На основании приказа от 06.08.2019 N01/332-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан (423600, Республика Татарстан, Елабужский район, город Елабуга, проспект Мира, 12, ОГРН: 1051655092202, дата присвоения ОГРН: 30.12.2005, ИНН: 1646018237).
По результатам проведения проверки установлено следующее.
Постановлением Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан N 887 от 03.08.2015 утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Приложением к схеме определено место расположения каждой рекламной конструкции на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан в соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе)
Схема применяется при распространении рекламы с использованием щитов, стендов, электронных табло и иных технических средств наружной рекламы, представляющих собой рекламные конструкции.
Схема применяется в отношении рекламных конструкций, расположенных на стенах и крышах зданий, конструктивных элементах сооружений и отдельно стоящих на территории, свободной застройки.
При использовании Схемы предметом регулирования являются вид и местоположение размещения рекламной конструкции.
В соответствии с Приложением к Постановлению Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан N887 от 03.08.2015 г. на территории Елабужского муниципального района предусмотрено размещение 260 рекламных конструкций.
В ходе проведения плановой проверки инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан был составлен акт фиксации рекламных конструкций от 9 августа 2019 года, расположенных на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан, являющимся приложением к настоящему акту проверки.
Согласно информационной справке (исх. N20/04 от 04.02.2019), представленной Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района, торги на право размещения и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Елабужского муниципального района не проводились, договора на право размещения рекламных конструкций не заключались. Торги в форме конкурса запланированы на 11 октября 2019 года. На сегодняшний день проекты постановлений Исполнительного комитета Елабужского муниципального района "О порядке подготовки и проведения торгов на право размещения и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Елабужского муниципального района" и "О порядке выявления и демонтажа рекламных конструкций незаконно размещенных на территории Елабужского муниципального района" повторно направлены в прокуратуру для проверки.
Из предоставленных Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района материалов установлено, что 4 июля 2019 года Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района были выданы предписания о необходимости демонтажа (в течении 30 дней) рекламных конструкций следующим организациям: ООО "Медиастар", ООО "Гелиос-НК", ООО "Диз-рекл", ИП Созинову А.А., ООО "Галант", однако в результате проверки было установлено, что по истечении заданного срока рекламные конструкции не демонтированы.
В ходе плановой проверки Исполнительного комитета Елабужского муниципального района, Управлением выявлены факты размещения одиннадцати рекламных объектов в виде вывесок и рекламных растяжек (Приложения 1, 2, 3, 4, 5 ,6, 7, 8, 9, 10, 11 к Акту фиксации) расположенных по адресу: РТ, г.Елабуга, пр.Нефтяников, д.27; РТ, г.Елабуга, пр. Нефтяников, д. 20; РТ, г.Елабуга, пр. Нефтяников, д.19; РТ, г.Елабуга, пр. Нефтяников, д.16; РТ, г.Елабуга, пр. Нефтяников, д.12; РТ, г.Елабуга, пр. Нефтяников, д.1а; РТ, г.Елабуга, ул. Пролетарская, д. 34; РТ, г.Елабуга, ул. Интернациональная, д.1; РТ, г.Елабуга, пр. Мира, д.65; РТ, г.Елабуга, пр. Мира, 69; РТ, г. Елабуга, пр. Мира, д.28; а так же четырех стационарных рекламных конструкций (Приложения 12, 13, 14, 15 к Акту фиксации) расположенных по адресу: РТ, г. Елабуга пр. Нефтяников около дома 24; РТ, г. Елабуга, пр. Нефтяников, около дома 15; РТ, г. Елабуга,ул. Интернациональная около дома д.1; РТ, г. Елабуга, пр. Нефтяников, около дома 12, на установку и эксплуатацию которых Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района Республики Татарстан не было выдано разрешения, что содержит признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при размещении рекламных конструкций.
В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона N131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
Согласно статье 4 Закона о рекламе отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы регулируются данным Федеральным законом, а также принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
В силу части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Таким образом, часть 5.1 статьи 19 Закона о рекламе устанавливает единственный способ заключения договоров на установку рекламных конструкций на земельном участке, здании, недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности - торги, и не содержит каких-либо исключений.
Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Согласно пункту 2 части 11 статьи 19 Закона о рекламе к заявлению на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции прилагается, в том числе, подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.
Вместе с тем, согласно части 17 статьи 19 Закона о рекламе разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Следовательно, по смыслу положений части 17 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления в момент принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции должен обладать информацией о дате заключения договора на установку рекламной конструкции и сроке его действия.
Таким образом, необходимыми условиями установки рекламной конструкции являются разрешение, выдаваемое органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществить её установку, и договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный ранее выдачи соответствующего разрешения на основании проведения процедуры торгов.
Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не предполагают предоставления ему Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством позволения размещения рекламной конструкции без проведения торгов и без выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Непроведение торгов не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, что в свою очередь приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров на размещение рекламных конструкций, к участию в торгах.
Таким образом, непроведение торгов на установку и размещение рекламных конструкций и отсутствие разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций позволяют сделать вывод о незаконном использовании муниципальной земли Елабужского района Республики Татарстан. Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района Республики Татарстан не предпринимаются меры об устранении выявленных фактов нарушения.
Таким образом, действия (бездействие) Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части не проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан и отсутствия муниципального контроля за эксплуатацией рекламных конструкций на территории Елабужского муниципального района при отсутствии выданных разрешений.
Учитывая вышеизложенное, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом ФАС России от 22.01.2016 N57/16 "Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства", предупреждает о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и обеспечить демонтаж рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без действующего разрешения, заключенных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, расположенных на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан, по следующим адресам: РТ, г.Елабуга, пр.Нефтяников, д.27; РТ, г.Елабуга, пр. Нефтяников, д. 20; РТ, г.Елабуга, пр. Нефтяников, д.19; РТ, г.Елабуга, пр. Нефтяников, д.16; РТ, г.Елабуга, пр. Нефтяников, д.12; РТ, г.Елабуга, пр. Нефтяников, д.1а; РТ, г.Елабуга, ул. Пролетарская, д. 34; РТ, г.Елабуга, ул. Интернациональная, д.1; РТ, г.Елабуга, пр. Мира, д.65; РТ, г.Елабуга, пр. Мира, 69; РТ, г. Елабуга, пр. Мира, д.28; РТ, г. Елабуга пр. Нефтяников около дома 24; РТ, г. Елабуга, пр. Нефтяников, около дома 15; РТ, г. Елабуга, ул. Интернациональная около дома д.1; РТ, г. Елабуга, пр. Нефтяников, около дома 12.
Предупреждение необходимо выполнить в течение 45 дней с момента получения.
О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.
<_> [должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 21 октября 2019 г. N ИП-06/15774 (ключевые темы: закон о рекламе - разрешение на установку рекламной конструкции - законный владелец - эксплуатация - органы местного самоуправления)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.10.2019