Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела N 024/01/10-194/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_>, рассмотрев дело N 024/01/10-194/2019 по признакам нарушения Муниципальным предприятием Эвенкийского муниципального района "Эвенкиянефтепродукт" (648000, Красноярский край, п. Тура, "Нефтебаза", ОГРН 1028800004386, ИНН 8801010728) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), установила следующее.
Рассматриваемое дело возбуждено приказом Красноярского УФАС России от 08.05.2019 N 127 "О возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" по результатам рассмотрения заявления ООО "ТрансТрейд" по факту нарушения МП ЭМР "Эвенкиянефтепродукт" установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по перекачке нефти.
В соответствии с требованиями части 13 статьи 44 Закона "О защите конкуренции" Председатель Комиссии 14.05.2019 вынес Определение о назначении дела N 024/01/10-194/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению. Указанным Определением к участию в рассмотрении дела N 024/01/10-194/2019 привлечены в качестве:
ответчика: Муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района "Эвенкиянефтепродукт" (648000, Красноярский край, п. Тура, "Нефтебаза", ОГРН 1028800004386, ИНН 8801010728) (далее - МП ЭМР "ЭНП");
заявителя: ООО "ТрансТрейд" (660127, г. Красноярск, ул. Мате Залки, д. 1, оф. 308);
заинтересованного лица: Министерство транспорта Красноярского края (660049, г. Красноярск, ул. Сурикова, 47) (далее - Министерство).
При рассмотрении Обращения, материалов дела N 024/01/10-194/2019 установлены следующие фактические обстоятельства, имеющие значение для квалификации действий МП ЭМР "ЭНП" с позиции соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
В 2016, 2017, 2018 годах МП ЭМР "ЭНП" на основании договоров на оказание услуг по перекачке нефтепродуктов осуществляло деятельность по оказанию услуг по перекачке нефтепродуктов, нефти из речных судов в резервуарный парк, расположенный в п. Тура, с. Байкит, эксплуатируемый организацией.
Услуги по перекачке нефтепродуктов, оказывались МП ЭМР "ЭНП" на основании следующих договоров, заключенных с ООО "ТрансТрейд": договор N 301 от 15.06.2016; Договор N 142 от 16.04.2018; Договор N 199 от 19.06.2018.
Стоимость перекачки одной тонны нефтепродуктов для МП ЭМР "ЭНП" на 2018 год составила 602,27 руб. (с НДС), на 2017 год - 557,13 руб. (с НДС), на 2016 год - 420,91 руб. (с НДС). Указанные тарифы были согласованы руководителем ДИО ЭМР.
ООО "ТрансТрейд" указывает на то обстоятельство, что МП ЭМР "ЭНП" является единственной организацией, оказывающей в 2016-2018 годах услуги по перекачке нефти, нефтепродуктов, доставленных речными судами в п. Тура, с. Байкит.
При условии, что в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации тарифы на услуги погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов в транспортных терминалах подлежат государственному регулированию уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обстоятельства, свидетельствующие об установлении тарифов на услуги погрузки и выгрузки грузов (нефти, нефтепродуктов), хранения грузов (нефти, нефтепродуктов), оказываемые МП ЭМР "ЭНП в п. Тура, с. Байкит, уполномоченным регулирующим органом, Красноярское УФАС России не установило.
