по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе
07 октября 2019 года Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления,
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
Фомин М.Е. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителя муниципального заказчика - Администрации Ермолинского сельского поселения - "_." (доверенность б/н от 01.10.2019);
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Монолит" надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, ходатайств не заявлял, представителей на рассмотрение жалобы не направил,
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "Монолит" (109202, г. Москва, ш. Фрезер, д. 5/1, э подвал, пом. I, к.I, оф.15; далее - ООО "Монолит") на действия муниципального заказчика - Администрации Ермолинского сельского поселения (173517, Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Ермолино, д. 31; далее - Администрация) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на реконструкцию автомобильной дороги по адресу: Российская Федерация, Новгородская область, Новгородский район, Ермолинское сельское поселение, д. Горынево, проезд к улице Андреевская, ул. Андреевская и ул. Георгиевская, извещение N 0150300021519000021 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 23.09.2019,
УСТАНОВИЛА:
30.09.2019 вх. N 6667 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) - ООО "Монолит" на действия муниципального заказчика - Администрации при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на реконструкцию автомобильной дороги по адресу: Российская Федерация, Новгородская область, Новгородский район, Ермолинское сельское поселение, д. Горынево, проезд к улице Андреевская, ул. Андреевская и ул. Георгиевская, извещение N 0150300021519000021 о проведении которого было размещено на официальном сайте 23.09.2019 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
Муниципальным заказчиком - Администрацией в пункте 11.2 информационной карты (Раздел 1 документации о проведении настоящего электронного аукциона; далее - ИК) и пункте 9.1.28 проекта контракта, заключаемого по результатам осуществления рассматриваемой закупки (Раздел 3 документации о проведении настоящего электронного аукциона; далее - Проект муниципального контракта) неправомерно установлено требование к участнику закупки, с которым будет заключаться контракт, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570), в части объема работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения других лиц - 15 %. По мнению подателя Жалобы в данном случае такой объем работ должен составлять 25%..
В нарушение требований Закона о контрактной системе Проект муниципального контракта не содержит положений предусмотренных пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Муниципальным заказчиком - Администрацией неправомерно сокращен срок предоставления разъяснений положений документации о рассматриваемом электронном аукционе.
На основании изложенного, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Администрация письменных пояснений относительно доводов Жалобы не представила.
Присутствовавшая на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель муниципального заказчика устно пояснила, что Администрация с доводами Жалобы согласна.
Согласно пункту 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку при получении обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.
Внеплановая проверка вышеуказанной закупки проводилась в рамках рассмотрения жалобы ООО "Реноватор" на действия муниципального заказчика - Администрацией, поступившей в Новгородское УФАС России ранее (вх. N 6658 от 30.09.2019 Новгородского УФАС России; резолютивная часть решения от 07.10.2019; в полном объеме изготовлено 10.10.2019).
Повторная проверка тех же действий заказчика и его аукционной комиссии, по которым контрольным органом принято решение, Законом о контрактной системе не предусмотрена, такие доводы контрольным органом не рассматриваются и не оцениваются.
Учитывая вышеизложенное, в рамках рассмотрения Жалобы внеплановая проверка в отношении заказчика и его аукционной комиссии не проводится.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В сентябре-октябре 2019 года муниципальным заказчиком - Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на реконструкцию автомобильной дороги по адресу: Российская Федерация, Новгородская область, Новгородский район, Ермолинское сельское поселение, д. Горынево, проезд к улице Андреевская, ул. Андреевская и ул. Георгиевская (начальная (максимальная) цена контракта - 11 669 860, 00 рублей).
Документация о проведении рассматриваемого электронного аукциона утверждена Главой Ермолинского сельского поселения "_." 23.09.2019 (далее - Документация).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 2.1 ИК объектом рассматриваемой закупки является реконструкция автомобильной дороги по адресу: Российская Федерация, Новгородская область, Новгородский район, Ермолинское сельское поселение, д. Горынево, проезд к улице Андреевская, ул. Андреевская и ул. Георгиевская.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Указанные виды и объемы работ, как было указано выше, установлены Постановлением N 570.
Пунктом 2 Постановления N 570 установлены:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Исходя из вышеизложенного, в случае если работы, входящие в объект закупки, включены в виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, названные в Постановление N 570, заказчик в документации о закупке обязан установить, что данные виды работ (все или их часть, определенная заказчиком) должны быть выполнены подрядчиком самостоятельно.
Подрядчик, в свою очередь, исходя из положений Постановления N 570, должен выбрать из определенных заказчиком в документации работ их конкретные виды и объемы, которые он обязуется выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, и которые впоследствии включаются в контракт.
Возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, муниципальным заказчиком перечислены в пункте 11.3 ИК.
Указанные виды работ соответствуют видам работ, предусмотренным Постановлением N 570, и, исходя из объекта закупки (реконструкция объекта капитального строительства), в данном случае установлены правомерно.
При этом, согласно пункту 11.2 ИК, а также пункту 9.1.28 Проекта муниципального контракта, совокупное стоимостное выражение выбранных подрядчиком конкретных видов работ и их объемов из пункта 11.3 ИК, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, должно составлять не менее 15 процентов цены муниципального контракта.
Вместе с тем, как отмечалось выше, согласно пункту 2 Постановления N 570 с 01.07.2018 совокупное стоимостное выражение конкретных видов и объемов работ из числа видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, определенных по предложению подрядчика из числа перечисленных заказчиком, должно быть не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта.
Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика - Администрации содержится нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в документации о закупке условия о совокупном стоимостном выражении видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц.
Жалоба в данной части является обоснованной.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Однако вышеуказанное условие муниципальным заказчиком в Проект муниципального контракта включено в ненадлежащем виде.
Так, согласно пункту 5.5 Проекта муниципального контракта, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма, подлежащая уплате физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
То есть муниципальным заказчиком, фактически, в данном случае в пункте 5.5 Проекта муниципального контракта не приведены указания на предусмотренные пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе:
- возможность уменьшения суммы, подлежащей уплате заказчиком физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя;
- условие об уменьшении подлежащей оплате суммы на размер сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика - Администрации содержится нарушение пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в проекте контракта обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта.
Жалоба в данной части является обоснованной.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам настоящего электронного аукциона разъяснений положений Документации содержится в разделе 13 ИК.
Указанный порядок полностью соответствует порядку, предусмотренному частями 3, 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
При этом, согласно пункту 13.2 ИК, датой начала предоставления разъяснений положений Документации в данном случае является момент размещения извещения об осуществлении рассматриваемой закупки на официальном сайте (23.09.2019), а датой и временем окончания - 12 часов 00 минут 27.09.2019.
Вместе с тем, установленная муниципальным заказчиком дата окончания срока предоставления участникам рассматриваемой закупки разъяснений положений Документации (27.09.2019), исходя из установленного Администрацией времени окончания срока предоставления разъяснений в указанную дату (12 часов 00 минут), является ненадлежащей и противоречит установленному порядку предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе.
Так, согласно Извещению, дата окончания срока подачи заявок на участие в настоящем электронном аукционе установлена муниципальным заказчиком на 01.10.2019.
Следовательно, исходя из положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, муниципальный заказчик в данном случае был обязан предоставлять разъяснения на запросы участников закупки относительно положений Документации, поступившие исключительно не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, то есть не позднее 27.09.2019.
Однако, как установлено выше, предоставление разъяснений положений Документации муниципальным заказчиком было прекращено в 12 часов 00 минут 27.09.2019.
При этом, правом на обращение за предоставлением разъяснений положений Документации участники рассматриваемой закупки в силу положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе обладали вплоть до окончания 27.09.2019.
Таким образом, в действиях муниципального заказчика - Администрации содержится нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в документации об электронном аукционе даты окончания срока предоставления его участникам разъяснения положений документации.
Жалоба в данной части также является обоснованной.
Руководствуясь статьями 33, 34, 64, 65, 110.2 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Монолит" (109202, г. Москва, ш. Фрезер, д. 5/1, э подвал, пом. I, к. I, оф. 15) на действия муниципального заказчика - Администрации Ермолинского сельского поселения (173517, Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Ермолино, д. 31) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на реконструкцию автомобильной дороги по адресу: Российская Федерация, Новгородская область, Новгородский район, Ермолинское сельское поселение, д. Горынево, проезд к улице Андреевская, ул. Андреевская и ул. Георгиевская, извещение N 0150300021519000021 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 23.09.2019, обоснованной.
2. Признать в действиях муниципального заказчика - Администрации Ермолинского сельского поселения нарушения пункта 2 части 13 статьи 34, пункта 11 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений муниципальному заказчику - Администрации Ермолинского сельского поселения не выдавать в связи с выдачей предписания на основании решения Новгородского УФАС России от 07.10.2019, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Реноватор" на действия муниципального заказчика - Администрации Ермолинского сельского поселения.
Председатель Комиссии |
И.А. Куриков
|
Члены Комиссии |
Д.А. Петров
|
|
М.Е. Фомин
|
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 10 октября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.10.2019