Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Новокузнецкого
муниципального района
от 12 ноября 2015 г. N 211
Основные направления
бюджетной и налоговой политики МО "Новокузнецкий муниципальный район" на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов подготовлены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в целях составления проекта бюджета Новокузнецкого муниципального района на 2016 год.
При подготовке Основных направлений бюджетной политики были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации, Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2016-2018 годах, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и иных документов стратегического планирования.
Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является описание условий, принимаемых для составления проекта бюджета Новокузнецкого муниципального района на 2016 год, основных подходов к его формированию (бюджет Новокузнецкого муниципального района на 2016 год формируется в порядке предусмотренном Решением Совета народных депутатов Новокузнецкого муниципального района от 27.10.2015 г. N 128-МНПА "Об особенностях составления и утверждения проекта бюджета Новокузнецкого муниципального района на 2016 год") и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Задачами Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение подходов к планированию доходов и расходов, источников финансирования бюджета Новокузнецкого муниципального района, финансовых взаимоотношений с бюджетами иных уровней.
1. Основные результаты и проблемы бюджетной политики
Бюджетная политика, проводимая администрацией Новокузнецкого муниципального района, направлена на решение приоритетных задач социально- экономического развития МО "Новокузнецкий муниципальный район", в числе основных - улучшение условий жизни населения МО "Новокузнецкий муниципальный район", достижение устойчивых темпов экономического роста.
По итогам 2014 года была обеспечена в целом удовлетворительная динамика основных показателей консолидированного бюджета МО "Новокузнецкий муниципальный район" относительно уровня 2013 года, в части соблюдения сбалансированности и погашения основных обязательств бюджета и снижения размера муниципального долга.
Исполнение консолидированного бюджета МО "Новокузнецкий муниципальный район" по доходам за 2014 год составило 2 089 021,5 тысяч рублей, что составляет 98,5 % к первоначальному плану 99,2 % к уточненному плану и 88,3 % к уровню 2013 года. В целом по сравнению с исполнением 2013 года (факт - 2 366 237,5 тыс. рублей) общий объем доходов бюджета снизился на 13,3 % или на 277 216 тыс. рублей.
Объем безвозмездных поступлений увеличен на 29,7 % или на 299 976,3 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета к уровню 2013 года составил 30,6 % и увеличен на 236 883,5 тыс. рублей, объем субсидий из областного бюджета к уровню 2013 году составил 63,4 % и вырос на 62 933,6 тыс. рублей, объем субвенций из областного бюджета увеличен на 25,6 % или на 172 522,2 тыс. рублей по отношению к уровню 2013 года. Иные межбюджетные трансферты из областного бюджета увеличены на 1 427,7 тыс. руб. по сравнению с 2013 годом и составили 71,8 % . Прочие безвозмездные поступления в бюджет района составляют 150,2 % к уровню 2013 года и уменьшились на 4 952,1 тыс. рублей.
Исполнение консолидированного бюджета МО "Новокузнецкий муниципальный район" по расходам за 2014 год составило 2 112 579,8 тыс. рублей, при уточненном плане 2 165 263,7 тысяч рублей, что составляет 87,9 % к уровню 2013 года, по сравнению с исполнением 2012 года общий объем расходов снизился на 18,5 %.
В целом, консолидированный бюджет МО "Новокузнецкий муниципальный район" исполнен с дефицитом - 23 558,2 тыс. руб. Из них по районному бюджету - 15 822,5 тыс. руб., по бюджетам поселений 7735,7 тыс. руб.
Среднедушевой доход на одного жителя в МО "Новокузнецкий муниципальный район" по итогам 2012 года составил 21 189 рублей, 2013 год - 24 089 рублей, 2014 год - 27 281 рубль, план на 2015 год - 30 743 рубля, что позволяет говорить о положительной динамике развития реального сектора экономики на территории МО "Новокузнецкий муниципальный район".
За счет ежегодного сохранения самообеспеченности за счет собственных доходных источников бюджет МО "Новокузнецкий муниципальный район" на 2015 год утвержден без учета финансовой помощи из областного бюджета в виде дотации.
