Резолютивная часть решения оглашена 29 апреля 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено 08 мая 2019 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель: Р.Р. Плиев - руководитель
Северо - Осетинского УФАС России;
Члены комиссии: Э.Ч. Кантемирова - ведущий специалист
отдела защиты конкуренции;
З.В.Татров - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо - Осетинского УФАС России;
рассмотрев дело N04-08/02-02-19 по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в отношении Администрации местного самоуправления Эльхотовского сельского поселения РСО-Алания (далее - Администрация) (363600, РСО-Алания, Кировский район, с.Эльхотово, ул.Кирова 159) и Автономной некоммерческой организации "Дирекция по управлению муниципальными целевыми программами Эльхотовского сельского поселения" (далее - Дирекция) (363600, РСО-Алания, Кировский район, с.Эльхотово, ул.Кирова 159),
- с участием заместителя прокурора Кировского района РСО-Алания Сабанова Р.Б.;
- с участием представителя Управления ФСБ РФ по РСО-Алания - Тогоевой Э.И. (действующей на основании доверенности от 21.02.2019 Nб.н.),
- в отсутствии ответчиков - Администрации местного самоуправления Эльхотовского сельского поселения РСО-Алания и Автономной некоммерческой организации "Дирекция по управлению муниципальными целевыми программами Эльхотовского сельского поселения" надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,
У С Т А Н О В И Л А:
На основании Приказа Северо-Осетинского УФАС России N11 от 08.02.2019 года было возбуждено дело N04-08/02-02-19 и создана Комиссия по рассмотрению дела по признакам нарушения Администрацией Эльхотовского сельского поселения и Автономной некоммерческой организации "Дирекция по управлению муниципальными целевыми программами Эльхотовского сельского поселения" требований статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Так, в 2016-2018 гг. бюджет Эльхотовского сельского поселения утверждался и реализовывался в соответствии с принятыми муниципальными целевыми программами "Социальное развитие Эльхотовского сельского поселения", "Устойчивое развитие Эльхотовского сельского поселения" и "Формирование современной городской среды на 2018-2022 гг.", за счет средств федерального республиканского и местного бюджетов.
Решением Собрания представителей Эльхотовского сельского поселения от 16.06.2017 N7 "О мероприятиях в целях эффективной реализации муниципальных целевых программ Эльхотовского сельского поселения" была учреждена Автономная некоммерческая организация "Дирекция по управлению муниципальными целевыми программами Эльхотовского сельского поселения", целью которой стали управление и реализация муниципальных целевых программ.
Согласно п.24 Устава Дирекции, утвержденного распоряжением Главы Администрации Эльхотовского сельского поселения N155 от 16.06.2017 г. Э.Ш. Гутиева, единоличным исполнительным органом Дирекции является директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью Дирекции в порядке, установленном Уставом. Директором Дирекции является Кумаритов Асланбек Зауриевич, который одновременно является юристом администрации Эльхотовского сельского поселения и в силу должностного положения находится в прямом подчинении главы администрации Эльхотовского сельского поселения Э.Ш. Гутиева.
Изучив имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Между администрацией Эльхотовского поселения и Дирекцией 01.08.2017 и 07.02.2018 заключены соглашения "О предоставлении субсидий из бюджета Эльхотовского сельского поселения Автономной некоммерческой организации "Дирекция по управлению муниципальными целевыми программами Эльхотовского сельского поселения", согласно которым администрация Эльхотовского сельского поселения из средств бюджета поселения должна предоставить Дирекции субсидии на сумму 67279,976 тыс. руб. и 50367,562 тыс. руб. соответственно.
В период с 01.08.2017 по 03.12.2018 за счет предоставленных Администрацией субсидий, Дирекцией заключены следующие контракты:
- контракт N35 от 01.08.2018 с ИП Рваевым В.В. на выполнение работ по обрезке и валке деревьев по улице Ленина в с. Эльхотово, на сумму 1 000 007 руб.
