Резолютивная часть решения оглашена "23" октября 2019 года
В полном объеме решение изготовлено "06" ноября 2019 года
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия),
рассмотрев дело N 077/01/11-2097/2019 по признакам нарушения ООО "Фортуна-Плюс" ИНН 6229080631 ОГРН 1166234058506 (место нахождения: 390010, Рязанская обл, г. Рязань, проезд Шабулина, д. 18А литера О) и ООО "Музейный Консалтинг" ИНН 6234161526 ОГРН 1166234071618 (место нахождения: 390000, Рязанская обл, г. Рязань, ул. Семинарская, д. 3 литера В) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело или могло привести к поддержанию цен на торгах,
в отсутствие представителей ООО "Фортуна-Плюс" при надлежащем уведомлении ответчика (определение об отложении рассмотрения дела N 077/01/11-2097/2019 от 02.10.2019 получено ООО "Фортуна-Плюс" 11.10.2019, что подтверждается информацией, содержащейся на сайте ФГУП "Почта России", по почтовому идентификатору 10799639733034 (https://www.pochta.ru/tracking#10799639733034),
УСТАНОВИЛА:
Основанием для проведения анализа соблюдения требований антимонопольного законодательства ООО "Фортуна-Плюс" и ООО "Музейный Консалтинг" в аукционах в электронной форме послужило поступившее в Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Управление) обращение Счетной палаты российской Федерации от 03.12.2018 исх. N12-806/12-02, направленное ФАС России письмом от 24.12.2018 исх. NАЦ/106162/18 (вх. N 66719/18 от 25.12.2018) (далее - Обращение) с наделением полномочий, в котором содержались сведения о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства в ходе торгов, проведенных ФГБУ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ СПОРТА" (ИНН 7709189951).
В рамках рассмотрения Обращения Управлением были направлены запросы информации (исх. от 29.12.2018 NЕП/65754/18) в адрес операторов электронных торговых площадок ЗАО "Сбербанк-АСТ", АО "ЕЭТП", ООО "РТС-тендер", АО "Электронные торговые системы", и АО "АГЗРТ" о торгах, заказчиком которых являлось ФГБУ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ СПОРТА" (ИНН 7709189951).
В результате анализа сведений, представленных ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Торговая площадка), Управлением выявлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях ООО "Фортуна-Плюс" и ООО "Музейный Консалтинг" в ходе 2 аукционов в электронной форме с реестровыми NN 0373100028716000023 и 0373100028718000002.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
На основании приказа Московского УФАС России от 19.04.2019 N 80 было возбуждено дело N 077/01/11-2097/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "Фортуна-Плюс" и ООО "Музейный Консалтинг".
В ходе рассмотрения дела N 077/01/11-2097/2019 и детального анализа сведений, представленных Торговой площадкой и содержащихся в Единой информационной системе в сфере закупок "zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС), Комиссией было установлено следующее.
На Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru в период с 30.09.2016 по 16.03.2018 ГБУ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ СПОРТА" (ИНН 7709189951) было опубликовано 2 аукциона в электронной форме с реестровыми NN 0373100028716000023 и 0373100028718000002, предметами которых являлись соответственно:
- оказание услуг по созданию выставочного пространства в залах музея;
- оказание услуг по созданию выставочного пространства в помещениях музея.
Ответчики, подав в ходе аукционов по одному ценовому предложению, отказывались от дальнейшей конкурентной борьбы друг с другом. В результате снижение по рассматриваемым аукционам составило от 2,5% до 5,5% от НМЦК.
Общая НМЦК составила 20 127 429,55 руб.
Аукционы состоялись в период с 07.11.2016 по 06.04.2018.
Данные о реестровых номерах аукционов, их предметах, НМЦК, датах публикации, датах проведения, победителях, ценовых предложениях, снижениях и участниках сведены в таблицу N 1.
