Резолютивная часть оглашена "18" октября 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено "28" октября 2019 года
"28" октября 2019 года г. Архангельск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее по тексту - Архангельское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии |
- |
Цакулов Ю.Г. |
заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;
|
Члены Комиссии: |
- |
Шестакова Н.М. |
главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;
|
|
- |
Ипатова Т.В. |
ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России, |
рассмотрев дело N 029/05/28-570/2019, возбужденное по материалам Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Главное управление) в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Система" (далее - ООО "Система", Общество) (до 18.01.2018 - ООО МКК "Удобные займы") и Общества с ограниченной ответственностью "Хлеб" (далее по тексту - ООО "Хлеб") по признакам нарушения п. 7 ст. 7 и ч. 14 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе"),
в отсутствие:
заявителя - Главного управления, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, в заседание Комиссии по рассмотрению дела N 029/05/28-570/2019 не явилось, представителей для участия в рассмотрении настоящего дела N 029/05/28-570/2019 не направило, ходатайств не заявляло, дополнений не представило.
ООО "Система", надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, в заседание Комиссии по рассмотрению дела N 029/05/28-570/2019 не явилось, представителей для участия в рассмотрении дела N 029/05/28-570/2019 не направило, ходатайств не заявляло.
ООО "Хлеб", надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, в заседание Комиссии по рассмотрению дела N 029/05/28-570/2019 не явилось, представителей для участия в рассмотрении дела N 029/05/28-570/2019 не направило, ходатайств не заявляло.
УСТАНОВИЛА:
22.07.2019 в адрес Архангельского УФАС России поступили материалы Главного управления с приложением фотоотчета по результатам осмотра места нахождения ООО "Система".
По мнению ЦБ РФ, в действиях ООО "Система" (до 18.01.2018 - ООО "МКК "Удобные займы) присутствуют признаки нарушения требований ч. 14 ст. 28 ФЗ "О рекламе", в связи с тем, что 04.12.2017 сведения об ООО "МКК "Удобные займы" исключены из государственного реестра микрофинансовых организаций Банка России. Реклама Общества и оказываемых им услуг по предоставлению потребительских займов является нарушением.
Главное управление также сообщило, что в январе 2018 года в учредительные документы юридического лица (ООО МКК "Удобные займы") внесены изменения в части наименования, действующее наименование - ООО "Система" (запись в ЕГРЮЛ от 18.01.2018).
Как следует из фотоотчета, представленного Главным управлением, рассматриваемая информация "Общество с ограниченной ответственностью "УДОБНЫЕ ЗАЙМЫ МИКРОФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Адрес: Комсомольская, 3 Тел: 8-921-496-31-11" распространяется посредством размещения на фасаде здания по адресу: Архангельская обл., Устьянский р-он, п. Октябрьский, ул. Заводская, д. 21а, формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования - займам, и его продвижению на рынке, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе".
В ООО "Система" направлен запрос о представлении информации (исх. N 03-12И/4002) по рассматриваемому заявлению.
На 20.09.2019 ответ на запрос от ООО "Система" в Управление не поступил, согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80086938386948 статус отправления: 23.08.2019 в 16:16 - "неудачная попытка вручения", 23.09.2019 в 08:27 - "возврат отправителю по иным обстоятельствам".
Администрация муниципального образования "Октябрьское" в соответствии с запросом Управления от 16.08.2019 (исх. N 03-12И/4106) сообщила, что правообладателем нежилого помещения (здания хлебопекарни), расположенного по адресу: Архангельская обл.,
Устьянский р-он, п. Октябрьский, ул. Заводская, д. 21а, является ООО "Хлеб".
20.09.2019 по факту распространения рассматриваемой рекламы в отношении ООО "Система" и ООО "Хлеб" возбуждено дело N 029/05/28-570/2019 по признакам нарушения п. 7 ст. 7, ч. 14 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
ООО "Хлеб" направило в адрес Архангельского УФАС России копии запрошенных определением о возбуждении дела N 029/05/28-570/2019 документов, в том числе копию договора аренды рекламного места от 03.09.2013 с ООО "Удобные займы" (с 18.01.2018 - ООО "Система") и сообщило, что монтаж рекламного баннера согласовывался сторонами по договору, а его установка осуществлялась ООО "Удобные займы".
