по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
20 ноября 2019 г. г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя комиссии:
С.О.А. - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии:
Б.Ю.С. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Ш.С.О. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного ООО "Служба аттестации рабочих мест" (далее - ООО "САРМ"/Заявитель), в присутствии представителей ООО "Краснодар Водоканал" (далее - Заказчик) Л.П.А., Д.М.М. рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора при организации и проведении конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в ООО "Краснодар Водоканал" (извещение N 31908426752 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.),
УСТАНОВИЛА:
Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба ООО "САРМ" на действия ООО "Краснодар Водоканал" при организации и проведении конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в ООО "Краснодар Водоканал" (извещение N 31908426752 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.
Рассмотрение жалобы состоялось 20.11.2019 года в 10.00 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.
Заявитель считает, что Заказчиком в Закупочную документацию включены излишние требования, что является нарушением действующего законодательства и может привести к ограничению конкуренции.
Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает их несостоятельными, и просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия по делу N 023/07/3-2492/2019, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
22.10.2019 в соответствие с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Положения о закупке товаров, работ услуг для нужд ООО "Краснодар Водоканал" (далее - Положение о закупках) ООО "Краснодар Водоканал" было размещено извещение и документация о проведении конкурентного отбора, наименование: "Оказание услуг по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнении санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий"; дата и время окончания срока приема заявок: 12.11.2019 в 14 ч. 00 мин. по московскому времени; дата и время вскрытия заявок: 12.11.2019 в 14 ч. 05 мин. по московскому времени; подведение итогов не позднее 27.12.2019.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктом 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Из представленных на рассмотрении Комиссии Краснодарского УФАС документов установлено, что в рамках исполнения положений Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон 52-ФЗ) ООО "Краснодар Водоканал" обязано осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции (ст. 11 Федерального закона 52-ФЗ).
Статья 32 Федерального закона 52-ФЗ определяет, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Раздел IV "Особенности производственного контроля при осуществлении отдельных видов деятельности" Санитарных правил СП 1.1.1058-01 предусматривает, то производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов:
а) промышленные предприятия (объекты): рабочие места, производственные помещения, производственные площадки (территория), граница санитарно-защитной зоны, сырье для изготовления продукции, полуфабрикаты, новые виды продукции производственно-технического назначения, продукция пищевого назначения, новые технологические процессы (технологии производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации), отходы производства и потребления (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение, переработка и захоронение отходов).
Производственный контроль включает лабораторные исследования и испытания факторов производственной среды (физические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения - электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в т.ч. гипогеомагнитное); электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ; электромагнитные излучения радиочастотного диапазона; широкополосные электромагнитные импульсы; электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое); ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость); электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы; аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД); химические факторы: смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа, вредные вещества с остронаправленным механизмом действия, вредные вещества 1 - 4 классов опасности; биологический фактор).
Периодичность производственного лабораторного контроля вредных факторов производственной среды может быть сокращена, но не более чем в два раза по сравнению с нормируемыми показателями на промышленных предприятиях (промышленных объектах) в случаях, если на них не отмечается в течение ряда лет, но не менее 5 лет, превышений ПДК и ПДУ по результатам лабораторных исследований и измерений, проведенных лабораториями, аккредитованными на техническую компетентность и независимость, и установления положительной динамики их санитарно-гигиенического состояния (проведение эффективных санитарно-оздоровительных мероприятий, подтверждаемых результатами исследований и измерений факторов производственной среды, отсутствия регистрации профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний и высокого уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, кроме производственного контроля вредных веществ с остронаправленным механизмом действия, вредных веществ 1 - 4 классов опасности и случаев изменения технологии производства);
б) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и рекреационных целей, расположенные в черте городских и сельских поселений.
Лабораторный контроль осуществляется за соответствием питьевой воды требованиям санитарных правил (СанПиН 2.1.4.1074-01), а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования.
При осуществлении деятельности, связанной с выпуском всех видов производственных, хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод с территорий населенных мест, производственных и иных объектов, следует предусматривать лабораторный контроль за работой очистных сооружений, составом сбрасываемых сточных вод;
в) объекты водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах);
г) общественные здания и сооружения: лечебно-профилактические, стоматологические, клиники, кабинеты и иные здания и сооружения, в которых осуществляется фармацевтическая и/или медицинская деятельность.
При осуществлении фармацевтической и медицинской деятельности с целью профилактики инфекционных заболеваний, в том числе внутрибольничных, следует предусматривать контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемических требований, дезинфекционных и стерилизационных мероприятий;
д) при производстве дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, оказании дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных услуг, включая контроль за эффективностью изготавливаемых и применяемых препаратов, соблюдением требований при их использовании, хранении, транспортировке, утилизации, а также учет и контроль численности (заселенности) грызунами и насекомыми объектов производственного контроля при проведении истребительных мероприятий.