Нормы части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" устанавливают запрет хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, осуществлять действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В связи с приведенными обстоятельствами, Красноярское УФАС России в действиях МП ЭМР "ЭНП" установило признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Ответчик не согласились с вменяемым нарушением, указав на то обстоятельство, что Договоры от 05.06.2018 N 199, от 16.04.2018 N 143 на оказание услуг по перекачке нефтепродуктов были заключены между МП ЭМР "ЭНП" и ООО "ТрансТрейд" в установленном порядке. Разногласия относительно условий названных договоров у сторон при их (договорах) заключении не возникали. Цены по названным договорам определялись на основании тарифных решений, принятых ДИО Администрации ЭМР. Арбитражным судом Красноярского края 11.04.2019 вынесено решение по делу N А33-27532/2018 о взыскании с ООО "ТрансТрейд" в пользу МП ЭМР "ЭНП" задолженности по договору N 142 от 16.04.2018. В соответствии с решением Арбитражного суда Красноярского края от 30.04.2019 по делу N А33-27534/2018 с ООО "ТрансТрейд" надлежит взыскать в пользу МП ЭМР "ЭНП" задолженность по договору от 05.06.2018 N 199 в сумме 6 679 787,41 руб. Кроме того, представитель МП ЭМР "ЭНП" указал на то обстоятельство, что предприятие не владеет транспортными терминалами, причалами, а в соответствии с уставом осуществляет деятельность по хранению нефтепродуктов.
При подготовке дела N 024/01/10-194/2019 к рассмотрению Красноярское УФАС России получило документы, свидетельствующие том, что МП ЭМР "ЭНП" в 2016, 2017, 2018 годах на основании договоров на оказание услуг по перекачке нефтепродуктов оказывало возмездное оказание услуг по перекачке нефтепродуктов, нефти из речных судов в резервуарный парк, расположенный в п. Тура, п. Байкит, эксплуатируемый организацией.
В соответствии с информацией, представленной МП ЭМР "ЭНП", технология перекачки нефтепродуктов, нефти силами МП ЭМР "ЭНП" на нефтебазы п. Тура, с. Байкит предусматривает следующие этапы:
подготовку РВС к приему нефтепродуктов (зачистка резервуаров при помощи переносного насоса СЦЛ-20-24 или автоцистерны; выпаривание резервуаров (замывка) технической водой, очистка остатков от эмульсии при помощи ассенизаторской машины; проверка резервуаров, дыхательных клапанов, задвижек, пеногенераторов, трубопроводных соединений);
подготовку насосного оборудования (демонтаж/монтаж насосов для перекачки нефтепродуктов с береговой зоны в резервуары нефтебазы (ремонт, замена, установка комплектующих частей насоса);
доставку оборудования на причал (с использованием автокрана, трактора и катера самоходного для транспортировки оборудования и плавающей насосной станции к причалу по перекачке нефтепродуктов; установка насосного оборудования на палубу насосной станции);
подключение насосной станции для перекачки нефтепродуктов к тупиковому трубопроводу и электроснабжению электронасосных агрегатов, прокачка, испытания на герметичность трубопровода и запорной арматуры);
перекачку нефтепродуктов (нефтепродукты, нефть перекачиваются по тупиковому трубопроводу из судов при помощи центробежных насосов, которые устанавливаются на понтоне);
по окончании навигации по приему нефтепродуктов происходит обратный процесс сбора и перевозки оборудования.
Впоследствии нефть и нефтепродукты отпускаются клиентам для нефтепродуктообеспечения потребностей соответствующего муниципального образования, исполнения обязательств по договорам, государственным и муниципальным контрактам.
