Инспекция Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя управления Лебедевой С.Н., членов Инспекции - начальника отдела контроля закупок Катричевой Е.И., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Печникова А.Г.
с участием:
от заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная детская клиническая больница" (далее также - ГБУЗ ЯО "ОДКБ", заказчик) - представителей по доверенности Кузнецовой С.О., Ильюшко Н.В.;
от общества с ограниченной ответственностью "Техноспецстрой" (далее также - ООО "Техноспецстрой", общество, участник закупки, исполнитель) - генерального директора Спиридонова Е.В., а также представителя по доверенности Спиридоновой Е.В;
в ходе рассмотрения сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленных государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области "Областная детская клиническая больница" и осуществления в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 0171200001919000173 от 23 апреля 2019 г. на выполнение работ по комплексной уборке помещений в зданиях ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница", в связи с существенным нарушением условий контракта, заключенного с ООО "Техноспецстрой", в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 02.10.2019 N 352,
установила:
01.10.2019 в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная детская клиническая больница" поступили сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков общество с ограниченной ответственностью "Техноспецстрой", нарушившего, по мнению заказчика, существенные условия контракта N 0171200001919000173 от 23.04.2019 на выполнение работ по комплексной уборке помещений в зданиях ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница", заключенного с заказчиком.
Изучив представленные материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, 18.03.2019 в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0171200001919000173 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по комплексной уборке помещений в зданиях ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница" вместе с аукционной документацией.
На заседании Инспекции установлено, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0171200001919000173 от 08.04.2019 в результате рассмотрения вторых частей заявок в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона N 44-ФЗ победителем рассматриваемого аукциона признано общество с ограниченной ответственностью "Техноспецстрой" как участник, заявка которого соответствует требованиям, установленным аукционной документацией и предложивший наименьшую цену (1 586 627, 61 рублей).
По результатам рассматриваемого аукциона между ГБУЗ ЯО "ОДКБ" и ООО "Техноспецстрой" заключен контракт N 0171200001919000173 от 23.04.2019 на выполнение работ по комплексной уборке помещений в зданиях ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница" (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1 Раздела 1 контракта 1.1. Исполнитель обязуется выполнить работы по комплексной уборке помещений в зданиях ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница" (далее - работы), в соответствии с условиями, изложенными в Техническом задании (Приложение N 1 к контракту), являющемуся неотъемлемой частью контракта, а Заказчик принять и оплатить выполненные работы.
Отдельными положениями Технического задания на выполнение работ по комплексной уборке помещений в зданиях ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница" установлены, в частности, требования к качеству выполняемых работ (должно соответствовать требованиям, предъявляемым к такого рода работам, и СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (пункт 1)) и порядок и сроки устранения некачественного выполнения работ (в случае некачественного выполнения работ, недочеты устраняются в течение одного часа с момента обнаружения и уведомления Исполнителя (в любой доступной форме); в случае невыхода работника, Исполнитель обязан произвести его замену на другого сотрудника в течение двух часов (пункт 2)); требования к работникам, выполняющим работы по уборке ГБУЗ ЯО "ОДКБ (наличие инвентаря, формы, моющих средств, наличие списков работников с объемом установленной информации о них (пункты 5, 6, 16); установлены требования к текущей ежедневной уборке (пункт 11) и генеральной уборке (пункт 14), требования к проведению и оформлению контроля (пункт 15), определено время уборки (пункт 17), периодичность выполнения работ и площадь уборки (пункт 18).
Соответственно, выполнение работ по комплексной уборке помещений в зданиях ГБУЗ ЯО "ОДКБ" осуществляется с учетом особенностей (требований), установленных Техническим заданием к контракту.
Кроме того, Разделом 3 контракта установлены сроки (с 01.06.2019 по 31.05.2020 года включительно), место и условия выполнения работ, порядок приемки.
Разделом 4 контракта установлены права и обязанности сторон, согласно пункту 4.1.2. которого установлена обязанность исполнителя выполнить работы в соответствии с условиями контракта, исполнить контракт в полном объеме; представлять по требованию Заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету контракта, для контроля и проверки исполнения исполнителем обязательств по контракту; информировать заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению контракта.