Вместе с тем, поступление целевых межбюджетных трансфертов, направляемых на приоритетные направления социально-экономического развития МО "Новокузнецкий муниципальный район", сопоставимо с уровнем 2014 года.
Просроченная задолженность по бюджетным и долговым обязательствам бюджета МО "Новокузнецкий муниципальный район" отсутствует, в ряде случаев вопросы по задолженности перед контрагентами решаются путем, заключения мировых соглашений и подписания графиков платежей, что в свою очередь позволяет поддерживать уровень исполнения бюджета по расходам на безопасной отметке сбалансированности.
Муниципальный долг МО "Новокузнецкий муниципальный район" не превысил предельно допустимые значения, установленные бюджетным законодательством РФ, в целом на погашение процентных платежей по кредиту кредитных организаций в 2014 году было направленно 3360,6 тыс. руб. или 100% исполнения к первоначальном плану.
В сфере расходов консолидированного бюджета МО Новокузнецкий муниципальный район" приоритетом является обеспечение населения бюджетными услугами отраслей социальной сферы.
Вместе с тем дальнейшее развитие бюджетной системы Российской Федерации, в том числе на территории Кемеровской области и МО "Новокузнецкий муниципальный район" и работа по повышению эффективности управления муниципальными финансами невозможны без принятия действенных мер на региональном и местном уровне по решению проблем, отмеченных в бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2015-2017 годах. В их числе:
обеспечение в полной мере приоритезации структуры бюджетных расходов в целях увеличения доли средств, направляемой на развитие человеческого капитала и инфраструктуры;
повышение темпов роста качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
внедрение четкой системы оценки эффективности бюджетных расходов, дальнейшее развитие системы программно-целевого метода бюджетного планирования;
решение задач по долгосрочному бюджетному планированию.
В связи с этим все ранее поставленные цели не потеряли своей актуальности и должны быть достигнуты.
2. Основные цели и задачи бюджетной и налоговой политики на 2016-2018 годы
Основными целями, поставленными бюджетным посланием Президента Российской Федерации, являются обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств государства, выполнение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации.
Достижению данных целей будут способствовать развитие стратегического планирования, укрепление налогового потенциала МО "Новокузнецкий муниципальный район", формирование и исполнение местных бюджетов на основе государственных и муниципальных программ, жесткое соблюдение бюджетных правил при планировании бюджетных расходов, эффективное использование бюджетных ресурсов.
2.1. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы. Развитие программно-целевых методов управления
В целях расширения горизонта бюджетного планирования и обеспечения долгосрочной сбалансированности необходимы разработка и принятие долгосрочного прогноза социально-экономического развития МО "Новокузнецкий муниципальный район" и бюджетной стратегии МО "Новокузнецкий муниципальный район" на период до 2025 года.
Стратегия должна содержать ориентиры по ресурсному обеспечению
муниципальных программ МО "Новокузнецкий муниципальный район" и оценку рисков бюджетной разбалансированности.
Основными инструментами достижения целей в соответствии со стратегией социально-экономического развития МО "Новокузнецкий муниципальный район", а также основой для долгосрочного бюджетного планирования являются муниципальные программы МО "Новокузнецкий муниципальный район". Они являются основным механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
Бюджетные расходы на непрограммные направления деятельности органов местного самоуправления должны быть финансово-экономически обоснованы, их удельный вес в бюджете не значителен.
В 2016-2018 годах будет продолжена взвешенная долговая политика, направленная на ограничение размера муниципального долга МО "Новокузнецкий муниципальный район" и дефицита бюджета МО "Новокузнецкий муниципальный район" с учетом требований бюджетного законодательства РФ.
Укрепление налогового потенциала МО "Новокузнецкий муниципальный район", максимально возможное использование собственных налоговых ресурсов будут способствовать дальнейшему исполнению бюджета без учета финансовой помощи из областного бюджета в виде дотации, снижению уровня дефицита и позволят в перспективе сохранить статус самообеспеченного муниципального образования Кемеровской области.
