Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
при участии:
от ООО "ППТК" - <...> (по доверенности N 393/12),
в отсутствие представителей: ООО "НПО Спектр", ПАО "ОГК-2",
ООО "ГазНефтеторг.ру" (извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы письмом Московского УФАС России от 14.01.2019 N ИГ/667/19),
рассмотрев жалобу ООО "НПО "Спектр" (далее также - Заявитель) на действия заказчика - ПАО "ОГК-2" (далее также - Заказчик) при проведении открытого одноэтапного запроса предложений без предварительного отбора в электронной форме для определения лучших условий поставки контрольно-измерительных приборов и автоматики, запасные части к ним для нужд филиала ПАО "ОГК-2" - Новочеркасская ГРЭС (219P100722) (реестровый N 31807073710) (далее - Закупка)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно отклонил заявку ООО "НПО Спектр".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее также - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона
о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также - Положение о закупках), размещено
на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт).
26.10.2018 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение
о проведении Закупки.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Как полагает Заказчик, у него имелось три основания для отклонения заявки Заявителя. Все основания для отклонения Комиссия признает несоответствующие Закону о закупках в виду следующего.
Согласно Протоколу заседания комиссии по подведению итогов запроса предложений от 06.12.2018 N 550, заявку ООО "НПО Спектр" отклонили из-за нарушения пункта 2.18.6 Закупочной документации, а именно: в составе заявки
не представлены документы, определенные Документацией (разделы 4 и 5) (в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведения
из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007
N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", содержащие информацию об участнике закупки).
В соответствии с пунктом 4.4.2 Формы 4 участник в составе заявки предоставляет сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии
с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации" или декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом.
В составе заявки претендента представлена декларация соответствия участника от 14.11.2018 N 1082. При этом в составе заявки не приложена выписка из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Комиссия, ознакомившись с информацией из общедоступного официального информационного ресурса, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (rmsp.nalog.ru) (далее - Официальный сайт) установила, что согласно выписке ЮЭ9965-19-5151117 ООО "НПО Спектр" является субъектом малого и среднего предпринимательства.
В свою очередь, организатор торгов также проверял достоверность данной информации и установил факт нахождения ООО "НПО Спектр" в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, о чём представитель организатора торгов устно заявил на заседании Комиссии.
Кроме того, по мнению Заказчика, Заявитель нарушил пункт 2.18.6 Закупочной документации и не представил в составе заявки список участников Общества, расчет по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования
и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (Код по КНД 1151111) за последний отчетный период (квартал) за исключением раздела 2, раздела 3 данной формы, с отметками органа контроля.
Согласно подпункту 2 пункта 4.4.8 Заявитель в составе заявки должен представить список участников общества, который общество ведет в соответствии
с требованиями ст. 31.1 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", а также в соответствии с пунктом 4.4.3 Формы
4 информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе, конечных) (далее - Цепочка собственников) с приложением необходимых документов.
Заявитель в тексте жалобы указывает, что Цепочка собственников содержит всю информацию об участниках общества необходимую Заказчику.
Разница между двумя документами заключается в том, что в списке участников имеется информация о долях в уставном капитале участников общества.
В свою очередь, согласно информации из Цепочки собственников, руководитель юридического лица ООО "НПО Спектр" является единственным участником владеющим 100% долей в уставном капитале общества.
Таким образом, в случае наличия списка участников в составе заявки, информация содержащаяся в нем, дублировала бы информацию из Цепочки собственников.
Следовательно информация для анализа участника ООО "НПО Спектр"
у Заказчика имелась в полном объёме, а причины отклонения носят формальный характер.
Относительно отклонения заявки Заявителя на основании отсутствия расчета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование представитель организатора торгов пояснил, что данные документы были представлены в полном объёме и отклонение произошло в связи с технической ошибкой специалиста.
При этом довод Заказчика относительно того, что исключительно одна лишь Декларация предоставляется только вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом, а также довод
о непредоставлении списка участников в соответствии с Закупочной документацией, отклоняются комиссией.
Учитывая, что предоставление документов имеет своей целью подтверждение соответствия требованиям Заказчика и согласие на выполнение услуг под определенными условиями, Заказчик должен действовать таким образом, чтобы избегать формального подхода при оценке заявок.
Формализм при оценке заявок, когда документы отклоняются только по тому основанию, что не соответствуют определенной форме, противоречит принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Оценивая поведение Заказчика, в том числе в ходе допуска заявок, Комиссия исходит из того, в допустимых ли пределах Заказчиком осуществляются его полномочия, либо имеют место необоснованные и неразумные ограничения или условия реализации участниками их прав.
Отклонение же заявки участника по основаниям представления им обозначенных документов, но не устроивших Заказчика по формальным причинам, явно противоречит обычаям делового оборота и является злоупотреблением правом.
При таких обстоятельствах у Заказчика отсутствуют правовые основания для отклонения заявки Заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
С учетом указанного принципа Заказчик не должен подвергать сомнению подлинность представленных участниками Закупки документов и сведений. При этом в случае возникновения сомнений Заказчик должен направить соответствующие запросы информации, а не отклонять заявку участника без достаточных на то оснований.
Указанные основания для отклонения заявки оцениваются Комиссией критически, как сугубо формальные, не соответствующие основной цели проведения закупок - удовлетворении потребности заказчика путем выбора наилучшего предложения на конкурентной основе.
В данном случае действия Заказчика, выразившиеся в отклонении заявки Заявителя не соответствуют принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В этой связи Комиссия, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "НПО Спектр" (ИНН: 6150066266, ОГРН: 1116183001021) на действия ПАО "ОГК-2" (ИНН: 2607018122, ОГРН: 1052600002180) при проведении Закупки обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, статьи 3 Закона о закупках.
Обязательное для исполнение предписание не выдавать, так как по итогам Закупки ПАО "ОГК-2" 25.12.2018 заключен договор N ПО2-18/910.
Снять ограничения на размещение Запроса предложения, наложенные письмом Московского УФАС России от 14.01.2019 N ИГ/667/19.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 января 2019 г. N 1-00-43/77-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.02.2019