Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Белова А.Н., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Члены комиссии:
Вехкалахти В.С., специалист 1 разряда финансово-административного отдела,
Михалева Я.В., специалист 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;
после перерыва без участия сторон,
рассмотрев жалобы ООО "СТЭлС" (ИНН: 5905254650) (вх. N 012666 от 22.08.2019 г.), ПАО "Ростелеком" (ИНН: 7707049388) (вх. N 012789 от 23.08.2019 г.) (далее - заявители), на действия МАУ ДО "Детско-юношеский центр "Рифей" г. Перми (ИНН: 5905007160) (далее - заказчик) при организации и проведении открытого конкурса на выполнение работ по текущему ремонту зданий объектов учреждений социальной сферы, подведомственных администрации города Перми (извещение N 31908184360 на официальном сайте в сети Интернет: www.zakupki.gov.ru) (далее - закупка),
УСТАНОВИЛА:
22.08.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба ООО "СТЭлС", доводы которой сводятся к следующему:
- предмет закупки не соответствует работам, указанным в техническом задании конкурсной документации и сметах;
- п. 5 раздела IV конкурсной документации содержит излишне заявленные требования к участнику Закупки, в части подтверждающих документов его квалификации;
- нарушение срока размещения разъяснений в системе ЕИС.
23.08.2019 г. в адрес Пермского УФАС России поступила также жалоба ПАО "Ростелеком", в которой указано на:
- противоречие пункта 10 раздела 3 Документации действующему законодательству;
- противоречие пункта 5 раздела 4, раздела 11 Документации, приложения N 4 и 7 действующему законодательству.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения, указывает отсутствие каких-либо нарушений Закона о закупках и Положения о закупках при проведении рассматриваемого конкурса, просит признать жалобу необоснованной.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг обществами установлены Законом о закупках (п. 1 ч. 2 ст. 1).
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик - хозяйственное общество обязано руководствоваться, в том числе, утверждённым наблюдательным советом общества и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" (далее - Правила формирования плана закупки товаров)).
Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 908).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).
В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).
2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Типовым положением о закупке Муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеский центр "Рифей" г. Перми (далее - Положение); Конкурсной документацией на право заключить договор на выполнение работ по текущему ремонту зданий объектов учреждений социальной сферы, подведомственных администрации города Перми (далее - Документация).
В извещениях, на официальном сайте, опубликованы: дата начала приема заявок - 09.08.2019 г., дата окончания приема заявок - 26.08.2019 г., дата подведения итогов закупки - 28.08.2019 г.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В части довода ООО "СТЭлС" о том, что предмет закупки не соответствует работам, указанным в техническом задании конкурсной документации и сметах, установлено следующее.
В силу части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующим правилом - в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
В разделе II Документации содержатся сведения о предмете открытого конкурса, предметом закупки является выполнение работ по текущему ремонту зданий объектов учреждений социальной сферы, подведомственных администрации города Перми.
В Техническом задании (Приложение 1 к Документации) (далее - Техническое задание) указаны: учреждения, в которых необходим текущий ремонт, адреса этих учреждений, срок выполнения работ, требования к безопасности работ, требования к производству работ. Требования к производству работ содержат в себе следующие разделы: наружное видеонаблюдение, внутреннее видеонаблюдение, серверное и сетевое коммутационное оборудование системы видеонаблюдения, домофон при входе на территорию, домофон при входе в здание, система турникетных проходных напольного исполнения тип трипод.
Таким образом, в Техническом задании содержится развернутая характеристика предмета закупки в соответствии с правилами описания предмета закупки, содержащихся в части 6.1 статьи 3 Закона о закупках. Следовательно, довод следует считать необоснованным.
Относительно довода ООО "СТЭлС" о том, что п. 5 раздела IV конкурсной документации содержит излишне заявленные требования к участнику Закупки, в части подтверждающих документов его квалификации Комиссия Пермского УФАС России сообщает следующее.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Так, в разделе IV Документации указаны требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в конкурсе.
В пункте 5 раздела IV Документации указано, что необходимо представить документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса обязательным требованиям
"Наличие опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации":
- Копия исполненного государственного (муниципального) контракта или договора на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному или текущему ремонту здания общественного назначения****. Окончание работ по данному контракту (договору) должно быть произведено не ранее 2018 г., стоимость которого (контракта, договора) составляет не менее чем 50% от начальной (максимальной) цены договора.* (**);
****в соответствии с СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения"
-Копия акта приемки законченного строительством объекта (ф. КС-11) или акта приемки объекта в эксплуатацию* (***);
- Копия актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) на полную сумму контракта (договора).