2.2. Совершенствование налоговой политики
Основные цели налоговой политики МО "Новокузнецкий муниципальный район" - поддержка инвестиционной деятельности, повышение предпринимательской активности, создание условий для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета МО "Новокузнецкий муниципальный район".
Важным направлением реализации налоговой политики на территории МО "Новокузнецкий муниципальный район" является совершенствование налогообложения и наращивание налогового потенциала муниципальных образований.
Будет продолжена ежегодная оценка эффективности социальных, бюджетных, экономических стимулов расширения налоговой базы за счет установления налоговых льгот, а также приняты меры по отмене при их неэффективности.
Расширение налогового потенциала предусматривается за счет принимаемых мер по сокращению убыточной деятельности в реальном секторе экономики, снижению задолженности по платежам в бюджет.
Продолжится практика ведения мониторинга изменений федерального налогового законодательства и внесение соответствующих изменений в правовые акты муниципальных образований.
Важнейшим направлением остается разработка и реализация механизмов контроля за исполнением доходов консолидированного бюджета МО "Новокузнецкий муниципальный район" и снижением недоимки.
2.3. Приоритеты бюджетных расходов
Приоритетом бюджетной политики в сфере расходов будет являться улучшение условий жизни населения МО "Новокузнецкий муниципальный район", адресное решение социальных проблем, предоставление качественных муниципальных услуг на основе целей и задач, определенных указами Президента Российской Федерации, бюджетным посланием Губернатора Кемеровской области и стратегией социально-экономического развития МО "Новокузнецкий муниципальный район" на период до 2025 года.
Будет продолжена практика применения стимулирующих выплат для оценки эффективности деятельности работника в зависимости от результатов труда и качества оказываемых муниципальных услуг.
С 2015 года в состав целевых показателей вновь принимаемых муниципальных программ МО "Новокузнецкий муниципальный район" предусматривается включать основные параметры муниципального задания, сформированных по нормативам затрат.
В целях повышения качества оказания муниципальных услуг планируется продолжать формирование муниципального задания на оказание муниципальных услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения. На федеральном уровне предусмотрено законодательное закрепление за федеральными органами исполнительной власти функций по утверждению единых базовых перечней предоставляемых государственных, муниципальных услуг и работ по полномочиям Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Одним из основных приоритетов бюджетных расходов на предстоящий бюджетный период будет оставаться выполнение социальных гарантий, снижение долговой нагрузки и финансовая поддержка экономики, в тех сферах, где это будет способствовать общему социально-экономическому развитию.
В связи с изменениями, вносимыми в Бюджетный кодекс Российской Федерации, начиная с 2016 года, бюджет Новокузнецкого муниципального района будет формироваться в новой структуре кодов бюджетной классификации расходов Российской Федерации (кодов классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицита бюджета). Учитывая, что с 2014 года бюджет района формируется с использованием программно-целевого метода планирования, закономерно, что указанные изменения влекут за собой изменения структуры муниципальных программ. Структура муниципальной программы должна быть сформирована исходя из принципа четкого соответствия планируемых к реализации программных мероприятий целям и задачам муниципальной программы.
Общими задачами обеспечения бюджетной устойчивости и экономической
стабильности, являются:
- поддержание безопасного уровня дефицита и муниципального долга, предотвращая тем самым условия для возникновения финансовых кризисов;
- сохранение относительно постоянного уровня муниципальных расходов в условиях "взлетов и падений" бюджетных доходов;
- ограничение роста расходов местного бюджета, не обеспеченных стабильными доходными источниками. Принятие новых расходных обязательств должно в обязательном порядке основываться на оценке прогнозируемых доходов местного бюджета;
- сохранение объема муниципального долга Новокузнецкого муниципального района на экономически безопасном уровне, позволяющем обеспечивать привлечение заемных средств на условиях реальной возможности обслуживания и погашения данных обязательств.
Повышение качества предоставляемых населению муниципальных услуг. Прежде всего, это относится к таким значимым для общества сферам как образование, социальное обслуживание, культура, физическая культура и спорт.
