Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев в жалобу ИП <...> (далее также - Заявитель) на действия АО "Почта России" (далее также - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разборке здания материального склада 2, расположенного по адресу: г. Архангельск, ул. Октябрят, д. 29, стр. 3 для нужд УФПС Архангельской области - филиала
ФГУП "Почта России" (реестровый N 31908339317, далее - Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, мотивированная несогласием с отклонением его заявки от участия в процедуре Закупки.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт, ЕИС).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вторых частей заявок и подведению итогов Закупки от 31.10.2019 N 31908339317-03 (далее - Итоговый протокол) заявка Заявителя отклонена на основании подпункта 1.1.2.4 раздела 3 главы 2 приложения N 2 Положения о закупках в связи с несоответствием участника требованиям, предусмотренным подпунктами 3.1 и 3.4.2 Информационной карты, а именно:
1. Участником не представлены копии бухгалтерской (финансовой) отчетности за истекший период текущего финансового года - 9 месяцев (3 квартал 2019 года), подписанной руководителем участника закупки (для отчетности за истекший период).
2. Участником Закупки не представлены решение об одобрении или о совершении крупной сделки в части обеспечения исполнения договора или сведения о том, что обеспечение исполнения договора для участника Закупки не является крупной сделкой.
Комиссия, изучив представленные в материалы дела документы и сведения, установила следующее.
В соответствии с пунктом 3.4.2 Информационной карты Закупочной документации вторая часть заявки на участие в Закупке должна содержать, в том числе:
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки заключение договора или предоставление обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения договора являются крупной сделкой;
- копии бухгалтерской (финансовой) отчетности за истекший финансовый год и за истекший период текущего финансового года в соответствии с требованиями и порядком, предусмотренными настоящей документацией и Главой 2 "Типовая методика рассмотрения заявок участников" Приложения N 2 к Положению о закупке).
Как указал представитель Заказчика, указанные документы не были представлены в составе заявки Заявителя.
Комиссия отмечает, что Заявитель является индивидуальным предпринимателем и не может представить решение об одобрении крупной сделки, так как законодательством Российской Федерации не установлено требование о необходимости наличия решения об одобрении или о совершении крупной сделки для индивидуальных предпринимателей. Таким образом, отклонение по причине непредставления во второй части заявки решения об одобрении крупной сделки, если такой участник Закупи является индивидуальным предпринимателем является неправомерным.
Относительно представления копии бухгалтерской (финансовой) отчетности за истекший финансовый год и истекший период текущего финансового года, Комиссия сообщает следующее.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете)установлено, что индивидуальный предприниматель может не вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом о бухгалтерском учете в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.
Заявитель применяет упрощенную систему налогообложения и в соответствии с Законом о бухгалтерском учете не ведет бухгалтерский учет.
Следует также отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 346.23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя. Согласно пункту 1 статьи 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Извещение о проведении Закупки опубликовано 29.09.2019. Таким образом, на момент объявления Закупки третий квартал 2019 года еще не был закончен и истекшим периодом текущего года был только второй квартал 2019 года, в связи с чем представление бухгалтерской (финансовой) отчетности за истекший период текущего финансового года - 9 месяцев (3 квартал 2019 года), отсутствие которой в заявке Заявителя являлось основание для отклонения от участия в Закупке, не представляется возможным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о неправомерности отклонения заявки Заявителя по основаниям, указанным в Итоговом протоколе.
При этаких обстоятельствах Комиссия считает действия Заказчика не соответствующим требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и признает доводы жалобы обоснованными.
Вместе с тем в ходе заседания Комиссией было установлено, что согласно сведениям из ЕИС по результатам Закупочной процедуры по лоту был заключен договор от 11.11.2019 N 5.3.7.1-005/19(АО)-57 (далее - Договор).
Согласно части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Аналогичное требование установлено пунктом подпунктом "а" пункта 9.1.4 Положения о закупках и пунктом 9.1.1 Закупочной документации.
Таким образом, Законом о закупках, Положением о закупках и Закупочной документации предусмотрено, что заключение договора по итогам Закупки возможно не ранее определенного срока со дня размещения в ЕИС итогового протокола.
Вместе с тем, как установила Комиссия, Итоговый протокол размещен в ЕИС 01.11.2019, то есть с нарушением указанного требования, что свидетельствует о несоблюдении Заказчиком требований части 15 статьи 3.2 Закона о закупках, подпункта "а" пункта 9.1.4 Положения о закупках и пункта 9.1.1 Закупочной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно части 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Поскольку Договор, заключенный по итогам проведения Аукциона, заключен с нарушением части 15 статьи 3.2 Закона о закупках, подпункта "а"
пункта 9.1.4 Положения о закупках и пункта 9.1.1 Закупочной документации, он является ничтожным в силу части 2 статьи 168 ГК РФ, в связи с чем у антимонопольного органа отсутствуют препятствия для выдачи Заказчику предписания о пересмотре заявок участников.
Резюмируя изложенное и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП <...> на действия АО "Почта России" (ОГРН: 1197746000000, ИНН: 7724490000) при проведении Закупки обоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 15 статьи 3.2 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 077/07/00-14546/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
18.11.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 18.11.2019 N 077/07/00-14546/2019,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
АО "Почта России" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разборке здания материального склада 2, расположенного по адресу: г. Архангельск, ул. Октябрят, д. 29, стр. 3 для нужд УФПС Архангельской области - филиала ФГУП "Почта России" (реестровый N 31908339317, далее - Закупка), а именно:
Заказчику отменить протокол заседания комиссии по рассмотрению вторых частей заявок и подведению итогов Закупки от 31.10.2019 N 31908339317-03.
Заказчику разместить информацию об отмене вышеуказанного протокола на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) в сети Интернет.
Заказчику разместить на Официальном сайте информацию о новой дате рассмотрения вторых частей заявок, подведения итогов Закупки.
Заказчику провести рассмотрение вторых частей заявок и подвести итоги Закупки с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 18.11.2019
N 077/07/00-14546/2019.
Оператору электронной торговой площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ", обеспечить возможность исполнения настоящего предписания Заказчиком.
Заказчику завершить процедуру Закупки в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 23.12.2019.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 27.12.2019 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи (изготовления в полном объеме).
Примечание:
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 ноября 2019 г. N 077/07/00-14546/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.11.2019