Резолютивная часть решения оглашена 06 ноября 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 ноября 2019 года г. Курск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов в составе:
"_"
рассмотрев дело N046/10/18.1-647/2019 по признакам нарушения порядка организации и проведения торгов со стороны Комитета лесного хозяйства Курской области, в присутствии представителей Комитета лесного хозяйства Курской области (по доверенностям) - "_", представителей заявителя (по доверенностям) -"_",
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 25.10.2019 г. поступила жалоба ООО "Каскад" на действия организатора торгов - Комитета лесного хозяйства Курской области при проведении торгов N090919/0332279/01 в форме аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении участка охотничьих угодий "Кореневский 2" Кореневского и Глушковского районов Курской области, площадью 11874,26 га, противоречащие, по мнению подателя жалобы, установленному законодательством порядку проведения торгов.
Как следует из доводов жалобы, организатором торгов:
1) нарушен порядок проведения торгов, поскольку предложения участников торгов о цене лота не соответствовали "шагу аукциона" и не были ему кратны.
2) утверждена аукционная документация, в которой установлен годовой размер арендной платы за расположенные в границах охотничьих угодий лесные участки, что противоречит, по мнению подателя жалобы, требованиям ФЗ N 209-ФЗ "Об охоте_".
3) по мнению заявителя, между участниками торгов ООО "Альянс-К" и ЗАО "Млада" было заключено антиконкурентное соглашение.
Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, противоречат требованиям Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Представители организатора торгов возражали против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в письменных пояснениях N07.3-05-46/3769 от 31.10.2019 г, указали, что процедура аукциона проведена в соответствии с законодательством, извещение и аукционная документация соответствуют ст. 28 ФЗ N 209-ФЗ "Об охоте_".
Выслушав объяснения заявителя, организатора торгов, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.
1. Приказом Комитета лесного хозяйства Курской области от 9 сентября 2019 г. N 267 было назначено проведение аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении участка охотничьих угодий "Кореневский 2" Кореневского и Глушковского районов, Курской области, площадью 11874,26 га (лот 1) и утверждена аукционная документация.
09.09.2019 г. на официальном сайте РФ www.torgi.gov.ru организатором торгов - Комитетом лесного хозяйства Курской области размещено извещение о проведении торгов N090919/0332279/01 в форме открытого аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в составе 1 лота.
В соответствии с извещением о проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения, аукцион назначен на 16 октября 2019 года, годовой размер арендной платы в валюте лота составляет 83,12 руб., начальная цена права на заключение соглашения в валюте лота - 32 093,12 руб, "шаг аукциона" 1 604,66 руб.
Согласно Решения N5 аукционной комиссии о результатах рассмотрения заявок на участие в аукционе от 11.10.2019 г., в установленный срок подано 4 заявки на участие в аукционе от следующих лиц: ООО "Каскад", ЗАО "Млада", ООО "Альянс-К", ООО "Лесная поляна", все они признаны участниками аукциона.
В соответствии с Протоколом N 17 о результатах аукциона N090919/0332279/01 от 26.06.2019 г., победителем аукциона признан участник N 3 - ООО "Альянс-К" с предложением 60 000 000 руб. Предпоследнее предложение о цене предмета аукциона поступило от ЗАО "Млада" в размере 1 600 000 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 448 ГК РФ, извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Согласно документации об аукционе на право заключения охотхозяйственного соглашения N090919/0332279/01 настоящая документация разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) и Приказом Комитета лесного хозяйства Курской области от 01.10.2018 г. N337 "Об утверждении состава аукционной комиссии, Положения об аукционной комиссии, Порядка организации и проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения" (Далее Приказ N337, Порядок).
Как следует из пояснений представителей организатора торгов, порядок проведения торгов на право заключения охотхозяйственного соглашения установлен Приказом Комитета лесного хозяйства Курской области от 01.10.2018 г. N337.