При осуществлении указанной деятельности МП ЭМР "ЭНП", осуществляется эксплуатация следующего оборудования:
напорного трубопровода дизельного топлива П-1, предназначенного для перекачки дизельного топлива от насосной причала до насосной внутрипарковой перекачки топлива (давление не более 1,0 (10,0) МПа (кгс/см2), труба (наружный диаметр и толщина стенки трубы, мм - 108х5,0, протяженностью 251,31 м, смонтирован в 2015 году);
напорного трубопровода дизельного топлива П-4, предназначенного для перекачки дизельного топлива от насосной причала до насосной внутрипарковой перекачки топлива (давление не более 1.0 (10,0) МПа (кгс/см2), труба (наружный диаметр и толщина стенки трубы, мм - 108х5,0, протяженностью 252,55 м, смонтирован в 2015 году);
напорного трубопровода нефти П-5, предназначенного для перекачки нефти от насосной причала до насосной внутрипарковой перекачки топлива (давление не более 1.0 (10,0) МПа (кгс/см2), труба (наружный диаметр и толщина стенки трубы, мм - 108х5,0, протяженностью 250,92 м, смонтирован в 2015 году);
напорного трубопровода бензина Аи92 П-2, предназначенного для перекачки бензина АИ92 от насосной причала до насосной внутрипарковой перекачки топлива (давление не более 1,0 (10,0) МПа (кгс/см2), труба (наружный диаметр и толщина стенки трубы, мм - 108х5,0, протяженностью 251,67 м, смонтирован в 2015 году);
напорного трубопровода бензина Аи80 П-3, предназначенного для перекачки бензина А-80 от насосной причала до насосной внутрипарковой перекачки топлива (давление не более 1.0 (10,0) МПа (кгс/см2), труба (наружный диаметр и толщина стенки трубы, мм - 108х5,0, протяженностью 251,13 м, смонтирован в 2015 году);
тупикового трубопровода нефти (вспомогательного) (расположенного на территории нефтебазы МП ЭМР "ЭНП", давление 12,0 кгс/см2, заключение экспертизы промышленной безопасности 66-ТУ-41813-2009);
тупикового трубопровода нефти (основного) (расположеннного на территории нефтебазы МП ЭМР "ЭНП", давление 12,0 кгс/см2, заключение экспертизы промышленной безопасности 66-ТУ-41812-2009);
тупикового трубопровода дизельного топлива (основного) (расположенного на территории нефтебазы МП ЭМР "ЭНП", давление 12,0 кгс/см2, заключение экспертизы промышленной безопасности 66-ТУ-41810-2009);
тупикового трубопровода дизельного топлива (вспомогательного) (расположенного на территории нефтебазы МП ЭМР "ЭНП", давление 12,0 кгс/см2, заключение экспертизы промышленной безопасности 66-ТУ-41811-200;
тупикового трубопровода светлых нефтепродуктов (резервного) (расположенного на территории нефтебазы МП ЭМР "ЭНП", давление 12,0 кгс/см2, заключение экспертизы промышленной безопасности 66-ТУ-41808-2009);
тупикового трубопровода бензина (расположенного на территории нефтебазы МП ЭМР "ЭНП", давление 12,0 кгс/см2, заключение экспертизы промышленной безопасности 66-ТУ-41809-2009).
Таким образом, при перекачке нефтепродуктов из наливного речного судна в резервуары нефтебазы п. Тура, с. Байкит используются специальные технические средства и оборудование (причал по перекачке нефтепродуктов, плавающая насосная станция, понтон, оборудованный насосами, оборудованием для крепления речных судов (растяжки, упоры), тупиковый трубопровод (напорный): в п. Тура - 6 линий из труб 108х5 (две линии для транспортировки ДТ, две линии для транспортировки сырой нефти, одна линия для транспортировки бензина автомобильного (А80, АИ92), одна линия резервная; в с. Байкит - 5 линий из труб 108х5 две линии для транспортировки бензинов автомобильных, одна линия для сырой нефти, две линии для ДТ; рукавные линии от насосов до тупиковых трубопроводов), определяющие транспортные терминалы, в которых оказываются услуги по перевалке и хранению нефтеналивных грузов (нефти, нефтепродуктов).