Таблица N1
N аукциона |
Заказчик |
Предмет аукциона |
НМЦК |
Дата опубликования аукциона |
Дата проведения аукциона |
Победитель |
Предложение победителя |
Снижение |
Другие участники |
Предложение другого участника |
Снижение |
0373100028716000023 |
ФГБУ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ СПОРТА" |
Оказание услуг по созданию выставочного пространства в залах музея |
4 579 914,00 |
30.09.2016 |
07.11.2016 |
ООО "Музейный консалтинг" |
4 465 416,15 |
-2,5 |
ООО "ФОРТУНА-ПЛЮС" |
4 488 315,72 |
-2 |
0373100028718000002 |
ФГБУ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ СПОРТА" |
Оказание услуг по созданию выставочного пространства в помещениях музея |
15 547 515,55 |
16.03.2018 |
06.04.2018 |
ООО "Музейный консалтинг" |
14 692 402,17 |
-5,5 |
ООО "ФОРТУНА-ПЛЮС" |
14 770 139,75 |
-5 |
По итогам вышеуказанных аукционов ООО "Музейный Консалтинг" победило в 2 аукционах на общую сумму 19 157 818, 32 руб.
Сведения, представленные Торговой площадкой относительно IP-адресов подачи заявок, ценовых предложений и подписания контрактов, а также сведения о дате и времени подачи заявок ООО "Фортуна-Плюс" и ООО "Музейный Консалтинг", сведены в таблицу N2.
Таблица N2
Наименование участника |
Дата и время подачи заявки |
IP-адрес подачи заявки |
IP-адрес подачи ценового предложения |
IP-адрес подписания контракта |
N0373100028716000023 | ||||
ООО "Музейный консалтинг" |
29.10.2016; 08:47:47 |
37.113.233.114 |
37.113.233.114 |
37.113.233.114 |
ООО "ФОРТУНА-ПЛЮС" |
27.10.2016; 13:50:26 |
37.113.233.114 |
37.113.233.114 |
|
N0373100028718000002 | ||||
ООО "Музейный консалтинг" |
30.03.2018; 17:17:55 |
37.112.98.146 |
37.112.98.146 |
37.112.98.146 |
ООО "ФОРТУНА-ПЛЮС" |
01.04.2018; 13:32:17 |
37.112.98.146 |
37.112.98.146 |
|
Таким образом, согласно представленным Торговой площадкой сведениям подача заявок и ценовых предложений, а также подписание контрактов ответчиками осуществлялись с одних IP-адресов: 37.113.233.114 и 37.112.98.146.
Согласно сведениям, содержащимся в Выписках из Единого государственного реестра юридических лиц, а также указанным ответчиками в качестве контактных данных на Торговой площадке, их фактическим местонахождением являлись следующие адреса:
- ООО "Фортуна-Плюс" - 390010, Рязанская обл, г. Рязань, проезд Шабулина, д. 18А литера О;
- ООО "Музейный Консалтинг" - 390000, Рязанская обл, г. Рязань, ул. Семинарская, д. 3 литера В.
Таким образом, ответчики на период проведения рассматриваемых аукционов, имели разные адреса, с которых мог осуществляться выход в сеть Интернет для реализации юридически значимых действий на рассматриваемых аукционах.
Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol - протокол динамической настройки узла - сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.
Соответственно, ответчики на рассматриваемых аукционах совершали юридически значимые действия, такие, как подача заявок и ценовых предложений в ходе аукционов с реестровыми NN0373100028716000023 и 0373100028718000002, а также подписание контрактов, используя совместно единую инфраструктуру с одними IP-адресами: 37.113.233.114 и 37.112.98.146
В результате анализа свойств файлов, полученных Торговой площадкой от ответчиков, поданных ими в рамках участия в рассматриваемых аукционах с одних IP-адресов, установлено использование единых учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок ответчиков, а также совпадение дат и времени создания и (или) дат изменения файлов (данные сведены в Таблицу N3).