Ответственность главных распорядителей средств местного бюджета должна осуществляться через контроль за выполнением муниципального задания в полном объеме.
Начиная с проекта бюджета на 2016 год, формирование муниципального задания осуществляется на основании ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, сформированных в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ.
Объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания будет рассчитываться на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, утверждаемых с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти.
В 2015 году в МО "Новокузнецкий муниципальный район" начата подготовка к работе с 01.01.2016 г. в единой системе "Электронный бюджет", которая систематизирует осуществление бюджетного процесса и его участников и не участников, при этом, будет сформирована, полноценная взаимоувязка между носителями бюджетных прав и обязанностей.
2.4. Повышение эффективности и оптимизация структуры бюджетных расходов
Бюджетная политика в сфере расходов будет направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе, с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
Приоритизация расходов в обязательном порядке предполагает выбор приоритетных расходных обязательств, позволяющих достичь наилучшего результата, в том числе в долгосрочном периоде. Этому будет способствовать повышение ответственности и заинтересованности ответственных исполнителей муниципальных программ МО "Новокузнецкий муниципальный район" за достижение целей государственной политики в сфере социально-экономического развития МО "Новокузнецкий муниципальный район".
В целях создания условий для своевременного и эффективного использования средств продолжится применение "бюджетных правил", которые предусматривались при формировании бюджета на 2015-2017 годы. Однако ряд мероприятий предполагается заморозить, такие как строительство и ввод новых объектов, за исключением уже
завершенных строительных площадок.
Приоритетом финансирования также остаются защищенные статьи бюджета, выполнение социальных гарантий, снижение долговой нагрузки и оплата по исполненным муниципальным контрактам прошлых лет.
Для мобилизации ресурсов будет продолжена работа по оптимизации структуры бюджетных расходов за счет повышения эффективности расходов и их концентрации на приоритетных задачах, сформулированных в указах Президента Российской Федерации.
Основными резервами повышения эффективности использования бюджетных средств будет являться оптимизация расходов на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.
При формировании бюджета на 2016 год будут уточнены объемы принятых обязательств, с учетом прекращающихся расходных обязательств ограниченного срока действия и изменения контингента получателей, учтена оптимизация расходов в соответствии с изменениями в отраслях социальной сферы, направленных на повышение их эффективности, оптимизацию сети муниципальных учреждений МО "Новокузнецкий муниципальный район".
Продолжится оптимизация расходов по содержанию органов местного самоуправления на основе нормирования управленческих расходов в части материальных затрат. Дополнительно предусматривается нормирование командировочных расходов в части стоимости найма жилого помещения и проезда к месту командирования работников.
В условиях программного бюджета расходы на содержание аппаратов органов местного самоуправления, являющихся ответственными исполнителями муниципальных программ, включены в муниципальные программы МО "Новокузнецкий муниципальный район".
2.5. Развитие межбюджетных отношений
Очередной бюджетный период продолжит положительную практику развития межбюджетных отношений с бюджетами 6-ти муниципальных образований МО "Новокузнецкий муниципальный район".
В условиях нестабильности мировой экономики и экономики страны и региона должны быть исключены риски несбалансированности местных бюджетов.
С 1 января 2016 г. вводится новый налог на недвижимость, что в свою очередь, простимулирует органы местного самоуправления к наращиванию собственной доходной базы.
Расширяются и границы применения патентной системы налогообложения, что тоже позволяет делать выводы о положительном результате для местных бюджетов.
Изменения коснутся порядка расчета и других налоговых и неналоговых доходных источников, что также будет содействовать наращиванию налогового потенциала местных бюджетов.
В целях реализации указов Президента Российской Федерации местным бюджетам предусматривается продолжить предоставление дополнительной финансовой помощи на повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы.
Особое внимание будет уделено методологической работе по бюджетно- финансовым вопросам с органами местного самоуправления. Продолжится мониторинг разрабатываемых и принимаемых местных бюджетов, контроль за сбалансированностью бюджетов всех муниципальных образований Новокузнецкого муниципального района, недопущением образования просроченной кредиторской задолженности и роста долговой нагрузки, в соответствии с планом мероприятий по сокращению муниципального долга.