В соответствии с информацией, представленной ООО "Таймыр-Энерго", АО "КНП", организации закупали у МП ЭМР "ЭНП" услуги по перекачке нефтепродуктов (дизельного топлива, автомобильных бензинов, масла) из речных судов в резервуарные парки предприятия. АО "КНП" указало на то обстоятельство, что услуги по перекачке и хранению ТС-1 в п. Тура и с. Байкит приобретаются обществом у АО "КрасАвиа", а остальные нефтепродукты перекачиваются и хранятся на складах МП ЭМР "ЭНП". В соответствии с письмом АО "Енисейское речное пароходство" от 29.03.2019 N ЕРП/10.1-20-546-исх перевозчик не сможет произвести выкачку сырой нефти в резервуарный парк МП ЭМР "ЭНП" п. Тура судовыми насосами по причине отсутствия технической возможности. АО "ЕРП" проинформировало управление о том, что выгрузка нефтеналивных грузов из судов в пунктах назначения п. Тура, с. Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края в 2016-2018 годах, истекшем периоде 2019 года производилась в резервуары МП ЭМР "ЭНП" на основании договора, заключаемого между грузоотправителем и МП ЭМР "ЭНП".
Нормы Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" устанавливают, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) определена группа 52.22 "Деятельность вспомогательная, связанная с водным транспортом". Эта группировка включает: деятельность, связанную с перевозкой водным транспортом пассажиров, животных или грузов, включая: деятельность терминальных мощностей, таких как порты и пирсы, эксплуатацию шлюзов и т.д., навигационное обеспечение, лоцманскую проводку судов и проводку судов к причалу.
В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р) терминалы формируются на основных направлениях перевозок и на стыках между видами транспорта (в том числе наземного, внутреннего водного транспорта).
Исходя из правил и обычаев делового оборота терминалы определяют объекты, размещаемые на транспортной сети, посредством которых пользователи получают доступ к услугам транспортной системы. Через систему транспортных терминалов происходит укрупнение или разбиение грузовых партий, временное хранение грузов, перевалка грузовых единиц между различными транспортными средствами или разными видами транспорта.
Перечень услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 и включает следующие услуги: погрузку и выгрузка грузов (за исключением услуг по погрузке и выгрузке нефти и нефтепродуктов, осуществляемых в едином технологическом процессе транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам); хранение грузов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля. Согласно пункту 6 названного Положения государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом ФАС России от 08.09.2017 N 1189/17 утвержден Перечень субъектов естественны монополий в сфере услуг в транспортных терминалах и морских портах, государственное регулирование которых осуществляет ФАС России. МП ЭМР "ЭНП" в названном перечне не значится.
Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей утвержден приказом ФСТ России от 24.06.2009 N 135-т/1.
Исходя из системного толкования норм действующего законодательства услуги, оказываемые в транспортных терминалах (услуги погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов), подлежат государственному регулированию.
Положением о Министерстве транспорта Красноярского края (утверждено постановлением Правительства Красноярского края от 06.07.2010 N 377-п) к полномочиям Министерства транспорта Красноярского края отнесено государственное регулирование цен (тарифов) и (или) их предельных уровней субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Обстоятельства, свидетельствующие об установлении тарифов на услуги погрузки и выгрузки грузов (нефти, нефтепродуктов), хранения грузов (нефти, нефтепродуктов), оказываемые МП ЭМР "ЭНП" в транспортных терминалах, расположенных в п. Тура, с. Байкит, уполномоченным регулирующим органом, Красноярское УФАС России не установило. Согласно информации, представленной Министерством в адрес Красноярского УФАС России, МП ЭМР "ЭНП" с заявлением об установлении тарифов на услуги, оказываемые организацией, в Министерство не обращалось (письмо от 14.06.2019 N 03-0372).
Письмом от 09.08.2019 Министерство проинформировало управление о том, что на заседании Правительства Красноярского края 30.07.2019 принято Постановление "О внесении изменений а постановление Правительства Красноярского края от 06.07.2010 N 377-п "Об утверждении Положения о министерстве транспорта Красноярского края", согласно которому полномочия по вопросу государственного регулирования тарифов в сфере транспорта переданы министерству тарифной политики Красноярского края (постановление вступило в силу 03.08.2019).