Таблица N3
Наименование участника |
Наименование файла в составе заявки |
Формат файла |
Дата/время создания файла заявки |
Наименование учетной записи |
Дата/время изменения файла заявки |
Наименование учетной записи |
N0373100028716000023 | ||||||
ООО "Фортуна-Плюс" |
Форма-2 |
MS Word |
25.10.2016; 10:44:00 |
2 |
25.10.2016; 10:46:00 |
Серж |
Декларация соответствия |
MS Word |
27.06.2016; 14:09:00 |
User |
27.10.2016; 10:44:00 |
Владимир Чен |
|
ООО "Музейный Консалтинг" |
Форма-2 |
MS Word |
25.10.2016; 10:45:00 |
2 |
25.10.2016; 10:45:00 |
Серж |
Декларация соответствия |
MS Word |
27.06.2016; 14:09:00 |
User |
29.10.2016; 05:37:00 |
Владимир Чен |
|
N0373100028718000002 | ||||||
ООО "Музейный Консалтинг" |
Форма-2 |
MS Word |
29.03.2018; 15:44:00 |
omellaju |
30.03.2018; 11:52:00 |
LLC Gordeev |
Декларация соответствия |
MS Word |
27.06.2016; 14:09:00 |
User |
14.03.2018; 14:52:00 |
Владимир Чен |
|
ООО "Фортуна-Плюс" |
Форма-2 |
MS Word |
30.03.2018; 10:35:00 |
omellaju |
30.03.2018; 11:43:00 |
LLC Gordeev |
Декларация соответствия |
MS Word |
27.06.2016; 14:09:00 |
User |
19.07.2017; 08:26:00 |
Владимир чен |
Комиссией установлено, что учетные записи, на которых создавались и изменялись файлы, поданные ООО "Фортуна-Плюс" и ООО "Музейный Консалтинг" для участия в 2 рассматриваемых торгах, отличны от учетных записей файлов, размещенных заказчиком в составе аукционной документации.
Также Комиссией было проанализировано и признано идентичным содержание файлов заявок, а именно типа "Форма 2", в части предлагаемых материалов и их характеристик, при том, что заказчиком такие сведения не стандартизированы и конкретные показатели не предусмотрены.
Использование единых учетных записей, с помощью которых создавались и изменялись файлы, содержания файлов, а именно типа "Форма 2", в части предлагаемых материалов и их характеристик, а также совпадение дат, времени создания и/или изменения файлов свидетельствует об использовании и обмене файлами заявок ООО "Фортуна-Плюс" и ООО "Музейный Консалтинг" между собой и осуществлении координации по подготовке заявок на аукционы.
Тот факт, что заказчиком ни одна заявка не отклонена, косвенно свидетельствует о том, что обмен информацией между ООО "Фортуна-Плюс" и ООО "Музейный Консалтинг" осуществлялся в целях допуска ответчиков до аукционов.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Следовательно, такие действия ООО "Фортуна-Плюс" и ООО "Музейный Консалтинг" возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
ООО "Фортуна-Плюс" и ООО "Музейный консалтинг", несмотря на неоднократные направления ответчикам определений, сведений и пояснений в рамках рассмотрения дела N077/01/11-2097/2019 не представлено.
Вышеизложенные факты, установленные в ходе рассмотрения дела N 077/01/11-2097/2019, свидетельствуют о заключении между ООО "Фортуна-Плюс" и ООО "Музейный Консалтинг" устного антиконкурентного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цен на 2 аукционах в электронной форме с реестровыми NN 0373100028716000023 и 0373100028718000002.
Вышеуказанные договоренности участников 2 аукционов в электронной форме с реестровыми NN 0373100028716000023 и 0373100028718000002 позволили заключить ООО "Музейный Консалтинг" 2 контракта на общую сумму 19 157 818, 32 руб. с незначительным снижением в 2,5% и 5,5% от НМЦК.
Согласно аналитическому отчету от 13.08.2019 по результатам анализа состояния конкуренции на 2 открытых аукционах в электронной форме с реестровыми NN0373100028716000023 и 0373100028718000002 Комиссией установлено следующее:
1. Временной интервал исследования определен периодом с 30.09.2016 (дата размещения извещения о проведении первого аукциона N0373100028716000023) по 06.04.2018 включительно (дата проведения аукциона N0373100028718000002).
2. Предметами Аукционов являлось:
- оказание услуг по созданию выставочного пространства в залах музея;
- оказание услуг по созданию выставочного пространства в помещениях музея.
