Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе: заместителя руководителя управления <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, главного специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "РУСКОМПЛЕКТСНАБ" (далее - Заявитель) на действия Федерального казенного предприятия "Самарский Завод "Коммунар" (далее - Заказчик, ФКП "Самарский Завод "Коммунар") при проведении запроса котировок для субъектов малого и среднего предпринимательства на поставку масла трансформаторного ГК бочка (216л/175 кг) (извещение N 31908313457) (далее - Запрос котировок),
в присутствии до перерыва представителя ФКП "Самарский Завод "Коммунар" - <...> (доверенность), после перерыва представители ФКП "Самарский Завод "Коммунар", ООО "РУСКОМПЛЕКТСНАБ" на рассмотрения жалобы не явились, надлежащим образом извещены,
в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
03.10.2019 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "РУСКОМПЛЕКТСНАБ" на действия ФКП "Самарский Завод "Коммунар" при проведении Запроса котировок.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлены Заявитель и Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам заявителя:
Заказчик не указал какой пункт документации о закупке нарушило ООО "РУСКОМПЛЕКТСНАБ".
Установленный документацией о закупке параметр - бочка 216л/175 кг не соответствует принятым и действующим на территории Российской Федерации стандартам.
Техническими условиями установлено марка ГК, ГОСТ 6581-75. Однако ГОСТ 6581-75 не определяет качественные, технические и функциональные характеристики масла трансформаторного. ГОСТ 6581-75 устанавливает методы электрических испытаний жидких электроизоляционных материалов.
На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства.
ФКП "Самарский Завод "Коммунар" во исполнение уведомления о принятии жалобы к рассмотрению (исх. N 11579/7 от 07.10.2019 г.) представлены письменные пояснения и документы, составленные в ходе организации и проведения Запроса котировок. Заказчика с доводами жалобы не согласны, просят признать ее необоснованной.
Изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
18.09.2019 г. ФКП "Самарский Завод "Коммунар" на сайте http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение N 31908313457 о проведении Запроса котировок (далее - Извещение).
Заказчиком выступило ФКП "Самарский Завод "Коммунар".
Согласно Извещению, предметом закупки является поставка масла трансформаторного ГК бочка (216л /175 кг).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках, положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня его утверждения.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что 09.07.2019 г. в ЕИС Заказчиком размещена действующая на момент проведения закупки редакция Положения о закупках ФКП "Самарский Завод "Коммунар".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Запросе котировок от 26.09.2019 г., по окончании срока подачи заявок было подано 8 заявок. По результатам рассмотрения заявок, из 8 поступивших заявок, 6 заявок не допущены до участия в Запросе котировок.
Заявке ООО "РУСКОМПЛЕКТСНАБ" отказано в допуске к участию в Запросе котировок по следующему основанию: несоответствие продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации, а именно: документацией установлено требование поставки масла трансформаторного ГК бочка (216л/175л) Марка ГК, ГОСТ 6581-75, а участником предложено к поставке Масло трансформаторное ГК, ТУ 38.1011025-85 (соответствует ГОСТ 6581-75) (216,5/175 кг).
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Заказчик в Техническом задании установил характеристики масла трансформаторного, в том числе бочка (216л/175 кг), марка ГК, ГОСТ 6581-75.
Вместе с тем, Заказчик не обосновал необходимость установленного требования о соответствии поставляемого масла трансформаторного стандарту ГОСТ 6581-75.
При этом, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что ГОСТ 6581-75 не определяет качественные, технические и функциональные характеристики трансформаторного масла.
Указанный межгосударственный стандарт распространяется на жидкие электроизоляционные материалы нефтяного или растительного происхождения и синтетические, находящиеся при температуре испытания в текучем состоянии, и устанавливает для этих материалов методы определения следующих характеристик в диапазоне температур 15 - 250 °C:
а) тангенса угла диэлектрических потерь и диэлектрической проницаемости при частоте 50 Гц;
б) удельного объемного электрического сопротивления при напряжении постоянного тока;
в) пробивного напряжения при частоте 50 Гц.
Вместе с тем, качественные, технические и функциональные характеристики трансформаторного масла установлены национальным стандартом ГОСТ Р 54331-2011 "Жидкости для применения в электротехнике. Неиспользованные нефтяные изоляционные масла для трансформаторов и выключателей".
Кроме того, межгосударственный стандарт ГОСТ 13950-91 "Бочки стальные сварные и закатные с гофрами на корпусе" устанавливает технические условия к бочкам.
Указанный стандарт распространяется на стальные сварные и закатные бочки с гофрами на корпусе, предназначенные для упаковки и транспортирования нефтепродуктов, химических продуктов, продукции предприятий цветной и черной металлургии, лакокрасочной продукции, не взаимодействующими активно со сталью или внутренним покрытием бочки, а также для пищевых продуктов, допущенных Минздравом РФ к упаковке в данные бочки.
Согласно указанному ГОСТу вместимость бочки с несъемным верхним дном составляет 212, 216,5 либо 230 дм3 (л).
Из представленных пояснений ФКП "Самарский Завод "Коммунар" следует, что Заказчик не предъявлял нормативных требований к транспортировочной таре, и она может быть изготовлена не по ГОСТ и ТУ.
Вместе с тем, Заказчик не представил доказательств, подтверждающих возможность поставки масла трансформаторного в бочке объемом 216 л, как установлено в Извещении о проведении Запроса котировок.
Комиссией установлено, что заявка ООО "РУСКОМПЛЕКТСНАБ" содержала предложение о поставке масла трансформаторного ГК производства АО "АНХК", изготавливаемого по ТУ 38.1011025-85 (соответствует ГОСТ 6581-75).
При этом, из материалов жалобы следует, что заявка ООО "Торговый дом "Техэнергохолдинг", допущенная закупочной комиссией Заказчика до участия в Запросе котировок, и заявка ООО "Сфинкс" также содержали предложение о поставке масла трансформаторного, изготавливаемого по ТУ 38.1011025-85.
Заявка ООО "ННК" содержала предложение о поставке масла трансформаторного TANECO. Заявка ООО группа компаний "ТЕХСНАБКОМПЛЕКТ" содержала предложение о поставке масла трансформаторного производства ООО "Полиэфир".
Согласно информации, содержащейся в документах, приложенных в составе заявок, а также информации размещенной в сети Интернет, вышеуказанные масла трансформаторные, предложенные в заявках претендентов на участие в Запросе котировок, выпускаются в бочках объемом 216,5 л.
В соответствии с письмом ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16: "В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения."
Таким образом, техническое задание составлено с нарушением пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, поскольку положения технического задания провоцируют участников закупки на предоставление недостоверных сведений в составе заявки.
Указанные действия Заказчика привели к необоснованному отказу в допуске к участию в закупке, в том числе заявки ООО "РУСКОМПЛЕКТСНАБ".
В соответствии с подпунктом б) пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать сведения о результатах рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.
Из материалов жалобы следует, что Протокол рассмотрения заявок на участие в Запросе котировок от 26.09.2019 г. не содержит основания отклонения заявок, в том числе заявки ООО "РУСКОМПЛЕКТСНАБ", с указанием положений извещения о проведении запроса котировок, что нарушает требование подпункта б) пункта 3 части 13 стать 3.2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РУСКОМПЛЕКТСНАБ" обоснованной.
2. Признать в действиях ФКП "Самарский Завод "Коммунар" нарушение подпункта б) пункта 3 части 13 статьи 3.2, пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать ФКП "Самарский Завод "Коммунар" обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при проведении запроса котировок нарушений.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 25 октября 2019 г. N 339-10442-19/7
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.10.2019