Как установлено Комиссией Курского УФАС России, порядок проведения процедуры аукциона N090919/0332279/01 в аукционной документации не установлен. Также в аукционной документации не содержится указания на то, что такой порядок содержится в Приказе N337. Приказ Комитета лесного хозяйства Курской области N337 в составе аукционной документации не размещен и не опубликован в открытых источниках, в том числе на официальном сайте Комитета в сети Интернет.
Пунктом 7 статьи 28 Закона об охоте установлено, что Организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать, в том числе "шаг аукциона".
Пунктом 10 ""Шаг" аукциона" документации об аукционе N090919/0332279/01 установлено, что величина повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг" аукциона) составляет 5% от начальной цены предмета аукциона, что составляет - 1 604,66 руб.
Пунктом 20 статьи 28 Закона об охоте установлено, что аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начальной цены права на заключение охотхозяйственного соглашения) на "шаг аукциона".
Аналогичный порядок проведения аукциона установлен пунктом 5 раздела V Порядка проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения, утвержденного Приказом Комитета N337 от 01.10.2018 г.
Согласно п. 7 раздела V Порядка, каждую последующую цену аукционист назначает путем увеличения текущей цены на шаг аукциона.
Вместе с тем, в соответствии с абз. 2 п. 7 раздела V Порядка, "допускается и другой вариант проведения торгов, когда в ответ на предложение аукциониста участники сами называют свою цену".
Как установлено п. 2 раздела V Порядка, председатель аукционной комиссии открывает аукцион и знакомит участников аукциона с порядком проведения аукциона, указанным в настоящем разделе.
Комиссия Курского УФАС России изучила аудиозапись проведения аукциона N090919/0332279/01 и установила, что аукцион был открыт председателем аукционной комиссии - и.о. председателя комитета лесного хозяйства Курской области Репринцевым Д.Д, который определил порядок проведения аукциона, а именно огласил, что аукцион проводится путем проведения торгов по предлагаемым предметам аукциона с повышением начальной цены на шаг аукциона в соответствии со ст. 28 ФЗ об охоте.
После выбора аукциониста из числа членов аукционной комиссии председатель комиссии предоставил аукционисту проведение процедуры аукциона N090919/0332279/01.
Аукционист повторно озвучил порядок проведения аукциона, а именно огласил, что аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета на "шаг аукциона", но указал, что "допускается и другой вариант проведения торгов, когда в ответ на предложение аукциониста участники сами называют свою цену".
Вместе с тем, аукционная документация и Приказ N337 не наделяет аукциониста правом определения или изменения порядка проведения процедуры аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения.
Таким образом, действия аукциониста - члена аукционной комиссии, огласившего, а также изменившего порядок проведения аукциона N090919/0332279/01 не соответствовали требованиям Приказа N337.
После объявления аукционистом порядка проведения аукциона была начата процедура торгов. После 16 шага аукциона, участником N1 было сделано предложение о цене лота в размере 215 176,38 руб. Аукционист предложил "округлить ценовое предложение до 200 000 с целью удобства проведения аукциона". После чего, аукцион проводился путем предложения участниками своих ценовых предложений без учета "шага аукциона".
Таким образом, в нарушение требований п.20 ст. 28 Закона об охоте, а также порядка проведения аукциона, оглашенного председателем аукционной комиссии на основании Порядка организации и проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения, утвержденного Приказом Комитета лесного хозяйства Курской области от 01.10.2018 г. N337, аукцион N090919/0332279/01 проводился не путем повышения начальной цены на "шаг аукциона" равный 1 604,66 руб., а путем предложения участниками своих ценовых предложений без учета "шага аукциона", порядок подачи ценовых предложений участниками был изменен в процессе проведения аукциона.
Таким образом, участники делали свои предложения без учета необходимости соблюдать ограничение повышения предложений: не более чем на 1 604,66 руб.
