Резолютивная часть решения оглашена 18 февраля 2019 года
В полном объеме решение изготовлено 25 февраля 2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел о нарушении рекламного законодательства в составе: <_><_><_>
в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате, месте и времени рассмотрения дела:
заявителя: физического лица;
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО "Центр амбулаторной гастроэнтерологии" (далее -ООО "ГастроЦентр");
в присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения рекламного законодательства:
<_> представителя ООО "Карат" по доверенности <_>;
<_> - представителя ИП <_> по доверенности от <_>
Эксперта - <_> представителя Министерства здравоохранения Кировской области по доверенности от <_>;
рассмотрев материалы дела N 75/04-2018р, возбужденного по признакам нарушения пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") по факту размещения ООО "Карат" (редакция газеты "Источник новостей"), ООО "ГастроЦентр" и ИП <_> в газетах "Источник новостей" N 44 (609) от 02.11.2018 и N 46 (611) от 16.11.2018 рекламной информации "Позаботься о здоровье ЖКТ" следующего содержания: "У кировчан есть возможность пройти эндоскопическое исследование, забыв о неприятных ощущениях. "<_> предлагает пациентам сделать полную эндоскопическую диагностику (гастроскопию и колоноскопию) на раннее выявление опухолей и заболеваний желудочно-кишечного тракта во время медикаментозного сна. <_>.<_>",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области, поступило обращение физического лица (вх. N 8333 от 20.11.2018) о нарушении, по мнению заявителя, рекламного законодательства при размещении в газетах "Источник новостей" N 44 (609) от 02.11.2018 и N 46 (611) от 16.11.2018 рекламной информации "Позаботься о здоровье ЖКТ" следующего содержания: "У кировчан есть возможность пройти эндоскопическое исследование, забыв о неприятных ощущениях. <_>В <_> за 1 визит можно сделать гастроскопию или колоноскопию. Эндоскопические обследования проходят в медикаментозном сне под контролем анестезиолога. Это не наркоз - после окончания процедуры можно полноценно работать и даже управлять автомобилем.<_>".
Как указывает Заявитель, ООО "ГастроЦентр" не имеет право проводить процедуру эндоскопического исследования в медикаментозном сне, так как лицензия на данный вид деятельности (анестезиологии-реанимации) отсутствует.
Определением от 25.12.2018 возбуждено дело N 75/04-2018р в отношении ООО "Карат", ООО "ГастроЦентр" и ИП <_> рассмотрение назначено на 22.01.2019.
Определением от 22.01.2019 срок рассмотрения дела N 75/04-2018р продлен до 25.03.2019. Для участия в деле в качестве эксперта привлечено Министерство здравоохранения Кировской области, рассмотрение дела отложено и назначено на 18.02.2019.
Изучив материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О рекламе", рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная в газетах "Источник новостей", "Позаботься о здоровье ЖКТ" следующего содержания: "У кировчан есть возможность пройти эндоскопическое исследование, забыв о неприятных ощущениях. <_>" (N 44 (609) от 02.11.2018 на 5 странице) и информация "Как подготовить желудок к новому году?" следующего содержания: "Новогодние каникулы с бесконечными застольями и гастрономическими изысками становятся настоящим испытанием для органов пищеварения. <_> <_>" за 1 визит можно сделать гастроскопию или колоноскопию. Эндоскопические обследования проходят в медикаментозном сне под контролем анестезиолога. Это не наркоз - после окончания процедуры можно полноценно работать и даже управлять автомобилем_<_>" (N 46 (611) от 16.11.2018 на 5 странице), адресована неопределенному кругу лиц (читателям газеты "Источник новостей") направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования медицинским услугам, представляемым ООО "ГастроЦентр", способствует формированию интереса к рекламируемым услугам и их продвижению на рынке, и по своему содержанию является рекламой.
Пунктом 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" установлено, что не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Так, при рассмотрении дела установлено, что в газетах "Источник новостей" размещена следующая информация:
-N 44 (609) от 02.11.2018 на 5 странице размещена статья под заголовком: "Позаботься о здоровье ЖКТ" следующего содержания: "Профессионалы "ГастроЦентра" помогут сохранить здоровье в праздничные дни! У кировчан есть возможность пройти эндоскопическое исследование, забыв о неприятных ощущениях. <_> Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистом".
-N 46 (611) от 16.11.2018 на 5 странице размещена статья под заголовком "Как подготовить желудок к новому году?" следующего содержания: "Новогодние каникулы с бесконечными застольями и гастрономическими изысками становятся настоящим испытанием для органов пищеварения. Чтобы провести праздник с радостью, а не с приступами боли в животе, тошнотой и диареей, стоит заблаговременно пройти обследование ЖКТ <_> <_>".
На основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Частью 2 ст. 12 Закона о лицензировании предусмотрено, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании).
Согласно информации, представленной Министерством здравоохранения Кировской области (вх. N 813 от 11.02.2019), в спорных рекламных статьях рекламируются услуги: медикаментозный сон под контролем анестезиолога, имеется ссылка на специалиста: <...>, реаниматолога-анестезиолога. Введение пациента в медикаментозный сон перед проведением диагностических исследований и контроль врача-анестезиолога-реаниматолога являются медицинскими услугами и должны осуществляться врачом-анестезиологом-реаниматологом при наличии лицензии на работы (услуги) по анестезиологии и реаниматологии.
