по результатам рассмотрения жалобы N 014/07/3-2965/2019
резолютивная часть оглашена "05" ноября 2019 г.
изготовлено в полном объеме "08" ноября 2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", в составе:
При участии: От ответчика ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" представитель Гореликова Оксана Николаевна, доверенность N201 от 15.10.2019 г.; представитель Шаповал Анатолий Николаевич, доверенность N245 от 31.10.2019 г.
От заявителя ООО АП "Регионавиа" представитель Мазжерин Альберт Александрович, доверенность от 30.10.2019 г.
Рассмотрев жалобу ООО АП "Регионавиа" на действия заказчика в лице ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" при рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (извещение N31908351453) о проведении открытого аукциона в электронной форме на Оказание услуг по поисково-спасательному обеспечению в части дежурства воздушных судов и экипажей и выполнению дежурными экипажами тренировочных полетов, в том числе на десантирование спасателей и аварийно-спасательных средств совместно со спасательными парашютно-десантными группами из состава подведомственных Росавиации федеральных казенных учреждений в Дальневосточной зоне авиационно-космического поиска и спасания. Место дислокации - Чокурдах. Тип ПСВС - Ан-2.
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 25 октября 2019 года поступила жалоба ООО АП "Регионавиа" на действия заказчика в лице ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" при рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (извещение N31908351453) о проведении открытого аукциона в электронной форме на Оказание услуг по поисково-спасательному обеспечению в части дежурства воздушных судов и экипажей и выполнению дежурными экипажами тренировочных полетов, в том числе на десантирование спасателей и аварийно-спасательных средств совместно со спасательными парашютно-десантными группами из состава подведомственных Росавиации федеральных казенных учреждений в Дальневосточной зоне авиационно-космического поиска и спасания. Место дислокации - Чокурдах. Тип ПСВС - Ан-2.
Заявитель в жалобе указывает на следующее:
30.09.2019 г. ФГУ УП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ" разместило в "Единой информационной системе в сфере закупок" извещение N 31908351453 о проведении открытого аукциона в электронной форме на Оказание услуг по поисково-спасательному обеспечению в части дежурства воздушных судов и экипажей и выполнению дежурными экипажами тренировочных полетов, в том числе на десантирование спасателей и аварийно-спасательных средств совместно со спасательными парашютно-десантными группами из состава подведомственных Росавиации федеральных казенных учреждений в Дальневосточной зоне авиационно-космического поиска и спасания. Место дислокации - Чокурдах. Тип ПСВС - Ан-2. Закупка проводилась по нормам Закона N 223-ФЗ.
18.10.2019 г. Заказчиком был опубликован Протокол NSBR003-190000810702680 рассмотрения заявок и подведения итогов на участие в аукционе в электронной форме.
На заседании комиссии присутствовали:
Согласно указанного протокола в открытом аукционе приняли участие два претендента - Общество с ограниченной ответственностью Авиационное предприятие "Регионавиа" и Общество с ограниченной ответственностью Авиакомпания "Феникс". Наименьшую цены по итогом торгов (в размере 108 258 831.70 руб.) предложило ООО Авиакомпания "Феникс".
В п. 16 протокола указано, что Комиссия рассмотрела заявки на участие в аукционе в электронной форме на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, а также требованиям, установленным Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" и приняла решение что заявки обоих участников соответствуют требованиям. Победителем аукциона в электронной форме был признан участник с номером заявки - 3811 Общество с ограниченной ответственностью Авиакомпания "Феникс".
Полагаем, что заказчик при рассмотрении заявки ООО Авиакомпания "Феникс" не обосновано посчитал заявку данного участника соответствующей требованиям аукционной документации, а именно.
Согласно аукционной документации документы, к заявке участник по мимо всего прочего должен приложить копию действующего сертификата (свидетельство) эксплуатанта (Раздел 1.3, п. 25, п.п г) документации).
