Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Чикина П. А.(далее - ИП Чикин П.А., Индивидуальный предприниматель, Заявитель) (вх. N 4298 от 23.09.2019) на действия министерства здравоохранения Тульской области (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку медицинской техники (набор силового оборудования) (закупка N 0366200035619006552) (далее - электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), в присутствии:
- представителя государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение), Аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Аукционная комиссия) по доверенности;
- представителя Заказчика по доверенности;
в отсутствие представителей Заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Из жалобы следует, что положения документации об электронном аукционе на поставку медицинской техники (набор силового оборудования) (далее - документация об электронном аукционе) не соответствуют требованиям Закона по следующим основаниям.
1. В нарушение пункта 2 части 13 статьи 34 Закона в проект контракта не включено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
2. В пункте 37 части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе неправомерно установлено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102), поскольку в извещении об электронном аукционе закупаемый товар в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) относится к коду 32.50.13.130, который отсутствует в Постановлении Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
3. В нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона КБК, указанный в пункте 12 "Источник финансирования заказа" части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе не соответствует КБК, указанному в пункте 9.1 части III "Проект контракта" документации об электронном аукционе.
4. В нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона для товара "Дрель/ример, привод для работы со сверлами, фрезами, спицами, автоклавируемая с электронным управлением" в подпункте 1.2.7 пункта 7 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара" части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлена характеристика "Вес (при полной готовности к эксплуатации), (кг.)" с требуемым значением "Не более 1.8". При этом фраза "при полной готовности к эксплуатации" вводит потенциальных участников закупки в заблуждение, поскольку вес дрели с установленным сверлом, фрезой или спицей будет разным, то есть необходимо в заявке указать три разных значения, что будет противоречить требованиям части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе и Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.
5. В подпунктах 1.3.5 и 1.3.6 пункта 7 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе значения показателей имеют противоречивый характер, что нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона.
6. В подпункте 1.3.7 пункта 7 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе значение показателя "Прямое и реверсивное движение (мм.)" с требуемым значением "Не менее 0,6" установлено некорректно, что нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона.
7. В подпункте 1.11.24 установлено значение показателя "Фиксируют изделие в положении, предотвращающем скапливание конденсата в полостях во время мойки и стерилизации, а также соприкосновение с другими инструментами во время транспортировки и хранения" с требуемым значением "Наличие", при этом из описания объекта закупки непонятно, к какому товару относится указанная характеристика, что нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона.
8. По мнению Заявителя, описание объекта закупки, указанное в документации об электронном аукционе, соответствует позиции Каталога товаров, работ, услуг с кодом 32.50.50.190-00000069, которая обязательна для применения с 01.07.2019. Неприменение Заказчиком данной позиции Каталога товаров, работ, услуг нарушает пункт 4 правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Исходя из изложенного, по мнению ИП Чикина П.А., формирование документации об электронном аукционе подобным образом нарушает требования Закона, препятствует подаче заявки и ограничивает количество участников закупки.
Представитель Уполномоченного учреждения, присутствующий на заседании Комиссии, не согласился с доводами жалобы Заявителя, считая положения документации об электронном аукционе соответствующими требованиям Закона; представил письменные возражения на рассматриваемую жалобу.
Представитель Заказчика, присутствующий на заседании Комиссии, возражал против доводов жалобы Заявителя. Представитель Заказчика указал, что в настоящее время Заказчиком ведутся работы по подготовке новой закупки с учетом доводов рассматриваемой жалобы.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Приказом государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" от 13.09.2019 N 7330 объявлен аукцион в электронной форме на поставку медицинской техники (набор силового оборудования); создана Аукционная комиссия, определен ее состав.
Извещение и документация об электронном аукционе размещены 13.09.2019 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 541 686 ,89 рублей.
Относительно доводов, изложенных в жалобе ИП Чикина П.А., Комиссией установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
При этом пункт 2.2 части III "Проект контракта" документации об электронном аукционе содержит следующее условие: "Цена Контракта, составляет _____ руб. (_____)_____ коп., включая НДС ________ руб. (____)____ коп. по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации (если НДС не облагается, указать основание. В случае если контракт будет заключен с юридическим лицом или физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, сумма, юридическому лицу или физическому лицу, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком).".
Таким образом, довод жалобы об отсутствии в части III "Проект контракта" документации об электронном аукционе требований, предусмотренных пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона, не находит своего подтверждения на заседании Комиссии.
2. В силу части 3 статьи 14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление от 05.02.2015 N 102) утвержден, в том числе, Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В извещении и документации об электронном аукционе установлено ограничение допуска товаров, являющихся объектом данной закупки, в соответствии с Постановлением от 05.02.2015 N 102.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе предметом закупки является поставка медицинской техники (набор силового оборудования).
