Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Золина Г.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; Долидович Е.Е. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции, Табулова Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции;
рассмотрев дело N 026/05/24-425/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту, указывающему на наличие в действиях ИП Цандековой Юлии Александровны / ИНН 263402776064, КПП 263501001, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 26.03.2018 за ОГРН 318265100034971/ признаков нарушения части 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе",
в присутствии ИП Цандековой Юлии Александровны,
У С Т А Н О В И Л А:
В результате осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены нарушения Федерального закона "О рекламе".
28 апреля 2019 г. в г. Ставрополе на фасаде здания на ул. Некрасова, д. 30, была зафиксирована реклама следующего содержания: "Space of Beauty. Пространство красоты. Женские и мужские стрижки. Вечерние и свадебные прически. Маникюр. Коррекция и окрашивание бровей. Дневной и вечерний макияж. Эпиляция. (8652)62-11-17, yuliiya_tsandekova".
В данной рекламе медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов.
Данная реклама распространялась для привлечения внимания к услугам, оказываемым в салоне "Space of Beauty".
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2017 N804Н.
В данном перечне указана такая медицинская услуга, как:
- А14.01.013 проведение эпиляции.
Следовательно, в рекламе, распространенной ИП Цандековой Юлией Александровной объектом рекламирования является медицинская услуга.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе", рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
29.05.2019 г. в адрес Ставропольского УФАС России поступили запрошенные документы. В представленных ИП Цандековой Ю.А. материалах отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности.
Согласно представленных объяснений, ИП Цандекова Ю.А. с нарушением не согласна, и считает, что ФЗ "О рекламе" не распространяется на информацию, раскрытие, либо доведение до потребителя которой является обязательным. Кроме того, считает, что слово "эпиляция" без слова "проведение" не несет в себе никакой смысловой нагрузки и не является рекламой медицинских услуг.
Комиссия, изучив представленные доводы и материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статья 2 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ "О рекламе" указывает, что настоящий закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 2300-1 от 07.02.1992 г. "О защите прав потребителей", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона "О защите прав потребителей" определено, что в вывеске помимо наименования организации и адреса, должна присутствовать еще информация о режиме работы.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначения места входа.
Указатель местонахождения без указания информации о каком-либо лице, товаре, услуге, виде деятельности или ином объекте рекламирования, не подпадает под понятие рекламы и рекламой не является.
Баннер, размещенный на фасаде дома по адресу г. Ставрополь, ул. Некрасова, д.30, содержит в себе информацию об услугах, оказываемых в салоне красоты, а именно: женские и мужские стрижки, вечерние и свадебные прически, маникюр, коррекция и окрашивание бровей, дневной и вечерний макияж, эпиляция.
Так как в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2017 N804Н, проведение эпиляции является медицинской услугой. Следовательно, вышеуказанный баннер, является рекламой медицинских услуг, оказываемых в салоне красоты "Space of Beauty".
Таким образом, довод ИП Цандековой Ю.А., о том, что баннер размещенный на фасаде здания по адресу : г. Ставрополь, ул. Некрасова, д.30, не является рекламой, а является информацией обязательной для доведения до потребителей, не состоятелен.
У ИП Цандековой Ю.А. отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности.
Таким образом, ИП Цандекова Ю.А. распространяет рекламу медицинских услуг без лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В соответствии с частью 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия такой лицензии или разрешения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", ответственность за нарушения требований, установленных частью 7 статьи 7 и частью 7 статьи 24 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" несет рекламодатель.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП Цандекова Юлия Александровна /, ИНН 263402776064, КПП 263501001, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 26.03.2018 за ОГРН 318265100034971/.
Таким образом, в рекламе ИП Цандековой Юлии Александровны/, ИНН 263402776064, КПП 263501001, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 26.03.2018 за ОГРН 318265100034971/ допущены нарушения части 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в распространении рекламы медицинских услуг без лицензии на осуществление медицинской деятельности и без предупреждения о наличии противопоказаний по их применению и использованию и необходимости получения консультации специалиста.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ИП Цандековой Юлией Александровной /ИНН 263402776064, КПП 263501001, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 26.03.2018 за ОГРН 318265100034971/, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе".
Выдать ИП Цандековой Юлии Александровне/ ИНН 263402776064, КПП 263501001, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N11 по Ставропольскому краю 26.03.2018 за ОГРН 318265100034971/ предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ "О рекламе".
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 03.06.2019. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Г.В. Золина
Члены Комиссии Е.Е. Долидович
Д.А. Табулова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 30 мая 2019 г. N 026/05/24-425/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.05.2019