В соответствии п. 3 ст. 61 ВК РФ эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Согласно Приказа Минтранса России от 23.12.2009 N 249 (ред. от 13.08.2015) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации" к сертификату эксплуатанта прикладывается спецификация, являющаяся неотъемлемой частью сертификата эксплуатанта, в которой по мимо всего прочего указываются разрешенные виды авиационных работ.
В соответствии с п. 6.2. Приказа Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (ред. от 14.06.2019) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" авиационные работы в зависимости от их цели, правил выполнения и технологии их выполнения подразделяются на следующие виды:
авиационно-химические работы;
воздушные съемки;
лесоавиационные работы;
строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы;
работы с целью оказания медицинской помощи;
летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации.
ООО Авиакомпания "Феникс" имеет сертификат эксплуатанта N АР-07-15-021, выданный Красноярским МТУ Федерального агентства воздушного транспорта 19.11.2018 г. В спецификации к указанному сертификату указано, что компания вправе выполнять следующие виды работ: лесоавиационные работы, воздушные съемки, работы с целью оказания медицинской помощи, поиск и спасание, авиационно-химические работы.
Учитывая положения п. 6.2. Приказа Минтранса России от 31.07.2009 N128 можно сделать вывод о том, что такого вида авиационных работ, как "поиск и спасание" не существует. Принимая во внимание изложенное следует, что сертификат эксплуатанта ООО "Авиакомпания "Феникс" N АР-07-15-021 (спецификация к нему) содержит недостоверные сведения противоречащие действующему законодательству.
Заказчик при рассмотрении заявки ООО "Авиакомпания "Феникс" не принял ко вниманию указанные нарушения, содержащиеся в спецификации к сертификату эксплуатанта данного участника. Заявку участника не отклонил.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, полагаем действия Заказчика по признанию заявки ООО "Авиакомпания "Феникс" на участие в закупке N 31908351453 необоснованными.
При рассмотрении данной жалобы просим принять во внимание материалы судебной практики, а именно - Определение Верховного суда от 10 августа 2018 г. N 301-КГ18-2640. Из сути указанного Определения ВС следует, что если деятельность подлежит лицензированию (в нашем случае так же требуется специальное разрешение - сертификат эксплуатанта), то лицензия должна соответствовать требованиям закона и аукционной документации, в противном случае такой документ нельзя признать надлежащим. Лицо обладающее таким документом (содержащим неточности, не все необходимые сведения и прочее), вправе обратиться в уполномоченный орган для выдачи верного разрешения (его замены на верное).
Кроме того, обращаем Ваше внимание на письмо Минтранса РФ от 11.01.2011 г. (в адрес заместителя руководителя Федерального агентства воздушного транспорта В.И. Дмитриева), согласно которому внесение в сертификат эксплуатанта, выполняющего авиационные работы, видов работ в иных целях воздушным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
На основании вышеизложенного просим провести проверку правильности рассмотрения ФГУ УП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ" заявки ООО "Авиакомпания "Феникс" на участие в открытом аукционе в электронной форме на "Оказание услуг по поисково-спасательному обеспечению в части дежурства воздушных судов и экипажей и выполнению дежурными экипажами тренировочных полетов, в том числе на десантирование спасателей и аварийно-спасательных средств совместно со спасательными парашютно-десантными группами из состава подведомственных Росавиации федеральных казенных учреждений в Дальневосточной зоне авиационно-космического поиска и спасания. Место дислокации - Чокурдах. Тип ПСВС - Ан-2." (Извещение N31908351453) и признать заявку ООО "Авиакомпания "Феникс" несоответствующей установленным требованиям.
30.10.2019 г. от ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в лице филиала "Аэронавигация Северо-Восточной Сибири" в адрес УФАС по РС(Я) были направлены возражения на жалобу ООО АП "Регионавиа".
Комиссия по рассмотрению жалобы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении, изучив имеющиеся доказательства и материалы жалобы, приходит к следующим выводам.
30.09.2019 г. на официальном сайте единой информационной системы zakupki.gov.ru было размешено извещение N31908351453 о проведении открытого аукциона в электронной форме.