В извещении о проведении электронного аукциона среди прочего указано следующее:
КОД ПОЗИЦИИ |
НАИМЕНОВАНИЕ ТОВАРА, РАБОТЫ, УСЛУГИ |
32.50.13.130 |
Хирургические инструменты |
Из анализа положений вышеуказанного Постановления от 05.02.2015 N 102 следует, что при применении Перечня необходимо руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), так и наименованием вида медицинского изделия. При этом ряд позиций, указанных в Перечне, не содержит соответствующих такому коду наименований видов медицинских изделий. Следовательно для таких позиций Перечня ограничения устанавливаются исходя их цифрового обозначения кода в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Согласно Перечню ограничения, установленные Постановлением от 05.02.2015 N 102, распространяются на товар, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) относящийся к коду 32.50.13, который обозначает более укрупненный вид и включает в себя в том числе код со значением 32.50.13.130.
Следовательно, установление в документации об электронном аукционе ограничений в соответствии с требованиями Постановления от 05.02.2015 N 102 не противоречит его положениям, а также не влечет ограничение числа потенциальных участников закупки.
При таких обстоятельствах, довод жалобы о неправомерном установлении в документации об электронном аукционе ограничений в соответствии с Постановлением от 05.02.2015 N 102, не находит своего подтверждения на заседании Комиссии.
3. Согласно части 3 статьи 7 Закона информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, помимо прочего информация об источнике финансирования закупки.
В пункте 12 "Источник финансирования заказа" части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе установлен следующий источник финансирования: "бюджет субъекта Российской Федерации. Оплата денежных средств по контракту осуществляется по КБК: 804 09.09 0110920060 244".
Одновременно пункт 9.1 части III "Проект контракта" документации об электронном аукционе имеет следующее содержание:
"Источник финансирования - за счет средств бюджета Тульской области.
Оплата денежных средств по контракту осуществляется по КБК: 804 0909 0110920060 244 310 предусмотренных по разделу "Другие вопросы в области здравоохранения", по мероприятию "Централизованные закупки медикаментов и медицинского оборудования" в рамках подпрограммы "Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни" государственной программы Тульской области "Развитие здравоохранения Тульской области" по CубКОСГУ 310.07.00 "Приобретение оборудования"".
Согласно устным пояснениям представителя Заказчика, присутствующего на заседании Комиссии, формулировка источника финансирования закупки, указанная в части III "Проект контракта" документации об электронном аукционе не противоречит значению, установленному в пункте 12 части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе, а имеет более широкое и развернутое описание.
Приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н утвержден Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения (далее - Приказ Минфина N 132н). В соответствии с пунктом 15 части III "Классификация расходов бюджетов" Приказа Минфина N 132н код классификации расходов бюджетов состоит из двадцати знаков.
Такой двадцатизначный код указывается в разрезе главного распорядителя бюджетных средств, раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов.
В части I и части III документации об электронном аукционе двадцатизначное цифровое обозначение КБК указано идентично. При этом, дополнительное цифровое обозначение "310", указанное в составе КБК в пункте 9.1 части III "Проект контракта" документации об электронном аукционе указывает на код классификации операций сектора государственного управления, который в соответствии с пунктом 2 Приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" используется для детализации (дополнительной детализации) показателей бюджетной росписи, бюджетной сметы казенного учреждения, обоснований бюджетных ассигнований.
Кроме того, из положений документации об электронном аукционе Комиссией установлено, что код бюджетной классификации не является характеристикой объекта закупки, поэтому установление КБК в таком виде не препятствует подаче заявок участниками закупки и не ограничивает число таких участников.
Таким образом, довод жалобы о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в связи с указанием в различных частях документации об электронном аукционе различных значений КБК, не находит своего подтверждения на заседании Комиссии.
4. Относительно доводов жалобы о необоснованном описании объекта закупки в подпунктах 1.2.7, 1.3.5, 1.3.6, 1.3.7 и 1.11.24 пункта 7 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе, не соответствующего требованиям Закона, а также неприменении Заказчиком Каталога товаров, работ, услуг, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Устанавливая в документации о закупке требования к товарам (минимальные значения; максимальные значения; значения, которые не могут изменяться; значения подлежащие конкретизации), заказчик, тем самым, определяет перечень сведений о товаре, которые должны быть указаны в составе заявки на участие в аукционе, иными словами - содержание заявки.
Из толкования частей 1, 2 статьи 33 Закона следует, что документация об электронном аукционе должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки, не может содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников аукциона о требованиях, которым должны соответствовать подаваемые ими заявки.