При рассмотрении дела N 024/01/10-194/2019 Комиссия установила, что для полного и всестороннего рассмотрения дела, принятия обоснованного решения, необходимо получение дополнительных доказательств и привлечение к участию в рассмотрении дела Министерства тарифной политики Красноярского края.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, в соответствии с частью 1, 5 статьи 47 Закона "О защите конкуренции" Комиссия определила:
Отложить рассмотрение дела N 024/01/10-194/2019.
Привлечь к участию в рассмотрении дела 024/01/10-194/2019 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах: Министерство тарифной политики Красноярского края (660049, г. Красноярск, пр. Мира, 10).
Назначить рассмотрение дела N 024/01/10-194/2019 на 25 октября 2019 года в 15.00 часов (время местное) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 д, каб. 20.
МП ЭМР "ЭНП" в срок до 22 октября 2019 года представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и информацию:
копии паспортов нефтебаз, расположенных в п. Тура, с. Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края, эксплуатируемых МП ЭМР "ЭНП";
копии специальных разрешений, на основании которых МП ЭМР "ЭНП" осуществляет эксплуатацию нефтебаз, указанных в пп. 1 п. 4 настоящего определения;
сведения о наличии/отсутствии фактов перекачки в 2016-2018 годах, истекшем периоде 2019 года нефти, нефтепродуктов (дизельного топлива, светлых нефтепродуктов) в резервуарный парк МП ЭМР "ЭНП" в п. Тура, с. Байкит иными способами (без использования трубопроводного оборудования, эксплуатируемого МП ЭМР "ЭНП", приобретения услуг по перекачки нефти, нефтепродуктов) с указанием объемов перекачки, собственниках (грузополучателях) нефти, нефтепродуктов);
сведения о том, обращалось ли МП ЭМР "ЭНП" в адрес уполномоченных органов исполнительной власти Красноярского края по вопросу установления цен (тарифов) на услуги по погрузке и выгрузке (нефти, нефтепродуктов), хранению грузов (нефти, нефтепродуктов) в п. Тура, с. Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края, по состоянию на дату представления информации согласно настоящему определению, результатах рассмотрения указанных обращений;
сведения о лицах, которым МП ЭМР "ЭНП" оказывало услуги по перекачке нефтепродуктов в истекшем периоде 2019 года (наименование, адрес клиента, объем оказанных услуг в стоимостном и натуральном выражении, цена (тариф) на услуги);
иную информацию, имеющую, по мнению ответчика, значение для рассмотрения дела N 024/01/10-194/2019.
ООО "ТрансТрейд" в срок до 22 октября 2019 года представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и информацию:
иную информацию, имеющую, по мнению организации, значение для рассмотрения дела N 024/01/10-194/2019.
Министерству тарифной политики Красноярского края в срок до 22 октября 2019 года представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и информацию:
позицию Министерства относительно государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по погрузке и выгрузке (нефти, нефтепродуктов), хранению грузов (нефти, нефтепродуктов) в п. Тура, с. Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края, оказываемые МП ЭМР "ЭНП", включая нормативно-правовое обоснование позиции Министерства;
позицию Министерства относительно возможности обращения МП ЭМР "Эвенкиянефтепродукт" в Министерство по вопросу государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по погрузке и выгрузке (нефти, нефтепродуктов), хранению грузов (нефти, нефтепродуктов) в п. Тура, с. Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края, включая нормативно-правовое обоснование позиции Министерства;
сведения о нормативных правовых актах, регулирующих правоотношения в сфере регулирования тарифов на услуги в транспортных терминалах;
иную информацию, имеющую, по мнению Министерства, значение для рассмотрения дела N 024/01/10-194/2019.
Явка уполномоченного лица ответчика, заявителя, Министерства тарифной политики Красноярского края (с документами, подтверждающими полномочия, личность лица) для участия в рассмотрении дела N 024/01/10-194/2019 обязательна.
За непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных и юридических лиц.
Председатель Комиссии |
|
|
|
|
|
Члены Комиссии |
|
|
|
|
|
|
|
<...> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 августа 2019 г. N 024/01/10-194/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.08.2019