Я, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай ..., рассмотрев протокол об административных правонарушении N004/04/7.30-280/2019 от 11.11.2019 г. и материалы дела об административном правонарушении N004/04/7.30-280/2019, возбужденного в отношении должностного лица заказчика, директора МКУ МО "Турочакский район" "Дорожно-хозяйственное управление" _.,
УСТАНОВИЛ:
Дело рассматривается с участием _. в Управлении ФАС по Республике Алтай (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, строение 2).
В ходе рассмотрения материалов административного дела N 004/04/7.30-280/2019 установлено следующее:
По результатам рассмотрения жалобы _. Комиссией УФАС по РА в действиях заказчика МКУ МО "Турочакский район" "Дорожно-хозяйственное управление" установлены нарушения требований ч. 3 ст. 7, п. 8 ч. 1 ст. 33, ч. 3.1 ст. 66, ч. 10 ст. 67, ч. 3 ст. 68 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N0177300011419000011 "Капитальный ремонт водопровода" (решение N200-К/19 от 04.10.2019 г.).
Нарушения выразились в следующем:
20.09.2019 г. заказчиком МКУ МО "Турочакский район" "Дорожно-хозяйственное управление" на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0177300011419000011 на капитальный ремонт водопровода.
В соответствии с п. 1, 2, 5 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
- дату проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 данного Федерального закона.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 данного Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с данным пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 данной части.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 данной статьи.
Частью 2 статьи 48 ГрК РФ установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно п. 10 и п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 г. N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Следовательно, к объектам капитального строительства относятся, в том числе линейные объекты (письмо Минстроя России от 11.07.2018 N 30418-АС/08 "Об объектах капитального строительства").
В связи с тем, что объектом рассматриваемой закупки является капитальный ремонт водопровода, т.е. капитальный ремонт объекта капитального строительства, данная закупка подлежит осуществлению заказчиком в соответствии с требованиями п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. В нарушение данной нормы Закона заказчик при разработке аукционной документации ее не применил.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 данного Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 данной статьи документов и информации, не допускается.
Следовательно, включение заказчиком в аукционную документацию (п. 4 Информационной карты) требования о предоставлении участником закупки в составе первой части заявки конкретных показателей товара и установление в описании объекта закупки (часть 2 приложения N2 к аукционной документации) требований к материалам, используемым при выполнении работ, является неправомерным.
В соответствии с ч. 3 ст. 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 данного Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Следовательно, дата проведения электронного аукциона должна быть установлена не на 01.10.2019 г., а на 30.09.2019 г. в 15:00 часов.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В п. 6, 20 требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (часть 2 приложения N 2 к аукционной документации), заказчиком установлено требование о соответствии кабелей силовых с пластмассовой изоляцией ГОСТ 16442-80, стали горячекатаной ГОСТ 5781-82. Приказом Ростандарта от 25.06.2010 г. N117-ст "Об изменении даты введения в действие национального стандарта" применение ГОСТ 16442-80 ограничено только на кабельную продукцию, изготавливаемую по заказу Министерства обороны Российской Федерации. Приказом Ростандарта от 31.03.2017 г. N232-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" с 01.01.2019 г. взамен ГОСТ 5781-82 введен в действие ГОСТ 34028-2016.
Также, в п. 26 требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, заказчиком установлено требование о соответствии конструкций бетонных и железобетонных для колодцев канализационных, водопроводных и газопроводных сетей ГОСТ 8020-2016. При этом, не указано, какие именно виды конструкций подлежат применению (кольцо, плита, колодец и т.д.).
Следовательно, указание в аукционной документации недостоверной информации (указание ГОСТ, утративших силу и ограниченных в применении), неустановление конкретных показателей товара (конструкций бетонных и железобетонных), позволяющих определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, является неправомерным.
За данные нарушения законодательства о контрактной системе предусмотрена ответственность по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Согласно выписке из распоряжения главы МО "Турочакский район" N 71л/с от 01.04.2019 г. _.. назначен на должность директора МКУ МО "Турочакский район" "Дорожно-хозяйственное управление" с 01.04.2019 г.
