногорск.
Время совершения юридическим лицом ООО "Стэк" административного правонарушения -2016-2018г.Таким образом, юридическим лицом ООО "Стэк" допущено нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На дату рассмотрения (1 октября 2019 г. в 15 час. 00 мин.) административного дела N016/04/14.32-1495/2019 для участия в административном производстве в Татарстанское УФАС России представитель ООО "Стэк" не явился, директор ООО "Стэк" Беляков Д.А. направил ходатайство о рассмотрении дела в отношении юридического лица ООО "Стэк" без участия.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статями ст.4.1, ст.14.9, ст.23.48, ст.29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Привлечь юридическое лицо ООО "Стэк" (ИНН 1649018404; ОГРН 1101689000885; 423255, РТ, район Лениногорский, г. Лениногорск, ул. Асфальтная, д. 26) к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Применить в отношении юридического лица ООО "Стэк" меру ответственности в виде административного штрафа в размере 237 560 (Двести тридцать семь тысяч пятьсот шестьдесят) рублей 00 копеек.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:
Банк получателя - Отделение- НБ Республика Татарстан ;
БИК Банка - 049205001;
Расчетный счет - 40101810800000010001;
Получатель - УФК МФ РФ по РТ (Татарстанское УФАС России)
ИНН получателя - 1653003714
КПП получателя - 165501001;
ОКТМО ИМНС по месту регистрации;
КБК - 161 1 16 02010 01 6000 140;
Назначение платежа - УИН 16100500000000244947 денежное взыскание (штраф) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, налагаемое федеральным органом государственной власти.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 г. 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
<_> [должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 4 октября 2019 г. N 06-139/2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.10.2019