Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
в отсутствие представителей ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) и ООО "ЖКС N1 Выборгского района" (далее - Организатор торгов) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 07.11.2019 вх. N32797-ЭП/19) ООО "Стройинвест" на действия организатора торгов ООО "ЖКС N1 Выборгского района" при организации и проведении запроса предложений в неэлектронной форме на право заключения договора выполнения работ по косметическому ремонту лестничных клеток в многоквартирных жилых домах (извещение N31908448150), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
28 октября 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N31908448150 о проведении запроса предложений в неэлектронной форме на право заключения договора выполнения работ по косметическому ремонту лестничных клеток в многоквартирных жилых домах, включая документацию на проведение запроса предложений (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках ООО "ЖКС N1 Выборгского района" (далее - Положение о закупках), версия 12 от 10.01.2019, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
2 569 422,60 \x{20bd} |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
28.10.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
07.11.2019 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
08.11.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
194356, г Санкт-Петербург, пр-кт Луначарского, дом 5 |
2. Доводы жалобы:
1) Заявитель оспаривает включение Организатором торгов в пп. 8 п. 17 извещения о Закупке требования о сопровождении банковской гарантии установленным Правительством Российской Федерации перечнем документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии;
2) Заявитель полагает, что Организатором торгов в п. 6 формы 5 "Декларация соответствия участника" Документации необоснованно включено условие, не предусмотренное в требованиях к участникам Закупки, содержащихся в п.п. 29, 30 извещения о Закупке;
3) По мнению Заявителя в п. 29 извещения о Закупке содержится ненадлежащее требование к участникам о наличии необходимых действующих лицензий, разрешений, сертификатов поставки товаров, (проведения работ или оказания услуг), подлежащих лицензированию или сертификации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом договора, заключаемого по итогам закупки, в отсутствие установленного в Документации порядка подтверждения соответствия указанному требованию.
Представители Организатора торгов на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу не явились, возражений на жалобу Заявителя не представлено.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением антимонопольного органа N78/36897/19 от 12 ноября 2019 года, а именно Положение о закупках, извещение о Закупке, Документация, протоколы, а также заявки участников Организатором торгов представлены не были.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона N223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
ООО "ЖКС N1 Выборгского района" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 9 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Частью 10 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ предусмотрено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
По первому доводу жалобы:
В соответствии с п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Частью 18 ст. 4 Закона N223-ФЗ закреплено, что размещение заказчиками в единой информационной системе информации о закупке осуществляется без взимания платы. Порядок размещения в единой информационной системе информации о закупке устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок регистрации заказчиков в единой информационной системе устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на ведение единой информационной системы.
Согласно п. 17 извещения о Закупке в составе Документации установлено, что заказчик, в качестве исполнения договора, принимает независимые гарантии, выданные банками, включенные в предусмотренный ст. 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиями для принятия независимых гарантий в целях налогообложения.
Также пп. 8 п. 17 извещения о Закупке в составе Документации определено, что независимая банковская гарантия должна отвечать следующим требованиям и должна содержать установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем, п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона N223-ФЗ настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что в отсутствие действующих в рамках регулирования закупок, проводимых согласно требованиям Закона N223-ФЗ, нормативных актов, устанавливающих перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, потенциальные участники Закупки не ограничены в своем праве представить в составе заявки банковскую гарантию, не содержащую какой-либо перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
На основании изложенного первый довод жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит неподтвержденным и по данному доводу не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
По второму доводу жалобы:
Извещением о Закупке предусмотрено, что в составе заявки в числе прочих документов должна содержаться форма 5 "Декларация соответствия участника".
Согласно п. 6 формы 5 "Декларация соответствия участника" Документации участник декларирует отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член закупочной комиссии, должностное лицо заказчика, ответственное за осуществление закупки, состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и т.д.), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) (братьями и сестрами), усыновителями указанных физических лиц или усыновленными указанными физическими лицами. Под выгодоприобретателями для целей настоящего пункта понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
При этом п. 29 извещения в составе Документации Организатором торгов определены требования к участникам Закупки, к которым относится:
а) соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;
б) не проведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом, а также об открытии конкурсного производства;
в) не приостановление деятельности участника закупки в порядке,
предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в закупке;
г) отсутствие у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
д) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договоров на создание произведений литературы или искусства (за исключением программ для электронно-вычислительных машин, баз данных), исполнения, а также заключение договоров на финансирование проката или показа национального фильма.
е) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
ж) наличие необходимых действующих лицензий, разрешений, сертификатов поставки товаров, (проведения работ или оказания услуг), подлежащих лицензированию или сертификации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом договора, заключаемого по итогам закупки.
Также п. 30 извещения в составе Документации Организатором торгов определены дополнительные требования к участникам Закупки, а именно:
а) отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
б) отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Закона 223-ФЗ.
Таким образом п. 6 формы 5 "Декларация соответствия участника" Документации содержит условие, не указанное в требованиях к участникам Закупки Документации.
Вместе с тем, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что обязанность декларирования участниками Закупки условий своего статуса согласно п. 6 формы 5 "Декларация соответствия участника" Документации в отсутствие аналогичного требования к участникам Закупки не налагает на участников Закупки каких-либо ограничений, не нарушает их права и не препятствует подаче заявки на участие в Закупке.
На основании изложенного второй довод жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит неподтвержденным и по данному доводу не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
По третьему доводу жалобы:
Как было указано, пп. ж) п. 29 извещения в составе Документации Организатором торгов определены требования к участникам Закупки, одним из которых является наличие необходимых действующих лицензий, разрешений, сертификатов поставки товаров, (проведения работ или оказания услуг), подлежащих лицензированию или сертификации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом договора, заключаемого по итогам закупки.
Перечень документов, включаемых в состав заявки на участие в Закупке, определен в п. 21 извещения о Закупке в составе Документации.
При этом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что в перечне документов п. 21 извещения о Закупке в составе Документации. отсутствуют документы, которые должны быть предоставлены участником закупки во исполнение требования пп. ж) п. 29 извещения в составе Документации.
Вместе с тем, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что отсутствие в Документации требования о предоставлении участником закупки каких-либо документов во исполнение требования пп. ж) п. 29 извещения в составе Документации фактически не налагает на участников Закупки каких-либо ограничений или дополнительных обязанностей и не препятствует подаче заявки на участие в Закупке.
На основании изложенного третий довод жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит неподтвержденным и по данному доводу не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 07.11.2019 вх. N32797-ЭП/19) ООО "Стройинвест" на действия организатора торгов ООО "ЖКС N1 Выборгского района" при организации и проведении запроса предложений в неэлектронной форме на право заключения договора выполнения работ по косметическому ремонту лестничных клеток в многоквартирных жилых домах (извещение N31908448150), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях организатора торгов ООО "ЖКС N1 Выборгского района" нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 07.11.2019 вх. N32797-ЭП/19) ООО "Стройинвест" на действия организатора торгов ООО "ЖКС N1 Выборгского района" (ИНН 7802423282, ОГРН 1089847063525) при организации и проведении запроса предложений в неэлектронной форме на право заключения договора выполнения работ по косметическому ремонту лестничных клеток в многоквартирных жилых домах (извещение N31908448150) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 ноября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.11.2019