Документация об электронном аукционе на капитальный ремонт водопровода (N0177300011419000011) утверждена 16.09.2019 г. директором МКУ МО "Турочакский район" "Дорожно-хозяйственное управление" __
Таким образом, в действиях должностного лица заказчика, директора МКУ МО "Турочакский район" "Дорожно-хозяйственное управление" _. содержится состав нарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
31.10.2019 г. от должностного лица заказчика, директора МКУ МО "Турочакский район" "Дорожно-хозяйственное управление" _.. в УФАС по РА поступили письменные пояснения (вх. N4811), согласно которым в связи с отсутствием официальных разъяснений о том, что смета на капитальный ремонт является частью проектной документации, и описание объекта закупки должно быть установлено с применением положений п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при разработке аукционной документации и описании объекта закупки положения п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе не применил. В описании объекта закупки предусмотрено, что в случае указания в аукционной документации и приложениях к ней ГОСТов, СНиП и других нормативно-правовых актов, утративших силу, необходимо руководствоваться их актуализированной редакцией.
Должностное лицо УФАС по РА считает данные пояснения должностного лица заказчика, директора МКУ МО "Турочакский район" "Дорожно-хозяйственное управление" _.. необоснованными по следующим основаниям.
Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе дополнен пунктом 8, положение которого вступило в силу с 01.07.2019 г. Заказчиком извещение N 0177300011419000011 размещено 20.09.2019 г. Следовательно, заказчик должен был знать о необходимости осуществления закупки на выполнение капитального ремонта водопровода в соответствии с требованиями п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Установление в описании объекта закупки примечания о необходимости руководствоваться актуальной редакцией нормативно-правового акта и указание при этом ГОСТов, утративших силу и ограниченных в применении, неправомерно, поскольку в силу положения ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе представляемая заказчиком информация должна быть достоверной.
В соответствии с положениями ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Вместе с тем, в соответствии с положениями КоАП РФ, неосторожность также является формой вины.
При таких обстоятельствах, субъективная сторона выражается виной в форме неосторожности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, не предвидело возможности наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Вина, как элемент состава административного правонарушения, характеризуется тем, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, могло предотвратить нарушение законодательства о контрактной системе (не утверждать аукционную документацию, содержание которой не соответствует законодательству о контрактной системе), однако, по неаргументированным причинам не обеспечило исполнение требований Закона о контрактной системе, допустив их нарушение.
Факт совершения административного правонарушения директором МКУ МО "Турочакский район" "Дорожно-хозяйственное управление" _. подтверждается протоколом об административном правонарушении N004/04/7.30-280/2019 от 11.11.2019 г., а также другими материалами дела N004/04/7.30-280/2019.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Нарушение, допущенное должностным лицом заказчика, директором МКУ МО "Турочакский район" "Дорожно-хозяйственное управление" _. повлекло нарушение установленного государством порядка осуществления закупок (поступила жалоба на неправомерные действия заказчика). В связи с чем, данное правонарушение не может расцениваться как малозначительное.
Срок давности привлечения должностного лица заказчика, директора МКУ МО "Турочакский район" "Дорожно-хозяйственное управление" _. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение законодательства о контрактной системе, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
При решении вопроса о виде и размере административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП является исполнение 17.10.2019 г. МКУ "ДХУ" предписания от 08.10.2019 г. исх. N 3566/04 об отмене данного электронного аукциона, выданного УФАС по РА.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, не выявлено.
Руководствуясь статьями 2.4; 7.30; 23.66; 29.9; 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо заказчика, директора МКУ МО "Турочакский район" "Дорожно-хозяйственное управление" _. виновным в совершении административного правонарушения (утверждение документации об электронном аукционе на капитальный ремонт водопровода (NN0177300011419000011), составленной с нарушениями требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федерального закона от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", приказа ФАС России от 21.11.2016 г. N 1642/16 "О наделении и порядке осуществления территориальными органами ФАС России полномочий главного администратора доходов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов" штраф должен быть перечислен по платежным реквизитам:
ОКТМО 84625000,
ИНН/КПП 0411073679/041101001 УФК по Республике Алтай (Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай),
банк получателя: Отделение - НБ Республики Алтай г. Горно-Алтайск,
р/с 40101810500000010000,
Код платежа 161 116 33050 05 6000 140, БИК 048405001, л/с 04771212170. Вид платежа: "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для нужд муниципальных районов".
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу: (38822) 5-11-56.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при невозможности взыскания штрафа, постановление о наложении административного штрафа направляется должностным лицом, вынесшим постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее лицу, привлекаемому к ответственности, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке (Турочакский районный суд) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 20 ноября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.11.2019