3. В состав участвовавших хозяйствующих субъектов в 2 аукционах NN 0373100028716000023 и 0373100028718000002 входили ООО "Фортуна-Плюс" и ООО "Музейный Консалтинг", которые в период проведения Аукционов являлись между собой конкурентами на право заключения контракта с заказчиками.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте ФНС России, установлено, что ООО "Музейный Консалтинг" 02.08.2019 прекратило деятельность путем ликвидации.
Также согласно сведениям с сайта ФНС России, а также информации имеющейся в материалах дела, установлено, что ООО "Фортуна-Плюс" и ООО "Музейный Консалтинг" не входили на даты проведения рассматриваемых аукционов в одну группу лиц по признакам, предусмотренным частями 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Комиссия по рассмотрению дела N 077/01/11-2097/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, в частности:
- подача заявок и ценовых предложений ответчиками, а также подписание контрактов с одних IP-адресов: 37.113.233.114 и 37.112.98.146;
- использование единых учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок ответчиков, а также даты и времени создания и (или) даты изменения файлов;
- нетипичное поведение ответчиков в рамках участия в рассматриваемых аукционах, выразившееся в отказе от конкурентной борьбы друг с другом,
пришла к выводу о том, что ООО "Фортуна-Плюс" нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении устного картельного соглашения с ООО "Музейный Консалтинг", реализация которого могла привести к поддержанию цен на 2 аукционах в электронной форме с реестровыми NN 0373100028716000023 и 0373100028718000002.
Доход ООО "Фортуна-Плюс" (согласно информации ЕИС http://zakupki.gov.ru/), полученный по результатам 2 аукционов с реестровыми NN 0373100028716000023 и 0373100028718000002, состоявшихся в условиях отсутствия конкурентной борьбы на торгах в силу реализации участниками картельного сговора, составил 19 157 818, 32 руб.
Ущерб от реализации картельного соглашения между ответчиками Комиссией также не установлен.
Заключение об обстоятельствах дела N 077/01/11-2097/2019 о нарушении
антимонопольного законодательства от 14.08.2019, которое было дважды направлено в адрес ООО "Фортуна-Плюс" письмами от 15.08.2019 NЕП/41190/19 и от 28.08.2019 NНП/43926/19, ООО "Фортуна-Плюс" не оспорено, каких-либо возражений не представлено.
Кроме того, ООО "Фортуна-Плюс" и ООО "Музейный Консалтинг", несмотря на неоднократные направления ответчикам определений:
- определение о назначении дела N 077/01/11-2097/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 25.04.2019;
- определение о продлении срока рассмотрения дела и об отложении рассмотрения дела N 077/01/11-2097/2019 от 13.06.2019;
- определение об отложении рассмотрения дела N 077/01/11-2097/2019 от 16.07.2019;
- определение об отложении рассмотрения дела N 077/01/11-2097/2019 от 14.08.2019;
- определение об отложении рассмотрения дела N 077/01/11-2097/2019 от 02.10.2019,
сведений и пояснений в рамках рассмотрения дела N 077/01/11-2097/2019 также не представлено.
При этом, ООО "Фортуна-Плюс", не являясь на 5 заседаний комиссии Управления по рассмотрению дела N077/01/11-2097/2019 и не представляя сведения на вышеуказанные определения, направляет в рамках рассмотрения настоящего дела ходатайство об отложении рассмотрения дела N 077/01/11-2097/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 30.09.2019 Nб/н, подписанное директором ООО "Фортуна-Плюс" - <...>, для предоставления ООО "Фортуна-Плюс" возможности ознакомления с материалами дела, а также о направлении ответа на указанное ходатайство на адрес электронной почты: fortuna-plus62@list.ru.
Комиссией было принято решение об удовлетворении указанного ходатайства в целях предоставления возможности ООО "Фортуна-Плюс" представить позицию по делу N 077/01/11-2097/2019, ответ на которое был направлен Управлением письмом от 02.10.2019 NЕП/50919/19, а также продублирован по адресу электронной почты: fortuna-plus62@list.ru 03.10.2019.
Определением об отложении рассмотрения дела N 077/01/11-2097/2019 от 02.10.2019 рассмотрение настоящего дела было отложено и назначено на 23.10.2019 в 15 часов 30 минут.
