по результатам рассмотрения жалобы ООО "ТЦ "С.Т.И.К" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
07.11.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
председателя Комиссии - <...>
членов Комиссии:
<...>
при участии представителей:
<...>
рассмотрев жалобу ООО "ТЦ "С.Т.И.К" от 30.10.2019 б/н (вх. от 31.10.2019 N 192442/19) на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства N 5590/ОАЭ-РЖДС/19 на право заключения договора на поставку изделий санитарно-технического, хозяйственного и прочего назначения для обеспечения предприятий полигона Московской ж.д. и ДЗО (извещение N 31908255007), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ТЦ "С.Т.И.К" (далее - Заявитель) от 30.10.2019 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства N 5590/ОАЭ-РЖДС/19 на право заключения договора на поставку изделий санитарно-технического, хозяйственного и прочего назначения для обеспечения предприятий полигона Московской ж.д. и ДЗО (извещение N 31908255007) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 28.06.2018 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Аукциона, документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 30.08.2019;
Начальная (максимальная) цена договора - 344 571 337, 17 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 17.09.2019;
Дата рассмотрения первых частей заявок - 23.10.2019;
Дата проведения торгов - 24.10.2019;
Дата рассмотрения вторых частей заявок - 31.10.2019;
Дата подведения итогов - 31.10.2019;
На участие в Аукционе подано 3 заявки, допущено 2 заявки;
По результатам Аукциона снижение начальной (максимальной) цены договора отсутствует.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Пунктом 1 частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пунктами 1, 2 приложения 1.1 к Документации (далее - Техническое задание) Заказчиком установлены требования к качеству товара, а также описание технических характеристик продукции по предмету Аукциона, например, по позиции N 22 Технического задания установлено: "ПОДСТАКАННИК ЛАТУННЫЙ С НИКЕЛИРОВАННЫМ ПОКРЫТИЕМ С ЧЕРНЕНИЕМ С ЛОГОТИПОМ "РЖД" АО "ФПК", ГОСТ 24308-80, ДИАМЕТР ДНА ДОЛЖЕН БЫТЬ 65+/-1 ММ, ВЫСОТА ДОЛЖНА БЫТЬ 135+/-1 ММ".
Также в соответствии с формой технического предложения к Документации участникам Аукциона в заявке необходимо указать наименование производителя продукции предлагаемой к поставке по предмету Аукциона.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 23.10.2019 N 5590/ОАЭ-РЖДС/19/1 Заявителю (участник N 3) отказано в допуске к участию в Аукциона на основании пункта 3.7.3.1 Документации в связи с предоставлением информации не соответствующей действительности.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что Заявителем в техническом предложении заявки предложено:
по позиции N 22 Технического задания подстаканник никелированный производства АО "Электрокабель" и имеющий следующие технические характеристики: диаметр дна 65+/-1 мм., высота 135+/-1 мм.;
по позиции N 53 Технического задания полотенцедержатель Merida Hotel Standart MH S001 длиной 30 см. производства "Merida".
Также представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил письмо ООО "Холдинг Кабельный Альянс" от 16.10.2019 N 3-6-03/187, полученное на запрос Заказчика от 15.10.2019 N ИСХ-4201/МСК-ДМТО, согласно которому подстаканники по позиции N 22 Технического задания соответствуют ГОСТ 24308-80 и имеют следующие характеристики: диаметр дна 72 мм., высота 100 мм., что свидетельствует о предоставлении Заявителем недостоверных сведений о предлагаемой к поставке продукции. Также представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил копию электронной переписки с сотрудником ООО "Мерида Плюс", согласно которой ООО "Мерида плюс" не осуществляет производство полотенцедержателей по индивидуальному заказу.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России представил письмо ООО "Мерида Плюс" от 30.10.2019 N 6352, полученного на запрос Заявителя от 24.10.2019 N 573, согласно которому полотенцедержатель Merida Hotel Standart MH S001 не относится к товарам серийного производства и изготавливается по индивидуальному заказу, а также имеет диапазон размеров от 30 до 70 см.
Кроме того, в соответствии с ГОСТ 24308-80 установлено, что максимальная высота подстаканника составляет 100 мм., что свидетельствует о ненадлежащем требовании Технического задания в части высоты подстаканника, поскольку такое требование противоречит требованиям указанного ГОСТ, что ограничивает участников Аукциона в надлежащем формировании заявки на участие в закупке и не может служить основанием для признания заявки участника несоответствующей требованиям Документации.
Учитывая изложенное, а также рассмотрев представленные сведения Заявителя, Заказчика, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о правомерности принятого Заказчиком решения об отклонении заявки Заявителя ввиду представления Заявителем недостоверных сведений о продукции предлагаемой к поставке по предмету Аукциона.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, ограничивающие количество участников закупки, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2, пункт 1 части 10 статьи 4, часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ТЦ "С.Т.И.К" (ИНН: 7722313421, ОГРН: 1157746007341) от 30.10.2019 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства N 5590/ОАЭ-РЖДС/19 на право заключения договора на поставку изделий санитарно-технического, хозяйственного и прочего назначения для обеспечения предприятий полигона Московской ж.д. и ДЗО (извещение N 31908255007) обоснованной.
Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3, пункт 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать ОАО "РЖД" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 07.11.2019 N 223-ФЗ-1033/19.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 07.11.2019 N 223-ФЗ-1033/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 ноября 2019 г. N 223-ФЗ-1033/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.11.2019