Документы, необходимые для оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе
по критерию "квалификация участника конкурса":
- Копии заключенных и исполненных в срок государственных (муниципальных) контрактов или договоров в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному или текущему ремонту объектов социальной сферы. Окончание работ по данным контрактам (договорам) должно быть произведено не ранее 2018 г., стоимость каждого из которых (контрактов, договоров) составляет не менее чем 1 млн. руб.* (**);
-Копии актов приемки законченного строительством объекта (ф. КС-11) или актов приемки объекта в эксплуатацию* (***);
- Копии актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) на полную сумму контракта (договора).
* Представляются копии государственных (муниципальных) контрактов или договоров, заверенных заказчиком (подписью руководителя и оригиналом печати) или копии государственных (муниципальных) контрактов или договоров с обязательным представлением копий извещений и протоколов, подтверждающих размещение информации в единой информационной системе. В случае заключения договоров (контрактов) по результатам торгов в электронной форме прилагаются распечатки информации об электронных цифровых подписях с указанием электронных адресов электронных торговых площадок, на которых были заключены данные договоры (контракты).
**В случае если участник закупки является застройщиком, то вместо копий государственных (муниципальных) контрактов или договоров необходимо представить следующие документы:
-копии государственных экспертиз проектно-сметной документаций;
-копии разрешений на строительство, реконструкцию;
-копии разрешений на ввод объекта в эксплуатацию.
***В случае если участник закупки является застройщиком, то копии актов приемки законченного строительством объекта (ф. КС-11) не предоставляются.
По мнению заявителя данное требование излишнее.
Между тем, Комиссия Пермского УФАС России не находит подобных признаков в данном требовании.
Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) (далее - Обзор судебной практики), установление таких требований не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Кроме того данное требование в силу принципа равноправия, закрепленного в части 1 статьи 3 Закона о закупках, применялось ко всем участникам закупки.
При рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что данное требование установлено для выявления способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией.
Таким образом, поскольку требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют. Следовательно, довод об излишнем требовании необоснован.
В жалобе ООО "СТЭлС" также указано на то, что Заказчик нарушил срок размещения разъяснений в системе ЕИС.
Согласно части 3 статьи 3.2 Закона о закупках, В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
В жалобе указано, что запрос на разъяснения был направлен 15.08.2019 г. 19.08.2019 г. в системе ЕИС был размещен ответ на запрос.
Так, из анализа разъяснений в системе ЕИС по закупке N 31908184360, действительно следует, что разъяснения на все запросы (в том числе запрос Заявителя) были размещены 19.08.2019 г. В данном случае, срок при даче разъяснений исчисляется в рабочих днях. Из этого следует, что если 15.08.2019 г. был направлен запрос, то последний день для размещения ответа на разъяснения - 19.08.2019 г.
Таким образом, Заказчик разместил разъяснения в системе ЕИС в последний день указанного выше срока. В связи с этим, довод о нарушении срока размещения разъяснений следует считать необоснованным.
В жалобе ПАО "Ростелеком" указывает на противоречие пункта 10 раздела 3 Документации, пункта 5 раздела 4, раздела 11 Документации, приложения N 4 и 7 действующему законодательству.
Согласно пункту 10 раздела 3 Наличие опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации:
Наличие исполненного государственного (муниципального) контракта или договора на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному или текущему ремонту здания общественного назначения*. Окончание работ по данному контракту (договору) должно быть произведено не ранее 2018 г., стоимость которого (контракта, договора) составляет не менее чем 50% от начальной (максимальной) цены договора.
По мнению представителя ПАО "Ростелеком" установление такого требования незаконно, поскольку у участника может не быть такого рода договоров и он не сможет подтвердить свой опыт в указанной сфере.
Между тем, Комиссия Пермского УФАС России не нашла признаков незаконности в данном требовании. Поскольку из анализа пункта 6 Обзора судебной практики, закрепление данного требования установлено для выявления способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией и распространяется на всех участников закупки в силу принципа равноправия, закрепленного частью 1 статьи 3 Закона о закупках. Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
В связи с этим, довод следует признать необоснованным.
Проанализировав доводы жалоб, возражения заказчика, иные документы, представленные в материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о признании доводов жалоб заявителей необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "СТЭлС" (ИНН: 5905254650) (вх. N 012666 от 22.08.2019 г.), ПАО "Ростелеком" (ИНН: 7707049388) (вх. N 012789 от 23.08.2019 г.), на действия МАУ ДО "Детско-юношеский центр "Рифей" г. Перми (ИНН: 5905007160) при организации и проведении открытого конкурса на выполнение работ по текущему ремонту зданий объектов учреждений социальной сферы, подведомственных администрации города Перми (извещение N 31908184360 на официальном сайте в сети Интернет: www.zakupki.gov.ru), необоснованными;
Предписание не выдавать.
Зам. Председателя Комиссии А.Н. Белова
Члены Комиссии В.С. Вехкалахти
Я.В. Михалева
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Эдилян Б.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 сентября 2019 г. N 059/07/3-878/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.11.2019