Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении Законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
рассмотрев дело N016/05/5-1950/2019 в отношении ООО "Камский моторный завод" (423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Арматурный проезд, д. 19; ИНН 1650376073) на предмет соблюдения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"),
в присутствии:
- представителя ООО "Камский моторный завод",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) поступило обращение Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны (вх. N17012 от 17.10.2019 г.) по признакам нарушения Закона "О рекламе".
Согласно части 6 статьи 5 Закона "О рекламе", в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В соответствии с Письмом ФАС России от 29.04.2013 NАД/17355/13 "О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе", к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям - слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.
Одним из членов Экспертного совета была дана оценка рекламы с текстом: "облицовочный кирпич, стеновые блоки, бордюры, брусчатка, +(8552) 44-31-71, +7 (965) 620-94-72 bryschatka-chelny.ru", согласно которой на рекламном щите изображен элемент абсолютно обнаженного женского тела (от шеи до талии), при этом голая грудь слегка прикрывается элементами брусчатки, которые женщина придерживает в руках. При этом, объектом рекламы является продажа брусчатки и строительных материалов.
Слово "непристойный" в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова означает "неприличный, бесстыдный". Слово "Бесстыдный" согласно вышеуказанному словарю означает противоречащий общественной морали, непристойный". "Неприличный" - противоречащий правилам приличия. "Приличие" - правило поведения, благопристойности.
Неприличным и непристойным является размещение изображений эротического характера в публичном месте, вопреки общепринятым социальным нормам об интимности обнаженного тела.
Все, что противоречит общепринятым нормам, вызывает и привлекает внимание потребителей (положительное или отрицательное). Объект рекламы не связан каким-либо образом и не вызывает ассоциации с голыми женщинами сам по себе, поэтому именно то обстоятельство, что в обычной жизни продажа брусчатки и голые женщины не связаны между собой, особенно акцентирует внимание на данной рекламе. Изображение в рассматриваемой рекламе явно носит эротический характер и несовместимое с услугами по продаже брусчатки изображение эротического характера было использовано именно с целью эксплуатации интереса потребителей к сексу.
Размещение спорной рекламы в публичном месте исключает возможность ограничить доступ к изображению эротического характера определенной категории граждан (детей).
Согласно пункту 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
В пункте 1 статьи 3 Закона "О рекламе" дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация со сведениями: "облицовочный кирпич, стеновые блоки, бордюры, брусчатка, +(8552) 44-31-71, +7 (965) 620-94-72 bryschatka-chelny.ru" в силу статьи 3 Закона "О рекламе" является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам общественного питания.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
С учетом изложенного, рекламное объявление с текстом следующего содержания: "облицовочный кирпич, стеновые блоки, бордюры, брусчатка, +(8552) 44-31-71, +7 (965) 620-94-72 bryschatka-chelny.ru" имеет признаки нарушения части 6 статьи 5 Закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона "О рекламе" следует, что за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Закона "О рекламе" несет ответственность рекламодатель.
Статьей 3 Закона "О рекламе" установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 N АК/36350/16 "О разъяснении отдельных положений Федерального закона "О рекламе").
Рекламодателем является ООО "Камский моторный завод" (423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Арматурный проезд, д. 19; ИНН 1650376073).
На заседании Комиссии, которое было назначено на 20 ноября 2019 года в 14 часов 00 минут, представитель ООО "Камский моторный завод" согласился с вменяемым ему нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать рекламу ООО "Камский моторный завод" (423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Арматурный проезд, д. 19; ИНН 1650376073) несоответствующей требованиям части 6 статьи 5 Федерального Закона "О рекламе" в части использования в ней непристойных и оскорбительных образов.
Выдать ООО "Камский моторный завод" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с тем, что не были представлены доказательства о прекращении совершения нарушения.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 21 ноября 2019 г. N 016/05/5-1950/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.11.2019