ООО "Система" письмом от 10.10.2019 (вх. N 7401 от 11.10.2019) сообщило: единственным видом деятельности Общества была деятельность по выдаче займов физическим лицам до 2018 года. В связи с нерентабельностью принято решение о прекращении данного вида деятельности. С 01.01.2018 ООО "Система" никакой деятельности не ведет, офис отсутствует. Генеральный директор числится по совместительству. Рекламный баннер был не был демонтирован по недосмотру со стороны Общества. В настоящее время баннер демонтирован.
К письму ООО "Система" представлены копии Устава, выписки из ЕГРЮЛ, приказа N 1 от 11.08.2013 "О вступлении в должность генерального директора и возложении обязанностей главного бухгалтера", договора аренды рекламного места от 03.09.2013, реквизиты.
Комиссия Архангельского УФАС России всесторонне, полно и объективно изучив и проанализировав представленные материалы дела N 029/05/28-570/2019 доказательства, пришла к следующим выводам.
Целями ФЗ "О рекламе" являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (ст. 1 ФЗ "О рекламе").
В соответствии со ст. 33 ФЗ "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе, предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно ч. 1, 2 ст. 36 ФЗ "О рекламе" антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508) при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 N 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.
Согласно Международному кодексу рекламной практики, под потребителем рекламы понимается любое лицо, которому адресована реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем.
Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.
Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе", не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
В силу части 14 статьи 28 ФЗ "О рекламе", если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
Рассматриваемая реклама распространялась в месте осуществления предпринимательской деятельности ООО "Система" (до 18.01.2018 - ООО "Удобные займы"), не имеющего лицензий или иного специального разрешения на оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности, поскольку ООО МКК "Удобные займы" (в настоящее время - ООО "Система") исключено из государственного реестра микрофинансовых организаций Банка России 04.12.2017 и не может предоставлять финансовые услуги или осуществлять иную финансовую деятельность.
Таким образом, распространение рассматриваемой рекламы нарушает требования пункта 7 статьи 7 и части 14 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Факт распространения рассматриваемой рекламы ООО "Система" не оспаривается.
Согласно ч. 11 ст. 5 ФЗ "О рекламе", при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Частью 1 ст. 5 ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований п. 7 ст. 7 и ч. 14 ст. 28 ФЗ "О рекламе" несут рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо - п. 5 ст. 3 ФЗ "О рекламе") и рекламопроизводитель (в силу п. 6 ст. 3 ФЗ "О рекламе" - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму), в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств - п. 7 ст. 3 ФЗ "О рекламе") в силу ч. 7 ст. 38 ФЗ "О рекламе" несет ответственность за нарушение требований п. 7 ст. 7 ФЗ "О рекламе".
В данном случае рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем выступает ООО "Система", о чем свидетельствуют: письменные объяснения ООО "Хлеб" от 04.10.2019 и ООО "Система" от 10.10.2019, договор аренды рекламного места от 03.09.2013.
В соответствии ч. 4 ст. 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 33, 36 ФЗ "О рекламе", пунктами 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508), Комиссия Архангельского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу "УДОБНЫЕ ЗАЙМЫ МИКРОФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Адрес: Комсомольская, 3 Тел: 8-921-496-31-11", размещенную на фасаде здания по адресу: Архангельская обл., Устьянский р-он, п. Октябрьский, ул. Заводская, д. 21а ненадлежащей, поскольку нарушены требования п. 7 ст. 7 и ч. 14 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
2. Признать ООО "Система" рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем, нарушившим требования п. 7 ст. 7 и ч. 14 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "Система" не выдавать в связи с устранением нарушения.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 37 ФЗ "О рекламе" решение, предписание антимонопольного органа может быть оспорено в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.
Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания. Постановление антимонопольного органа о применении мер административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе может быть обжаловано, оспорено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: |
|
Ю.Г. Цакулов
|
Члены Комиссии: |
|
Н.М. Шестакова |
|
|
Т.В. Ипатова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 18 октября 2019 г. N 029/05/28-570/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.10.2019