Объект закупки:
Оказание услуг по поисково-спасательному обеспечению в части дежурства воздушных судов и экипажей и выполнению дежурными экипажами тренировочных полетов, в том числе на десантирование спасателей и аварийно-спасательных средств совместно со спасательными парашютно-десантными группами из состава подведомственных Росавиации федеральных казенных учреждений в Дальневосточной зоне авиационно-космического поиска и спасания. Место дислокации - Чокурдах. Тип ПСВС - Ан-2.
Заказчик (организатор):
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Начальная (максимальная) цена договора: 116 407 345,92 Российский рубль.
ЕИС: zakupki.gov.ru, извещение N31908351453
Электронная площадка: utp.sberbank-ast.ru
Дата начала срока подачи заявок: 01.10.2019 г.
Дата и время окончания подачи заявок: 17.10.2019 г.
Протоколом рассмотрения заявок и подведения итогов на участие в аукционе в электронной форме (SBR003-190000810702680) от 18 октября 2019 г., установлено:
N |
Номер заявки |
Информация об участнике закупки |
Предложение о цене договора, руб. |
Дата и время подачи предложения о цене (мск.) |
1 |
6631 |
Общество с ограниченной ответственностью Авиационное предприятие "Регионавиа" 403873, Волгоградская область, г. Камышин, ул. Пролетарская, д. 70 ИНН/КПП 3436107212/343601001 |
108 840 868.43 |
17.10.2019 04:49:55:657 |
2 |
3811 |
Общество с ограниченной ответственностью Авиакомпания "Феникс" 655017, Республика Хакасия, г. Абакан ул. Кирова дом 112 корп. 1 помещение 126н ИНН/КПП 2443046375/190101001 |
108 258 831.70 |
17.10.2019 04:51:19:467 |
Комиссией были рассмотрены заявки на участие в аукционе на предмет соответствия требованиям, установленным Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" и принято решение о признании соответствующими обе поступившие заявки и допустить их к участию.
Процедура подведения итогов на участие в аукционе в электронной форме была проведена в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" и регламентом электронной торговой площадки "Сбербанк-АСТ".
По результатам подведения итогов, комиссией по закупкам было принято решение: признать победителем аукциона в электронной форме Общество с ограниченной ответственностью Авиакомпанию "Феникс", предложение о цене - 108 258 831.70 сто восемь миллионов двести пятьдесят восемь тысяч восемьсот тридцать один) рубль 70 копеек.
ООО АП "Регионавиа" в своей жалобе указывает, что Заказчик при рассмотрении заявки ООО Авиакомпания "Феникс" необоснованно посчитал заявку данного участника соответствующей требованиям аукционной документации.
Согласно аукционной документации - требования к участникам закупки и необходимый перечень документов для участия в закупке. Порядок подачи заявок на участие в закупке: п/п 25, "г" - документы, подтверждающие соответствие Участника закупки требованиям к Участникам закупки, установленным в аукционной документации или копии документов:
- действующий сертификат (свидетельство эксплуатанта для авиационных предприятий гражданской авиации) (основание: статья 61 Воздушного Кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 19.03.1997 60-ФЗ).
По мнению Заявителя, виды работ "поиск и спасание", включенные в сертификат эксплуатанта NАР-07-15-021 ООО Авиакомпании "Феникс", выданный Красноярским МТУ Федерального агентства воздушного транспорта 19.11.2018 г. неправомерно включены в сертификат.
Так, Заявитель считает, что полный список авиационных работ перечислены в п. 6.2 Приказа Минтранса России от 31.07.2009 N128 (ред. от 14.06.2019) "Об утверждении Федеральных авиационных правил":
"авиационные работы в зависимости от их цели, правил выполнения и технологии их выполнения подразделяются на следующие виды:
авиационно-химические работы;
воздушные съемки;
лесоавиационные работы;
строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы;
работы с целью оказания медицинской помощи;
летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации".
Заявитель также считает, что учитывая положения п. 6.2 Приказа Минтранса России от 31.07.2009 N128, что такого вида авиационных работ, как "поиск и спасание" не существует.
