по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
09 октября 2019 г. г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя комиссии:
Сафронова О.А. - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии:
Бабакова Ю.С. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Довлатов А.Н. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Шашарин С.О. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в отсутствие надлежащим образом уведомленного Заявителя ООО "АльянсПрофЭко" (далее - Заявитель), в присутствии представителей Организатора торгов ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт риса" Б.Г.С.; Л.В.В. (далее - Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора по оказанию услуг по разработке проекта и утверждению границ санитарно-защитной зоны (извещение N 31908309089 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),
УСТАНОВИЛА:
Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора по оказанию услуг по разработке проекта и утверждению границ санитарно-защитной зоны (извещение N 31908309089 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.
Рассмотрение жалобы состоялось 09.10.2019 года в 11:00 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.
Заявитель считает, что Организатор торгов неправомерно отклонил его заявку, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.
Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.
Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также Положением о закупке Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт риса" (далее - Положение), утвержденным заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации С.В. Кузьминым от 13.12.2018.
Начальная (максимальная) цена договора - 700 000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктом 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с протоколом комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе котировок в электронной форме N 31908309089 от 25.09.2019, заявке ООО "АльянсПрофЭко" отказано в допуске к участию в процедуре и признана как несоответствующая требованиям документации, а именно:
- пункту 3 Раздела 1 Приложения к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме, непредставление копии лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней области.
Подпункт 45 пункта 1 статьи 12 ФЗ от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливает, что лицензированию подлежат деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).
В соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1216 "О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областей" включает в себя подготовку и представление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7 "Об охране окружающей среды" окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных, антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почва, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на земле. Исходя из этих двух определений атмосферный воздух, являясь компонентом природной среды, входит в совокупность компонентов природной среды, которые являются окружающей средой.
Следовательно, подпункты "б" и "в" пункта 2 Постановления N 1216 "О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии смежных с ней областей" распространяется на деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, включающую в себя подготовку и представление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнения.
В письме Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) от 15.02.2016 N 140-00944/16и разъясненяет необходимость и обязательность наличия у испытательной лаборатории, осуществляющей в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 натурные исследования атмосферного воздуха и измерения физических факторов воздействия на атмосферный воздух с целью установления окончательного размера санитарно-защитной зоны , лицензии Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета) на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).
В письме от 24 февраля 2016 года N 14-47/3703 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации отмечает, что определение уровня загрязнения атмосферного воздуха входит в перечень работ, составляющих лицензируемый вид деятельности (подпункт б пункта 2 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1216).
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) требует оформление лицензии в установленном порядке. Лицензирующим органом указанного вида лицензируемой деятельности, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" является Росгидромет.
Таким образом, для проведения испытательной лабораторией натурных исследований атмосферного воздуха и измерения физических факторов воздействия на атмосферный воздух в соответствии с действующим законодательством необходимо наличие лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).
Согласно Техническому заданию Организатора торгов в услугу по разработке проекта санитарно защитной зоны (далее - СЗЗ) с получением экспертного заключения, проведением замеров и окончательным утверждением границ СЗЗ входит: сбор и изучение исходных данных, включая метеохарактеристики и коэффициенты, получение сведений инструментальными методами о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, проведение расчетов по унифицированным программам расчета, разработка программы контроля состояния атмосферного воздуха по параметрам химического и шумового воздействия, проведение инструментальных замеров шумового и химического и наконец разработка проекта расчетной СЗЗ с перечнем координат территории СЗЗ объекта, получение экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта обоснования размера СЗЗ.
Подготовка и представление расчетной информации о загрязнении окружающей среды в виде расчета рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе в рамках разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для действующего объекта и проекта расчетной (предварительной) СЗЗ для действующего объекта, выполняемая для третьих лиц, может выполняться только лицами, имеющими действующую лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных в ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации строительства, реконструкции объектов капстроительства), включающую в себя подготовку и представление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и, при этом приведенное выше исключение не относится к упомянутой услуге Заказчика.
Согласно пункту 20 Положения Комиссия принимает решение о несоответствии заявки на участие в запросе котировок в электронной форме в следующих случаях в том числе: непредставления документов и информации, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок в электронной форме.
Таким образом действия Организатора торгов выразившееся в отказе в допуске к участию в запросе котировок "АльянсПрофЭко" по причине непредставление копии лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней области не противоречат Положению.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) утратил силу - Федеральный закон от 31.12.2017 N 505-ФЗ;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
Таким образом, в действиях Организатора торгов не установлено нарушений порядка проведения торгов, предусмотренных частью 10 статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АльянсПрофЭко" на действия Организатора торгов ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт риса" при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора по оказанию услуг по разработке проекта и утверждению границ санитарно-защитной зоны (извещение N 31908309089 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.
Заместитель председателя Комиссии: О.А. Сафронова
Члены Комиссии: Ю.С. Бабакова
А.Н. Довлатов
С.О. Шашарин
Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 9 октября 2019 г. N 023/07/3-1937/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.10.2019