При осуществлении эксплуатации водных объектов централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах следует предусматривать лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды указанных систем требованиям санитарных правил (СанПиН 2.1.4.1074-01), а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования.
Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий определяется Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 "О введении в действие Санитарных правил".
Постановлением администрации МО город Краснодар от 25.08.2016 N 3894 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения обществу с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" установлен тариф на водоснабжение и водоотведение.
Постановлением администрации МО город Краснодар от 13.09.2013 N 6972 "Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования город Краснодар" ООО "Краснодар Водоканал" признано гарантирующей организацией.
Таким образом Заказчик обязан осуществлять производственный контроль с применением лабораторных исследований.
Документация открытого запроса предложений на оказание услуг по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий содержит такие дополнительные требования к участнику запроса предложения как:
1. В уставе организации должен содержаться вид деятельности "производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", предусмотренный Перечнем услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация.
2. Организация, проводящая производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий) должна обладать лабораторией по исследованию химических, и физических факторов.
Лаборатория организации, проводящей производственный контроль должна быть аккредитована в системе ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. Лаборатория исследования химических и физических факторов, организации, проводящей производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий должна быть укомплектована оборудованием и методиками измерений, предназначенными для обработки результатов измерений.
Помещения лаборатории исследования физических факторов организация, проводящая производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий должна соответствовать требованиям, устанавливаемым к лабораториям исследования химических и физических факторов и находиться в собственности.
Персонал лаборатории исследования химических и физических факторов организации, проводящей производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий должна иметь специальную подготовку.
3. Организация, проводящая производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, должна обладать лицензий на проведение определения уровня загрязнения атмосферного воздуха.
4. Организация, проводящая производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, должна иметь в штате сотрудника, получившего сертификат эксперта ФБУЗ ФУГиЭ Роспотребнадзора по направлениям "Организация и проведение бактериологических исследований, испытаний, экспертиза качества бактериологических испытаний"; "Управление испытаниями. Экспертиза системы управления качеством испытательной лаборатории".
5. Наличие в собственности средств измерений химических и физических факторов. Количество полных комплектов приборов, которыми владеет организация, проводящая производственный контроль, желательно не менее 3 комплектов. Лаборатория должна быть оснащена средствами измерения по определению экспозиционной дозы теплового облучения, и температуры поверхности (прибор для измерения температуры. Средства измерения должны быть зарегистрированы в Госреестре СИ и отвечать требованиям ежегодной поверки и содержаться в области аккредитации.
Согласно п. 26 Информационной карты закупочной документации конкурентного отбора на оказание услуг по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (извещение N 31908426752, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) при рассмотрении Предложений участников в рамках конкурентного отбора поданные заявки на участие в закупке проверяются на соответствие установленным требованиям и условиям документации о закупке, в частности:
- наличие, комплектность, действительность и правильность оформления требуемых документов;
- соответствие предлагаемой продукции и предлагаемых условий исполнения договора требованиям закупочной документации;
- соответствие потенциального участника и его заявки требованиям документации о закупке;
- наличие и своевременное представление обеспечения заявки и/или исполнения договора участником закупочной процедуры (если требовалось).
В п. 1.11 Технической закупочной документации на выполнение работ по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в ООО "Краснодар Водоканал" содержатся дополнительные требования, однако соответствие/не соответствие указанным требованиям не влияет на допуск участников конкурентного отбора и их оценку, так как не является критерием для допуска/не допуска участника, что подтверждается Приложением N 4 к закупочной документации "Основные квалификационные критерии для оценки и выбора подрядных организаций".
В соответствии с разделом 28 информационной карты, участники вправе обратиться за разъяснениями документации о закупке через сайт ЭТП. Согласно разделу 29 Информационной карты, участник конкурентного отбора вправе подготовить и подать альтернативные предложения, касающиеся отдельных элементов основного технико-коммерческого предложения.
Заявитель с запросом в адрес Организатора торгов при проведении конкурентного отбора на оказание услуг по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий не обращался.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" носит императивный характер и содержит исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган.
Таким образом при проведении закупки N 31908426752 на право заключения договора на оказание услуг по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в ООО "Краснодар Водоканал", не установлено нарушений, предусмотренных ч. 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ДМ-Сервис" на действия ООО "САРМ" на действия ООО "Краснодар Водоканал" при организации и проведении конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в ООО "Краснодар Водоканал" (извещение N 31908426752 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), необоснованной.
Председатель Комиссии: О.А.С.
Члены Комиссии: Ю.С.Б.
С.О.Ш.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 ноября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.11.2019