УФАС по РС(Я), с учетом представленных сторонами пояснений и прилагаемых документов, установлено следующее.
Авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации. Общие правила выполнения авиационных работ и правила выполнения авиационных работ определенных устанавливаются федеральными авиационными правилами (п. 1, 2 ст. 114 Воздушного кодекса РФ").
Однако, виды работ, перечисленные в п. 6.2 Приказа Минтранса России от 31.07.2009 N128 нельзя назвать исчерпывающими.
Так, порядок предоставления услуг поиска и спасания определен главой XIII воздушного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2008 г. N530) поисково-спасательная операция (работа) - комплекс мероприятий, направленных на организацию и проведение работ с целью поиска и спасания.
Поисково-спасательные работы - действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий чрезвычайных ситуаций на территориях, в акваториях и на транспорте (пп. 4 п. 1 ст. 5 Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей").
Согласно ответу на запрос от 31.10.2019 N1437/01/КРМТУ Федерального Агентства воздушного транспорта (РОСАВИАЦИЯ) в лице Красноярского МТУ Росавиации):
Включение в спецификацию Эксплуатанта АР ООО "Феникс" вида работ "поиск и спасание" было выполнено на основании письма заместителя руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ) от 12.10.2010 г. N3.08-702.
"В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 19.03.1997 N60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (с изменениями), Федеральными авиационными правилами поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 N530 и пунктом 9.10 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утверждёнными приказом Минтранса России от 31.07.2009 N128 (с изменениями), межрегиональным территориальным управлениям воздушного транспорта Росавиации разрешение поисково-спасательных операций (работ) оформлять записью в Спецификации сертификата эксплуатанта, выданного в соответствии с федеральными авиационными правилами "Требования к проведению обязательной спецификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации" утвержденными приказом Минтранса России от 23.12.2009 N249 отдельной строкой "Поиск и спасание"".
Также, согласно приказу министерства транспорта РФ от 6 августа 2014 г. N220 "Об утверждении Перечня авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, силы и средства которых привлекаются к поисково-спасательным операциям (работам)" (в редакции, актуальной с 23 сентября 2016 г., с изменениями и дополнениями, внесенными в текст, согласно приказам Минтранса России: от 19.02.2015 г. N27, от 19.08.2016 г. N247) ООО Авиакомпания "Феникс" и ООО Авиационное Предприятия "Регионавиа" включены в перечень авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, силы и средства которых привлекаются к поисково-спасательным операциям (работам).
Таким образом "поиск и спасание" можно отнести к видам работ, которые могут быть включены в спецификацию сертификата эксплуатанта.
На этом основании сертификат эксплуатанта NАР-07-15-021 ООО Авиакомпании "Феникс" соответствовал требованиям документации Заказчика и не содержал недостоверные сведения противоречащие действующему законодательству.
Исходя из установленного, комиссия УФАС по РС (Я) приходит к выводу, что включение в сертификат эксплуатанта NАР-07-15-021 ООО Авиакомпании "Феникс" вида работ "поиск и спасание" - правомерно, что в свою очередь не образует факта нарушения процедуры торгов Заказчиком, при допуске и оценки заявки ООО Авиакомпании "Феникс" на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.23, ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
Признать жалобу от ООО АП "Регионавиа" (ИНН 3436107212, ОГРН 1043400591244) на действия заказчика в лице ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" при рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (извещение N31908351453) о проведении открытого аукциона в электронной форме на Оказание услуг по поисково-спасательному обеспечению в части дежурства воздушных судов и экипажей и выполнению дежурными экипажами тренировочных полетов, в том числе на десантирование спасателей и аварийно-спасательных средств совместно со спасательными парашютно-десантными группами из состава подведомственных Росавиации федеральных казенных учреждений в Дальневосточной зоне авиационно-космического поиска и спасания. Место дислокации - Чокурдах. Тип ПСВС - Ан-2. - необоснованной.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 ноября 2019 г. N 014/07/3-2965/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.11.2019