Представитель ООО "Фортуна-Плюс", действующий на основании доверенности от 26.09.2019, - гражданин Российской Федерации <...> 04.10.2019 ознакомилась с материалами дела N 077/01/11-2097/2019 (с применением фотофиксации), что подтверждается отметкой в листе ознакомления с материалами дела N 077/01/11-2097/2019.
При этом Комиссия отмечает, что несмотря на предоставление ответчику ООО "Фортнуа-Плюс" значительного времени для подготовки правовой позиции с 25.04.2019 (дата направления определения о назначении дела N 077/01/11-2097/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 25.04.2019) по 23.10.2019 (дата вынесения Комиссией решения по делу N077/01/11-2097/2019), ООО "Фортуна-Плюс" каких-либо возражений и пояснений представлено не было.
Вместе с тем 23.10.2019 в 15 часов 30 минут на заседание Комиссии по рассмотрению дела N 077/01/11-2097/2019 гражданином Российской Федерации - <...> с целью ее допуска до рассмотрения указанного дела была представлена копия доверенности N б/н от 21.10.2019.
В соответствии со статьей 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами, которая должна содержать в том числе конкретные полномочия, для осуществления которых она выдана.
В результате анализа представленной <...> доверенности Комиссией было установлено отсутствие в ее тексте указания на место ее совершения, в том числе антимонопольного органа, а также на номер рассматриваемого дела, в связи с чем Комиссия посчитала, что в спорной доверенности отсутствуют полномочия, предусмотренные статьей 45 Закона о защите конкуренции.
При этом Комиссией были заданы уточняющие вопросы <...> в целях предоставления возможности <...> представлять интересы ООО "Фортуна-Плюс". В частности вопросы касались наличия у <...>документов, в том числе договора на оказание услуг, ходатайств или заявлений по существу, подписанных непосредственно директором ООО "Фортнуа-Плюс" - <...> Однако указанные документы <...> представлены не были.
Таким образом, <...> было отказано в участии в рассматриваемом Комиссией деле N 077/01/11-2097/2019, в связи с ненадлежащим образом оформленной доверенностью.
В этой связи Комиссия, учитывая надлежащим образом оформленную доверенность, выданную ранее ООО "Фортуна Плюс" <...> в целях ознакомления с материалами дела N077/01/11-2097/2019, а также отсутствие каких-либо направленных ООО "Фортуна-Плюс" возражений на заключение об обстоятельствах дела N 077/01/11-2097/2019 о нарушении
антимонопольного законодательства от 14.08.2019 и пояснений в рамках рассмотрения дела N077/01/11-2097/2019, несмотря на предоставление ответчику значительного времени для подготовки правовой позиции, в том числе удовлетворение ходатайства от 30.09.2019 Nб/н в целях ознакомления ООО "Фортуна-Плюс" с материалами дела N 077/01/11-2097/2019, оценивает вышеописанные действия ответчика ООО "Фортуна-Плюс", как направленные на затягивание срока рассмотрения дела с целью уменьшения общего НМЦК в силу истечения сроков давности по аукциону с реестровым N0373100028716000023 с НМЦК 4 579 914,00 руб., при том, что один из ответчиков - ООО "Музейный Консалтинг", уже прекратило деятельность путем ликвидации.
Руководствуясь статьей 23, часть 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, часть 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ООО "Фортуна-Плюс" ИНН 6229080631 ОГРН 1166234058506 нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения с ООО "Музейный Консалтинг" ИНН 6234161526 ОГРН 1166234071618, реализация которого могла привести к поддержанию цен в ходе 2 аукционов с реестровыми NN 0373100028716000023 и 0373100028718000002.
2. В соответствии с подпунктами д, н пункта 2 части 1 статьи 23,
статьи 50 Закона о защите конкуренции выдать ООО "Фортуна-Плюс" ИНН 6229080631 ОГРН 1166234058506 предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Материалы по делу N 077/01/11-2097/2019 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования в отношении ООО "Фортуна-Плюс" ИНН 6229080631 ОГРН 1166234058506 в соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 октября 2019 г. N 077/01/11-2097/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.11.2019