Следовательно, при проведении торгов были нарушены требования пункта 20 ст. 28 Закона об охоте и пункта 5 раздела V Порядка проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения, утвержденного Приказом Комитета N337 от 01.10.2018 г., в соответствии с которыми повышение начальной цены охотхозяйственного соглашения допускалось только на "шаг аукциона".
Анализ материалов торгов показывает, что указанное нарушение процедуры проведения торгов привело к тому, что после предложения ЗАО "Млада" в размере 1 600 000 руб., поступило предложение ООО "Альянс-К" в размере 60 000 000 и аукцион был прекращен.
При этом, протоколом N20 от 28.10.2019 г., ООО "Альянс-К" признано уклонившимся от заключения охотхозяйственного соглашения, в связи с несоблюдением срока и порядка внесения на расчетный счет организатора торгов доплаты (разницы между ценой права на заключение охотхозяйственного соглашения и размером обеспечения заявки на участие в аукционе), а также не подписанием и не представлением победителем охотхозяйственного соглашения.
В соответствии с п.27 ст. 28 Закона об охоте, в случае, если победитель аукциона уклонился от заключения охотхозяйственного соглашения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением победителя аукциона от заключения такого соглашения, или заключить такое соглашение с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона (цене права на заключение охотхозяйственного соглашения).
Частью 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Указанные действия организатора торгов - Комитета лесного хозяйства Курской области при проведении торгов N090919/0332279/01 в форме аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения привели к возникновению у организатора торгов права заключить договор с участником, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона по цене 1 600 000 руб, при том, что при соблюдении процедуры торгов предложение второго участника не могло бы так существенно отличаться от предложения победителя, а иные участники торгов были лишены возможности подачи ценового предложения в порядке, установленном п. 20 ст. 28 Закона об охоте. Таким образом, организатором торгов были созданы неравные условия для участия в торгах.
При таких обстоятельствах, Комиссия Курского УФАС России приходит к выводу, что действия организатора торгов - Комитета лесного хозяйства Курской области при проведении торгов N090919/0332279/01 в форме аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении участка охотничьих угодий "Кореневский 2" Кореневского и Глушковского районов Курской области, выразившиеся в несоблюдении установленного порядка проведения процедуры аукциона являются нарушением ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. В соответствии с п. 6 статьи 28 Закона об охоте, извещение о проведении аукциона в числе прочего, должно содержать сведения о годовом размере арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки.
Таким образом, указание в извещении о проведении торгов N090919/0332279/01 годового размера арендной платы в валюте лота, который составляет 83,12 руб. не противоречит требованиям статьи 28 Закона об охоте.
3. Довод заявителя о заключении антиконкурентного соглашения между участниками аукциона не подлежит рассмотрению в рамках настоящего дела, в связи с чем жалоба ООО "Каскад" в указанной части передана для рассмотрения в соответствующее структурное подразделение Курского УФАС России.
На основании изложенного, информации и материалов, имеющихся в деле, пояснений сторон, руководствуясь статьей 17, статьей 18.1, частью 1 статьи 23, статьи 41, статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Каскад" частично обоснованной.
2. Признать организатора торгов - Комитет лесного хозяйства Курской области нарушившим ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции", порядок проведения торгов, установленный п. 20 ст. 28 Закона об охоте и п. 5 раздела V. Порядка проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения, утвержденного Приказом Комитета N337 от 01.10.2018 г. при проведении торгов N090919/0332279/01 в форме аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения.
3. В целях устранения допущенных нарушений антимонопольного законодательства и порядка проведения торгов выдать организатору торгов - Комитету лесного хозяйства Курской области предписание об аннулировании торгов N090919/0332279/01 в форме аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения.
4. Передать жалобу ООО "Каскад" для правовой оценки доводов заявителя в части оценки действий участников торгов на предмет соответствия ФЗ "О защите конкуренции" в ответственное подразделение Курского УФАС России.
5. Передать материалы дела в ответственное структурное подразделение Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства при установлении состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 6 ноября 2019 г. N 046/10/18.1-647/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.11.2019