Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
при участии представителей АО "ВТБ Лизинг" - <...>
в отсутствие ООО "Меркона Групп",
рассмотрев жалобу ООО "Меркона Групп" (далее также - Заявитель) на действия АО "ВТБ Лизинг" (далее также - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке офисных помещений, расположенных по адресам: г. Москва, 2-й Южнопортовый проезд, д.16, стр.1; г. Москва, 2-й Южнопортовый проезд, д.18, стр.1 и стр. 2; г. Москва, 2-й Южнопортовый проезд, д.27, стр.1; г. Москва, Пресненская наб., д.10, блок С (реестровый N 31908157706) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении его заявки от участия в Конкурсе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении Закупки, размещено в ЕИС - 09.01.2019.
Извещение о проведении Конкурса с начальной (максимальной) ценой договора в размере 29 505 581, 36 руб. размещено на Официальном сайте 31.07.2019.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке от 22.08.2019 N 31908157706-01 следует, что заявка отклонена от дальнейшего участия в Конкурсе со следующим обоснованием: "несоответствие предлагаемой продукции и (или) условий исполнения договора установленным Заказчиком в документации процедуры закупки, а именно: 1) перечень расходных материалов включенных в стоимость услуг не соответствует Части I Технического задания, Ежемесячный перечень расходных материалов включенных в стоимость услуг - отсутствует информация о ежемесячном предоставлении указанного объема расходных материалов".
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
По мнению Заявителя, отклонение его заявки является неправомерным в связи с тем, что в Техническом задании в перечне расходных материалов в стоимости услуг не содержалось сведений о периодичности оказания услуг.
При этом 06.08.2019 Заказчик в ответ на поступивший запрос на разъяснения положения документации пояснил, что в таблице 5 Приложения N 1 к Техническому заданию указан ежемесячный перечень расходных материалов, включенных в стоимость услуг. Соответствующие изменения были внесены Заказчиком в Конкурсную документацию.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что представленное в составе заявки Заявителя Техническое предложение содержало перечень товаров, планируемых к использованию при оказании услуг Заказчику без указания, что данный перечень товаров является ежемесячным.
Комиссия оценивает доводы Заказчика критически в связи с тем, что требования к перечню товаров и периодичности их применения при оказании услуг, установленные в Техническом задании, являются безальтернативными, то есть участник лишен возможности предложить иные варианты.
При этом в соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, подавая заявку на участие в закупке, Общество конклюдентно согласилось с установленными Заказчиком требованиями и приняло на себя обязательства по их исполнению.
Таким образом, учитывая совокупность обстоятельств дела, а именно наличие безальтернативных требований в документации и размещенный на Официальном сайте ответ на запрос на разъяснения положений документации, Комиссия приходит к выводу о том, что заявка Общества отклонена по формальному основанию.
При этом отклонение заявок на участие в Закупке, отвечающей требованиям Закупочной документации, по формальным основаниям не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Подтверждением ограничения конкуренции является тот факт, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 22.08.2019 по оспариваемому основанию отклонены 11 заявок из 20, а трое из отклоненных обжаловали действия Заказчика в антимонопольный орган.
В связи с участием Заявителя в Конкурсе в целях недопущения затягивания закупочной процедуры Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений путем допуска поданных заявок без учета требования обжалуемых Заявителем требований, учитывая безальтернативность установленных в Техническом задании требований.
На основании изложенного, Комиссия констатирует факт неправомерного отклонения Заявителя и признает жалобу обоснованной.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Меркона Групп" (ОГРН: 5137746203920, ИНН: 7730698408) на действия АО "ВТБ Лизинг" (ОГРН: 1037700259244, ИНН: 7709378229) при проведении Конкурса обоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения Заказчику не выдавать в связи с тем, что предписание было выдано в рамках дела N 077/07/00-9837/2019 от 16.09.2019.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 сентября 2019 г. N 077/07/00-8910/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.10.2019