2.6. Повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса
Наряду с формированием и исполнением местного бюджета, гражданам с 2014 года предоставлена возможность получения в доступной и наглядной форме информации о параметрах бюджета, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств.
Обеспечение открытости и подконтрольности бюджетного процесса способствует проведению публичных слушаний по проекту местных бюджетов, отчету об их исполнении, а также о наиболее крупных муниципальных закупках.
В целях информирования населения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с 2014 года регулярно размещается и обновляется брошюра "Бюджет для граждан", начиная с 2015 года "Бюджет для граждан" будет формироваться и в разрезе сельских поселений.
Это позволяет гражданам составить представление и обладать актуальной и достоверной информацией о направлениях расходования бюджетных средств, и целевом их использовании.
2.7. Развитие и повышение эффективности муниципального финансового контроля
На основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" основными направлениями развития в этой сфере стали вопросы разграничение и уточнение полномочий органов государственной власти Кемеровской области, в том числе:
проведение финансовыми органами Кемеровской области санкционирования оплаты каждого денежного обязательства получателей бюджетных средств после проверки документов, подтверждающих возникновение таких обязательств, и проверки на всех этапах осуществления закупок соответствия информации о предоставленных объемах финансового обеспечения информации, зафиксированной в документах;
осуществление органом внутреннего муниципального финансового контроля (должностными лицами) полномочий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, осуществление контроля за соблюдением законодательства при составлении и исполнении бюджета в отношении расходов, связанных с закупками, установление достоверности учета таких расходов;
осуществление главными распорядителями бюджетных средств контроля за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления, исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем и подведомственными ему получателями бюджетных средств.
Вместе с тем при организации этой работы необходимо исключить возможное дублирование контрольных функций между всеми органами финансового контроля.
Главная задача этой работы - организация действенного, компетентного и всеобъемлющего контроля за эффективным использованием бюджетных средств, в целях повышения качества управления муниципальными финансами и результативности муниципальных программ МО "Новокузнецкий муниципальный район".
Усиление муниципального внешнего и внутреннего финансового контроля за деятельностью главных администраторов бюджетных средств по обеспечению целевого и результативного использования бюджетных средств.
Основанная на высоких темпах экономического развития и растущих ценах на ресурсы модель постоянного роста бюджетных расходов к настоящему моменту
исчерпала свои возможности. В этих условиях на первый план выходит:
- решение задач повышения эффективности расходов и переориентация бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений муниципальной политики;
- осуществление мероприятий по совершенствованию бюджетного процесса, развитию системы управления муниципальным долгом, имуществом, финансовыми активами, формированию интегрированной системы управления муниципальными финансами ("электронного бюджета").
Для решения изложенных задач в очередном бюджетном периоде будут реализовываться следующие мероприятия:
Повышение качества муниципальных программ и расширение их использования в бюджетном планировании.
Повышение эффективности оказания муниципальных услуг.
В рамках решения данной задачи будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращению доли неэффективных бюджетных расходов.
Обеспечение в полном объеме публичных нормативных обязательств.
Обеспечение безусловного исполнения социальных Указов Президента, в том числе повышение заработной платы работникам муниципальных учреждений, исходя из параметров повышения, установленных в планах мероприятий изменений в отраслях социальной сферы ("дорожных карт").
Мониторинг деятельности муниципальных учреждений с целью оптимизации их расходов. Уже с 2016 года будет осуществлен первый мониторинг участников бюджетного процесса и соблюдение ими финансовой дисциплины в соответствии с Порядком осуществления финансового менеджмента главных администраторов средств бюджета Новокузнецкого муниципального района.
Повышения эффективности финансовых взаимоотношений с бюджетами сельских поселений.
В итоге бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни в Новокузнецком муниципальном районе, повышение качества муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития района.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области от 12 ноября 2015 г. N 211 "Об основных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.