- контракт N55 от 01.11.2018 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по изготовлению и установке металлических ворот в с.Эльхотово, на сумму 152 782 руб.;
- контракт N38 от 17.08.2018 с ИП Рваевым В.В. на выполнение работ по уборке кладбищ по ул. Кирова и Ленина в с. Эльхотово, на сумму 600 023 руб.;
- контракт N38 от 17.08.2018 с ИП Рваевым В.В. на выполнение работ по уборке кладбищ по ул. Кирова и Ленина в с. Эльхотово, на сумму 600 023 руб.;
- контракт N43 от 05.09.2018 с ИП Гамаевым А.Т. на выполнение работ по благоустройству стоянки и тротуара по ул. Хосонова в с. Эльхотово, на сумму 802 610 руб.;
- контракт N52 от 01.11.2018 с ООО "АМК-1" на выполнение работ по ремонту автодороги по ул. Октябрьская в с. Эльхотово, на сумму 2 671 034 руб.;
- контракт N49от 10.09.2018 с ИП Гамаевым А.Т. на выполнение работ по ремонту автодорог по ул. Советская, Бр. Бороевых и ул. Генерала Карсанова в с. Эльхотово, на сумму 2 477 539 руб.;
- контракт N50 от 10.09.2018 с ИП Гамаевым А.Т. на выполнение работ по ремонту автодороги по ул. Хетагурова в с. Эльхотово, на сумму 262 800 руб.;
- контракт N34 от 01.08.2018 с ИП Куртаевым В.М. на выполнение работ по ремонту автодороги по ул. Ленина в с. Эльхотово, на сумму 3 092 892 руб.;
- контракт N3 от 09.01.2018 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по ежедневному содержанию монумента защитникам Эльхотовских ворот в с. Эльхотово, на сумму 600 000 руб.;
- контракт N58 от 30.11.2018 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по ежедневному содержанию монумента защитникам Эльхотовских ворот в с. Эльхотово, на сумму 50 001 руб.;
- контракт N48 от 10.09.2018 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по благоустройству территории с.Эльхотово, на сумму 411 260 руб.;
- контракт N2 от 09.01.2018 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по ремонту уличного освещения по ул.Кирова и стадиона в с.Эльхотово, на сумму 766 644 руб.;
- контракт N47 от 10.09.2018 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по благоустройству к празднованию 180 летнего юбилея с.Эльхотово, на сумму 545 538 руб.;
- Контракт N45 от 05.09.2018 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по установке металлических пешеходных ограждений в с.Эльхотово, на сумму 198 160 руб.;
- контракт N41 от 18.08.2018 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по уборке территорий вокруг контейнеров ТБО в с.Эльхотово, на сумму 160 020 руб.;
- контракт N30 от 07.06.2018 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по благоустройству аллеи по ул.Ленина с.Эльхотово, на сумму 2 924 530 руб.;
- контракт N29 от 07.06.2018 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по благоустройству двора многоквартирного жилого дома по адресу ул.Зортова 24а с.Эльхотово, на сумму 1 097 440 руб.;
- контракт N28 от 07.06.2018 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по благоустройству двора многоквартирного жилого дома по ул.Зортова 19 с.Эльхотово, на сумму 1 283 350 руб.;
- контракт N27 от 07.06.2018 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по благоустройству двора многоквартирного жилого дома по адресу ул.Зортова 22 с.Эльхотово, на сумму 1 153 800 руб.;
- контракт N59 от 30.11.2018 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по ежедневному содержанию улиц Кирова и Зортова в с.Эльхотово, на сумму 300 003 руб.;
- контракт N3 от 01.08.2017 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по благоустройству общественных территорий по ул.Зортова с.Эльхотово, на сумму 1 906 000 руб.;
- контракт N4 от 01.08.2017 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по благоустройству придомовой территории МКД по ул.Зортова 21 с.Эльхотово, на сумму 908 045 руб.;
- контракт N5 от 01.08.2017 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по благоустройству придомовой территории МКД по ул.Зортовоа 15 с.Эльхотово, на сумму 507 520 руб.;