Содержание соответствующих позиций должно быть ясным, четким, непротиворечивым, исключать возможность неоднозначного их толкования и быть реально исполнимым. Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об электронном аукционе создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
В этой связи, условия документации об электронном аукционе должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования, с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
В пункте 7 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара. В частности, в указанном пункте содержатся следующие спорные характеристики:
N п/п |
Наименование показателей |
Требуемое значение (диапазон значений) показателей |
1.1. |
Общие характеристики: |
|
1.1.1 |
Набор силового оборудования, шт. |
1 |
1.2 |
Технические характеристики: |
|
1.2.1 |
Дрель/ример, привод для работы со сверлами, фрезами, спицами, автоклавируемая с электронным управлением |
Наличие |
_ |
|
|
1.2.7 |
Вес (при полной готовности к эксплуатации), (кг.) |
Не более 1.8 |
_ |
|
|
1.3. |
Адаптер для дрели |
Наличие |
1.3.5 |
Максимальный диаметр хвостовика фиксируемого сверла (мм) |
Не более 5 |
1.3.6 |
Минимальный диаметр хвостовика фиксируемого сверла, (мм) |
Не более 7,4 |
1.3.7 |
Прямое и реверсивное движение (мм.) |
Не менее 0,6 |
_ |
|
|
1.11. |
Принцип установки аккумулятора |
скрыт внутри рукоятки или снизу рукоятки |
1.11.24 |
Фиксируют изделие в положении, предотвращающем скапливание конденсата в полостях во время мойки и стерилизации, а также соприкосновение с другими инструментами во время транспортировки и хранения. |
Наличие |
_ |
|
|
Проанализировав представленные на заседание Комиссии документы, а также выслушав доводы представителей Уполномоченного учреждения, Заказчика Комиссия приходит к следующему выводу.
При рассмотрении спорных характеристик, установленных в подпунктах 1.2.7, 1.3.5, 1.3.6, 1.3.7 и 1.11.24 пункта 7 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе, Комиссией установлено, что подобное описание объекта закупки не позволяет участникам электронного аукциона понять потребность Заказчика и его требования к товару, вследствие чего у участников закупки отсутствует объективная возможность подать первую часть заявки на участие в электронном аукционе, отвечающую одновременно потребностям Заказчика и требованиям документации об электронном аукционе.
Как было отражено выше, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона установлено, что при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе правилом, согласно которому не допускается включение в документацию о закупке требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, требования документации об аукционе к приобретаемым товарам, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки.
При таких обстоятельствах описание Заказчиком подобным образом объекта закупки повлекло к созданию необоснованных препятствий для неограниченного круга участников Электронного аукциона, повлекших сокращение их количества ввиду исключения возможности участия в рассматриваемой закупке хозяйствующих субъектов, готовых поставить товар, отвечающий одновременно потребности Заказчика и требованиям документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования каталога).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил использования каталога каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Комиссией установлено, что в единой информационной системе в Каталоге товаров, работ, услуг размещена информация о товаре
Код позиции КТРУ |
32.50.50.190-00000069 |
Наименование товара, работы, услуги |
Дрель/пила хирургическая универсальная, с аккумуляторной батареей |
Каталог товаров, работ и услуг под кодом 32.50.50.190-00000069 определяет наименование "Дрель/пила хирургическая универсальная, с аккумуляторной батареей" и описание "Комплект изделий, предназначенных для резекции костей и твердых тканей (например, хряща, связок) во время хирургического вмешательства; он не имеет специального назначения для проведения конкретных клинических процедур. Он включает блок перезаряжаемых батарей/блок управления, которые обеспечивают низковольтное питание, моторов/наконечников/насадок, а также ряда сменных приспособлений (например, сверл, боров, лезвий пилы, наконечников отвертки, проводников). Изделие не предназначено для питания от сети", дата включения позиции в каталог - 14.03.2019, дата начала обязательного применения позиции каталога - 01.07.2019.
Указанная позиция каталога товаров, работ и услуг под кодом 32.50.50.190-00000069 в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) относится к коду 32.50.50.190 - "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки".
Таким образом, на момент публикации извещения о проведении электронного аукциона указанная позиция Каталога товаров, работ, услуг обязательна для применения заказчиками.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что подобное описание объекта закупки свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.
Вместе с этим, в ходе проведения внеплановой проверки электронного аукциона (закупка N 0366200035619006552) установлено следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
На основании части 4 статьи 65 Закона в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В рамках данной закупки в порядке, установленном частью 3 статьи 65 Закона, от участника закупки поступил запрос на разъяснение положений документации об электронном аукционе.
Уполномоченным учреждением 20.09.2019 в ответ на поступивший запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе в единой информационной системе были опубликованы разъяснения следующего содержания: "Министерство здравоохранения Тульской области рассмотрев поступивший запрос на разъяснения от 19.09.2019 N 100347359 сообщает, что в аукционную документацию будут внесены изменения".
