по результатам рассмотрения жалобы ООО "Солар Девелопмент" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
15.11.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<...> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ООО "Солар Девелопмент": <...> (доверенность от 15.11.2019 N СД-19/8),
представители МП "Илимпийские электросети" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Солар Девелопмент" от 08.11.2019 N 3 (вх. от 07.11.2019 N 196261/19) на действия (бездействие) заказчика МП "Илимпийские электросети" при проведении запроса предложений на право заключения энергосервисного договора на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при производстве электрической энергии в п. Тура (извещение N 31908399478), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Солар Девелопмент" (далее - Заявитель) от 08.11.2019 N 3 на действия (бездействие) заказчика МП "Илимпийские электросети" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения энергосервисного договора на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при производстве электрической энергии в п. Тура (извещение N 31908399478) (далее - Запрос предложений, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд МП Эвенкийского муниципального района "Илимпийские электросети", утвержденным приказом директора МП ЭМР "Илимпийские электросети" от 26.11.2012 N 247-пр (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Запроса предложений , документация о проведении Запроса предложений (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 15.10.2019;
Начальная (максимальная) цена договора - 3 800 696 800 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 13.11.2019;
Дата рассмотрения заявок и подведения итогов закупки - 14.11.2019;
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:
Заказчиком неправомерно проведен Запрос предложений в соответствии с Законом о закупках;
Заказчиком ненадлежащим образом представлены разъяснения положений Документации.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно проведен Запрос предложений в соответствии с Законом о закупках, поскольку, учитывая, что Заказчики является муниципальным предприятием, Запрос предложений подлежит проведению в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг" (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 5 части 2 статьи 1 Закона о закупках установлено, что Закон о закупках распространяется на закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о закупках и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - ЕИС) для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупок без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Аналогичное положение установлено подпунктом "в" пункта 2 части 2.1 статьи 15 Закон о контрактной системе).
В соответствии с Извещением Заказчиком является Муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района "Илимпийские электросети". Согласно Информационной карте Документации источником финансирования являются собственные средства Заказчика. При этом в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о закупках Заказчиком утверждено и размещено в ЕИС соответствующее положение о закупках товаров, работ, услуг.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком ненадлежащим образом представлены разъяснения положений Документации, а также не представлена возможность проведения переговоров с представителями Заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
При этом согласно части 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 статьи 3.2 Закона о закупках, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
Также согласно части 4 статьи 3.2 Закона о закупках разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС 30.10.2019, Заказчиком представлены разъяснения положений Документации по вопросу о предоставлении дополнительной информации о закупке и информации о методике расчета экономии энергии, достаточной для формирования предложения на участие в Запросе предложений. При этом в Документацию внесены соответствующие изменения.
Кроме того, согласно письменным пояснениям представителя Заказчика и в соответствии с пунктом 13.2 Положения о закупке с момента размещения в ЕИС сведений о закупке переговоры между участниками такой закупки и представителями Заказчика запрещены.
Учитывая изложенное, в отсутствие иных сведений подтверждающих обоснованность довода Жалобы, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о ненадлежащем представлении Заказчиком разъяснений положений Документации.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Также, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Решением ФАС России от 12.11.2019 N 223-ФЗ-1043/19 Комиссией ФАС России установлены нарушения пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в неправомерном установлении квалификационного требования к участникам Запроса предложений о наличии опыта выполнения работ.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Солар Девелопмент" (ИНН: 9703001269, ОГРН: 1197746547240) от 08.11.2019 N 3 на действия (бездействие) заказчика МП "Илимпийские электросети" (ИНН: 8801011136, ОГРН: 1028800000756) при проведении запроса предложений на право заключения энергосервисного договора на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при производстве электрической энергии в п. Тура (извещение N 31908399478) необоснованной.
Признать МП "Илимпийские электросети" нарушившим пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку предписание выдано ранее в соответствии с принятым решением от 12.11.2019 N 223-ФЗ-1043/19.
В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 12.11.2019 N 223-ФЗ-1043/19 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 ноября 2019 г. N 223-ФЗ-1050/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.11.2019