- Контракт N6 от 01.08.2017 с ИП Савлоховым В.В, на выполнение работ по благоустройству придомовой территории МКД по ул.Зортвоа 17 с.Эльхотово, на сумму 728 290 руб.;
- контракт N7 от 01.08.2017 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по благоустройству придомовой территории МКД по ул.Кирова 219 с.Эльхотово, на сумму 650 076 руб.;
- контракт N13 от 01.08.2017 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по ограждению площадок под контейнерами для сбора ТБО с.Эльхотово, на сумму 126 275 руб.;
- контракт N14 от 01.08.2017 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по благоустройству территории стадиона с.Эльхотово, на сумму 501 015 руб.;
- контракт N60 от 30.11.2018 с ИП Савлоховым В.В. на получение работ по ежедневному содержанию улиц в с.Эльхотово, на сумму 200 018 руб.;
- контракт N61 от 03.12.2018 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по устройству тротуара из бетонных плит по ул.Доева с.Эльхотово, на сумму 93 726 руб.;
- контракт N62 от 03.12.2018 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по озеленению территории с.Эльхотово, на сумму 54 058 руб.;
- контракт N44 от 05.09.2018 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по благоустройству территории стадиона с.Эльхотово, на сумму 303 816 руб.;
- контракт N63 от 03.12.2018 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по ремонту освещения улиц с.Эльхотово, на сумму 679 312 руб.;
- контракт N64 от 03.12.2018 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по благоустройству территории детской площадки в сквере по ул.Кирова в с.Эльхотово, на сумму 418 763 руб.;
- контракт N15 от 01.08.2017 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по ремонту уличного освещения в с.Эльхотово, на сумму 1 332 816 руб.;
- контракт N16 от 01.08.2017 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по уничтожению дикорастущей конопли в с.Эльхотово, на сумму 302 105 руб.;
- контракт N17 от 01.08.2017 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по посадке цветов в с.Эльхотово, на сумму 193 038 руб.;
- контракт N17 от 01.08.2017 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по посадке цветов в с.Эльхотово, на сумму 193 038 руб.;
-контракт N18 от 01.08.2017 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по уборке пастбищ вокруг аграрного техникума и кладбищ в с.Эльхотово, на сумму 202 272 руб.;
- контракт N19 от 01.09.2017 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по уборке вокруг контейнеров для хранения ТБО в с.Эльхотово, на сумму 150 580 руб.;
- контракт N4 от 09.01.2018 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по ежедневному содержанию ул.Кирова и Зортова в с.Эльхотово, на сумму 3 600 004 руб.;
- контракт N5 от 09.01.2018 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по ежедневному содержанию улиц в с.Эльхотово, на сумму 2 400 006 руб.;
- контракт N16 от 25.04.2018 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по благоустройству стадиона и прилегающей территории к празднованию 9 мая в с.Эльхотово, на сумму 404 459 руб.;
- контракт N17 от 25.04.2018 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по озеленению территории с.Эльхотово, на сумму 431 669 руб.;
- контракт N20 от 25.05.2018 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по уничтожению дикорастущей конопли на территории с.Эльхотово, на сумму 108 337 руб.;
- контракт N26 от 07.06.2018 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по благоустройству двора многоквартирного жилого дома по адресу ул.Зортова 20а с.Эльхотово, на сумму 1 100 860 руб.;
- контракт N31 от 01.12.2017 с ИП глава КФХ "Чеджемов Б.Л." на выполнение работ по разграничению пастбищных угодий с.Эльхотово, на сумму 72 723 руб.;
- контракт N29 от 12.09.2017 с ИП Савлоховым В.В. на выполнение работ по устройству ограждения по ул.Братьев Бароевых в с.Эльхотово, на сумму 210 012 руб.
Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Согласно Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения, помимо прочего, относится:
-организация благоустройства территории;
-дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения;
- хранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия;
-организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения и т.д.
В этой связи, потребность Эльхотовского с.п. в товарах, работах, услугах по договорам заключенным Дирекцией в период с 01.08.2017 по 03.12.2018 является муниципальной нуждой.
Частью 1 статьи 54 Закона N131-ФЗ установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета (часть 2 статьи 54 Закона N131-ФЗ).
На основании части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
То есть, размещение муниципального заказа на оказание услуг по договорам заключенным Дирекцией на основании распоряжений Администрации 01.08.2017 по 03.12.2018 могло осуществляться только на основании положений Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Иной порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд федеральным законодательством не предусмотрен.
Согласно частям 1-2 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Поскольку работы по договорам заключенным в период с 01.08.2017 по 03.12.2018 осуществляются за счет бюджетных средств, выполнение данных работ является потребностью Эльхотовского с.п., следовательно, выполнение данных видов работ относится к муниципальным нуждам. Расходные обязательства по решению данных вопросов должны предусматриваться в бюджете на соответствующий финансовый год в качестве самостоятельных расходных обязательств, следовательно, расходы на них не должны компенсироваться посредством предоставления субсидий.
Так как указанные работы относятся к муниципальным нуждам, реализация Администрацией предоставленных ей полномочий в этой сфере должна осуществляться посредством проведения процедуры торгов, регламентированной нормами Закона о контрактной системе.
Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в том числе: ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Однако, Администрация наделила правом на получение соответствующих субсидий одного хозяйствующего субъекта - Дирекцию, что свидетельствует о негативном влиянии действий Администрации на конкуренцию, поскольку исключена возможность иных потенциальных участников товарного рынка претендовать на осуществление деятельности по реализации потребностей муниципального образования, тем самым ограничен доступ к данному ресурсу и как следствие это приводит к недопущению конкуренции.
Таким образом, действия Администрации местного самоуправления Эльхотовского сельского поселения РСО-Алания и Автономной некоммерческой организации "Дирекция по управлению муниципальными целевыми программами Эльхотовского сельского поселения", выразившиеся в создании Дирекции для исполнения муниципального заказа и установлению порядка взаимоотношений с ней с целью реализации потребностей муниципального образования, нарушили требования ст.16 Закона о защите конкуренции, ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1 - 4 статьи 41, п.1 ч.1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать нарушение требований статьи 16 Федерального закона от 25.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях Администрации местного самоуправления Эльхотовского сельского поселения РСО-Алания (363600, РСО-Алания, Кировский район, с.Эльхотово, ул.Кирова 159) и Автономной некоммерческой организации "Дирекция по управлению муниципальными целевыми программами Эльхотовского сельского поселения" (363600, РСО-Алания, Кировский район, с.Эльхотово, ул.Кирова 159), выразившихся в создании Дирекции для исполнения муниципального заказа и установлению порядка взаимоотношений с ней с целью реализации потребностей муниципального образования.
2. В связи с невозможностью устранения нарушения требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" принято решение предписание по делу N04-08/02-02-19 не выдавать.
3. Передать материалы дела N04-08/02-02-19 в отдел контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо-Осетинского УФАС России для возбуждения производства по делам об административных правонарушениях в отношении должностных лиц Администрации местного самоуправления Эльхотовского сельского поселения РСО-Алания и Автономной некоммерческой организации "Дирекция по управлению муниципальными целевыми программами Эльхотовского сельского поселения" .
В соответствии с частью 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции, решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель Комиссии Р.Р. Плиев
Члены Комиссии Кантемирова Э.Ч.
З.В. Татров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 29 апреля 2019 г. N 04-08/02-02-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.04.2019