Одновременно Комиссией установлено, что разделы "Извещение, изменения извещения о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе", "Документация, изменение документации" единой информационной системы не содержат сведений и документов, свидетельствующих о внесении каких-либо изменений в извещение и документацию об электронном аукционе. Следовательно, у Заказчика не возникла обязанность продления срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Постановлением правительства Тульской области от 23 декабря 2013 г. N 788 на государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:
1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;
2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;
3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);
4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Закона.
Указанным постановлением правительства Тульской области утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Положение).
Согласно пункту 2.2 Положения Уполномоченное учреждение в целях исполнения полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, в том числе принимает и рассматривает заявки заказчиков на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направленные в соответствии с пунктом 4.3 настоящего Положения; разрабатывает с привлечением заказчиков разъяснения, изменения положений документации о закупках.
В соответствии с пунктом 4.3 Положения заказчики в соответствии с планом-графиком в срок не позднее первого числа планового месяца проведения процедур по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) направляют в уполномоченное учреждение заявку на осуществление закупки, к которой прилагается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), начальной цены единицы товара, работы, услуги, описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (техническая часть), требования к участникам закупки и проект контракта.
Из пункта 3.1. Положения следует, что заказчики, в том числе осуществляют следующие функции:
- вносят в уполномоченное учреждение предложения о необходимости внесения изменений в документацию о закупке;
- направляют в уполномоченное учреждение по его запросу разъяснения положений документации о закупке;
- несут ответственность, установленную действующим законодательством, за выбор способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за определение (обоснование) начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов), начальных цен единиц товара, работы, услуги, описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики), требования к участникам закупки.
Комиссией при рассмотрении материалов настоящего дела установлено, что Заказчик в ответ на поступивший запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе направил в Уполномоченное учреждение письмо, согласно которому в аукционную документацию будут внесены изменения. При этом указания на необходимость продления срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, а также текст изменений, подлежащих внесению в документацию об электронном аукционе, данное письмо не содержало. Иные письма с разъяснениями положений документации об электронном аукционе Уполномоченное учреждение не получало.
Документы о внесении изменений в документацию об электронном аукционе в Уполномоченное учреждение от Заказчика не поступали.
Присутствующий на заседании Комиссии представитель Заказчика подтвердил факт направления указанного письма с разъяснениями положений документации об электронном аукционе следующего содержания: "Министерство здравоохранения Тульской области рассмотрев поступивший запрос на разъяснения от 19.09.2019 N 100347359 сообщает, что в аукционную документацию будут внесены изменения".
Изучив направленный в Уполномоченное учреждение и размещенный на электронной площадке и в единой информационной системе Уполномоченным учреждением ответ на запрос, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанный текст ответа Заказчика на запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе не содержит каких-либо разъяснений положений документации об электронном аукционе.
Следовательно, не предоставив разъяснения положений документации об электронном аукционе, Заказчик нарушил порядок разъяснения положений такой документации, установленный частью 4 статьи 65 Закона.
Таким образом, в действиях должностного лица Заказчика, ответственного за подготовку разъяснений положений документации об электронном аукционе, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Чикина Павла Алексеевича (вх. N 4298 от 23.09.2019) на действия министерства здравоохранения Тульской области при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку медицинской техники (набор силового оборудования) (закупка N 0366200035619006552) обоснованной в части доводов о необоснованном описании Заказчиком объекта закупки в подпунктах 1.2.7, 1.3.5, 1.3.6, 1.3.7 и 1.11.24 пункта 7 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе, а также неприменении Заказчиком Каталога товаров, работ, услуг.
2. В результате проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки электронного аукциона (закупка N 0366200035619006552) признать министерство здравоохранения Тульской области нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64, часть 4 статьи 65 Закона.
3. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать министерству здравоохранения Тульской области, государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона и путем аннулирования электронного аукциона (закупка N 0366200035619006552).
4. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки N 0366200035619006552.
5. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 071/06/105-469/2019
30 сентября 2019 года г. Тула
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) на основании решения от 30.09.2019 по жалобе индивидуального предпринимателя Чикина Павла Алексеевича (вх. N 4298 от 23.09.2019) на действия министерства здравоохранения Тульской области при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку медицинской техники (набор силового оборудования) (закупка N 0366200035619006552) (далее - электронный аукцион) и в соответствии с требованиями части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Министерству здравоохранения Тульской области, государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок" устранить нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на поставку медицинской техники (набор силового оборудования) (закупка N 0366200035619006552).
2. Аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки (закупка N 0366200035619006552).
3. Срок исполнения предписания - не позднее 17.10.2019.
4. Министерству здравоохранения Тульской области, государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок", аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" уведомить Тульское УФАС России об исполнении пунктов 1 и 2 предписания не позднее 17.10.2019 (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение пунктов 1 и 2 предписания).
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 30 сентября 2019 г. N 071/06/105-469/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.09.2019