Из содержания представленных заказчиком документов (обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 01.10.2019 N 2922, уведомление об одностороннем расторжении контракта от 19.08.2019 N 2147) следует, что общество приступило к исполнению контракта в установленный срок, а также, изучив содержание представленных заказчиком копий, включающих текст сообщений, направляемых в том числе посредством электронной почты, Инспекцией установлено, что в течение текущего года намерения исполнять контракт обществом подтверждаются: незамедлительно поддерживают переписку, подтверждают запрашиваемую информацию.
В то же время, как следует из содержания направленного в УФАС России по Ярославской области обращения заказчика и представленных к нему копий документов, результат выполненной обществом работы неоднократно оценивался сформированной в соответствии с контрактом комиссией заказчика как ненадлежащего качества (в том числе устанавливались факты невыполнения отдельных видов работ), о чем, начиная с 13.06.2019 систематически составлялись соответствующие акты осмотра выполненных работ (копии представлены), где зафиксированы выявленные недостатки и незамедлительно в устной форме и посредством электронной почты направлялись обществу, направлялись претензии (копии представлены), однако, как считает заказчик, избранная модель поведения общества свидетельствует об отсутствии со стороны последнего намерения выполнять работу в полном соответствии условиям контракта.
Кроме того, как указывает заказчик, с 12.08.2019 обществом приостановлено выполнение работ, предусмотренных контрактом.
19.08.2019 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным, по мнению заказчика, нарушением условий контракта исполнителем (21.08.2019 размещено в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru),направлено посредством электронной почты, а также заказным письмом с уведомлением о вручении (от 23.08.2019).
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.3 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю); выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта; датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте; при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из представленных в материалы дела пояснений заказчика, поскольку заказчиком не получено подтверждение о вручении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта обществу, соответственно, датой надлежащего уведомления о принятом решении является 20.09.2019, соответственно, контракт считается расторгнутым (решение вступило в законную силу) 01.10.2019.
Соответствующее обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе направлено заказчиком в установленный срок в Ярославское УФАС России.
Инспекция, проанализировав содержание представленного решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта N 0171200001919000173 от 23.04.2019 на выполнение работ по комплексной уборке помещений в зданиях ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница" от 19.08.2019 установила, что в основу принятия последнего положено неоднократное нарушение исполнения обязательств по заключенному контракту, а именно выполнение не в соответствии с контрактом, исполнителем нарушен пункт 4.1.2 контракта.
Между тем, проанализировав документы, представленные обществом (объяснение на обращение ГБУЗ ЯО "ОДКБ", копии уведомлений в адрес заказчика, в том числе повторного (от 13.08.2019, 15.08.2019 с отметкой о получении заказчиком), иная переписка) Инспекцией установлено, что в отношении выявленных недостатков на основании поступивших на электронную почту от заказчика актов осмотра обществом принимались все необходимые меры по устранению последних, о чем соответствующая информация направлялась заказчику; информация, предусмотренная условиями контракта в распоряжении заказчика имеется; приостановление же выполнения работ со стороны общества обусловлено задолженностью заказчика по оплате части выполненных работ, о чем соответствующее уведомление обществом неоднократно направлялось в адрес заказчика (расценено Инспекцией как надлежащее извещение об отсутствии возможности исполнять контракт).
Иными словами, доказательства объективной невозможности исполнения взятых на себя обязательств по контракту, Инспекцией установлены.
При этом, как считает Инспекция и это согласуется непосредственно с целью закупки, общество, подавая заявку на участие в рассматриваемом аукционе, действовало добросовестно, проявив необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств.
С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно частям 1-2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, с которыми контракты расторгнуты по решению суда, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В соответствии с пунктами 11-12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2013 N 1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 5 рабочих дней с даты их поступления.
Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр; в случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 Правил; в рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение; в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр; в ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр; копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Фактические обстоятельства дела и представленные доказательства не подтверждают виновного и недобросовестного поведения со стороны участника закупки, иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе, заказчиком не представлено.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Закона N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.201N 1062, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
сведения, представленные государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области "Областная детская клиническая больница" (ИНН 7602063829, ОГРН 1077602005128) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Техноспецстрой" (ИНН 7604342105, ОГРН 1187627010977) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Руководитель Инспекции С.Н. Лебедева
Члены Инспекции Е.И. Катричева
А.Г. Печников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 8 октября 2019 г. N 121П-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.10.2019