ООО "Центр амбулаторной гастроэнтерологии" имеет действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности <_> по адресу места осуществления деятельности: <_>
Лицензия предусматривает выполнение работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по <_>
ООО "Центр амбулаторной гастроэнтерологии" не имеет лицензии на работы (услуги) по анестезиологии и реаниматологии, не вправе рекламировать и оказывать услуги медикаментозного сна и услуги, связанные с работой врача-анестезиолога-реаниматолога.
Таким образом, информация следующего содержания: "Позаботься о здоровье ЖКТ" следующего содержания: "У кировчан есть возможность пройти эндоскопическое исследование, забыв о неприятных ощущениях. "Скидки продолжаются <_>" и "Как подготовить желудок к новому году?" следующего содержания: "Новогодние каникулы с бесконечными застольями и гастрономическими изысками становятся настоящим испытанием для органов пищеварения. <_> можно сделать гастроскопию или колоноскопию. Эндоскопические обследования проходят в медикаментозном сне под контролем анестезиолога. Это не наркоз - после окончания процедуры можно полноценно работать и даже управлять автомобилем.<_>", размещенная в газетах "Источник новостей" N 44 (609) от 02.11.2018 и N 46 (611) от 16.11.2018, в отсутствие лицензии на медицинскую деятельность - осуществление работ (услуг) по "анестезиологии и реаниматологии" по адресу осуществления хозяйственной деятельности - <....>, не соответствует требованиям пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с ч. 6, ч. 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований п. 7 ст. 7 Федерального закона "О рекламе" несет как рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо), так и рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств).
Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Установлено, что между ИП <_> (Исполнитель) и ООО "ГастроЦентр" (Заказчик) был заключен Договор на оказание услуг по разработке, изготовлению и размещению рекламной продукции N <_> , что также подтверждается Заявкой N 17 на производство и размещение рекламных и информационных материалов, счетом N <_> , актом N <_>.
Согласно п. 1.1 предмета Договора являются отношения сторон по поводу организации и проведения кампании по рекламному и/или информационному обслуживанию Заказчика в СМИ Исполнителя, что означает возмездное выполнение Исполнителем по поручению Заказчика работ и оказание услуг рекламного, информационного характера. В соответствии с п. 1.3 Договора в содержание работ рекламного, информационного характера входит производство материалов печатной продукции в форме, готовой для публикации в газете, в том числе работы по изготовлению оригинал-макетов. Согласно п. 5.3 Заказчик несет полную ответственность за содержание и соответствие действующему законодательству материалов, производимых, либо распространяемых в соответствии с данным Договором. Согласно п. 5.7. Исполнитель, при выполнении услуг по размещению материалов, несет полную ответственность за нарушение законодательства в части времени, места и средств размещения материалов.
Исследовав указанные документы, комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем спорной рекламы является ООО "ГастроЦентр".
Согласно представленным документам рекламораспространителем спорной рекламы является ООО "Карат".
Соответственно, согласно представленным в материалы дела документам, а именно: Уставу редакции периодического печатного издания "Источник новостей" от 21.08.2008 г., Изменениям в Устав редакции периодического печатного издания газеты "Источник новостей", Приказу (распоряжению) о приеме работника на работу ООО "Карат", а также ст. 2, ч. 5 ст. 19, ст. 26 Федерального закона "О СМИ" рекламораспространителем вышеуказанной рекламной информации является ООО "Карат".
Исследовав материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что рекламопроизводителем (лицом, осуществляющим полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму) спорной рекламы, исходя из понятий, установленных статьей 3 Федерального закона "О рекламе", является ИП <...>, который также несет ответственность за нарушение требований пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
Учитывая тот факт, что на момент принятия решения в материалах дела отсутствует документальное подтверждение устранения нарушения, Комиссия решила выдать ООО "Карат" (ИНН 4345203584, ОГРН 1074345047468), ООО "ГастроЦентр" (ИНН 4345319557 ОГРН 1114345048245) и ИП <_> предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства.
На основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Карат" (ИНН 4345203584, ОГРН 1074345047468), ООО "ГастроЦентр" (ИНН 4345319557 ОГРН 1114345048245) и их должностных лиц, а также в отношении ИП <_>.
Руководствуясь ст. 3, п.7 ст. 7, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания:
"Позаботься о здоровье ЖКТ" следующего содержания: "Профессионалы "ГастроЦентра" помогут сохранить здоровье в праздничные дни! <_> В нашей клинике пациента по желанию погружают в медикаментозный сон. Во время процедуры не будет боли, а после - слабости и других проявлений традиционной анестезии. <_> <_> Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистом", размещенную в газете "Источник новостей" N 44 (609) от 02.11.2018 на 5 странице;
-"Как подготовить желудок к новому году?" следующего содержания: "Новогодние каникулы с бесконечными застольями и гастрономическими изысками становятся настоящим испытанием для органов пищеварения. Чтобы провести праздник с радостью, а не с приступами боли в животе, тошнотой и диареей, стоит заблаговременно пройти обследование ЖКТ <_>. Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистом", размещенную в газете "Источник новостей" N 46 (611) от 16.11.2018 на 5 странице, так как она противоречит пункту 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2.Выдать ООО "Карат" (ИНН 4345203584, ОГРН 1074345047468), ИП <_> предписания о прекращении нарушения пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
3.Выдать ООО "ГастроЦентр" (ИНН 4345319557 ОГРН 1114345048245) предписание о прекращении нарушения пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
4.Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Карат" (ИНН 4345203584, ОГРН 1074345047468) и его должностного лица.
5.Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <_>.
6.Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "ГастроЦентр" (ИНН 4345319557 ОГРН 1114345048245) и его должностного лица.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 18 февраля 2019 г. N 75/04-2018р
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.02.2019