Резолютивная часть решения оглашена 12 ноября 2019 года
В полном объеме решение изготовлено 15 ноября 2019 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
"<_>" |
- |
"<_>" |
Членов Комиссии: |
"<_>" |
- |
"<_>" |
|
"<_>" |
- |
"<_>" |
|
"<_>" |
- |
"<_>" |
рассмотрев обращение Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 80 общеразвивающего вида" города Магнитогорска (далее - МДОУ "Д/с N 80 о.в." г. Магнитогорска, заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Общества с ограниченной ответственностью "Профессиональное аварийно-спасательное формирование "Магнитогорская служба спасения" (далее - ООО "ПАСФ "Магнитогорская служба спасения", участник закупки, Общество), учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО "ПАСФ "Магнитогорская служба спасения" в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию аудиодомофонной системы в соответствии с техническим заданием (извещение N 0369300125419000006) (далее - аукцион, закупка), в присутствии:
- представителя МДОУ "Д/с N 80 о.в." г. Магнитогорска специалиста в сфере закупок "<_>", действующего на основании доверенности б/н от 12.11.2019;
- представителя ООО "ПАСФ "Магнитогорская служба спасения" "<_>", действующего на основании доверенности N 19 от 28.10.2019.
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) 05.11.2019 поступило обращение МДОУ "Д/с N 80 о.в." г. Магнитогорска о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ПАСФ "Магнитогорская служба спасения", учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО "ПАСФ "Магнитогорская служба спасения" в связи с уклонением от заключения контракта на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию аудиодомофонной системы в соответствии с техническим заданием (извещение N 0369300125419000006).
Согласно материалам дела, Муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 55 общеразвивающего вида" г. Магнитогорска (организатор совместного аукциона) объявлено о проведении закупки, путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 26.09.2019 извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию аудиодомофонной системы в соответствии с техническим заданием.
Начальная (максимальная) цена контракта - 331 200,00 рублей.
Протокол N 0369300125419000006 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе: Оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию аудиодомофонной системы в соответствии с техническим заданием от 08.10.2019.
В соответствии с протоколом N 0369300125419000006 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе: Оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию аудиодомофонной системы в соответствии с техническим заданием от 08.10.2019 единственный участник совместного электронного аукциона признан соответствующим требованиям, установленным документацией об аукционе, электронный аукцион признан несостоявшимся. Контракт на подписание направлен единственному участнику - ООО "ПАСФ "Магнитогорская служба спасения". Проект контракта размещен заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы 10.10.2019. Протокол разногласий направлен Обществом 15.10.2019. Доработанный проект контракта размещен МДОУ "Д/с N 80 о.в." г. Магнитогорска 17.10.2019. В связи с тем, что победитель электронной процедуры в срок до 23:59 20.10.2019 не разместил на электронной площадке подписанный проект контракта, Общество признано уклонившимся от заключения контракта.
Изучив представленные документы, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе. В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией об электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры.
Частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры.
Из содержания части 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе следует, что в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Исходя из требований части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Протоколом N 0369300125419000006 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе: Оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию аудиодомофонной системы в соответствии с техническим заданием от 08.10.2019 установлено, что электронный аукцион признан несостоявшимся в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе. Размещен указанный протокол в ЕИС 08.10.2019.
Проект контракта в адрес победителя закупки направлен заказчиком 10.10.2019.
Регламентированный срок подписания контракта участником 15.10.2019 23:59.
Обществом 15.10.2019 направлен протокол разногласий, согласно которому победитель электронного аукциона предлагал внести следующие изменения в проект контракта.
По тексту контракта указать наименование исполнителя как "Общество с ограниченной ответственностью "Профессиональное аварийно-спасательное формирование "Магнитогорская служба спасения".
Дополнить пункты 1.3, 1.4, 2.9, которыми установить: "сроки оказания услуг: 01 января 2020 по 31 декабря 2021 г."; положение, что "перечень технических средств аудиодомофонной системы на объектах заказчика содержится в Приложении N 2, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта"; условие, что в стоимость контракта не входит стоимость оборудования и материалов, подлежащих замене и использованию в случае выхода из строя установленного оборудования, при необходимости замены оборудования и материалов, они приобретаются заказчиком отдельно.
Исключить обязанности исполнителя (пункты 3.1.5 и 3.1.6) предоставить в пользование заказчику на время действия контракта технические средства аудиодомофонной системы согласно перечню (Приложение N2); произвести монтаж оборудования, переданного заказчику во временное пользование, в течении двух календарных дней со дня подачи уведомления (заявки) заказчиком.
Необходимо отметить, что замечания ООО "ПАСФ "Магнитогорская служба спасения" приняты МДОУ "Д/с N 80 о.в." г. Магнитогорска частично. Так, уведомлением о принятии замечаний частично заказчик сообщил, что не может дополнить контракт пунктом 2.9 и исключить пункты 3.1.5 и 3.1.6, поскольку указанное оборудование находится в аренде у заказчика и исполнителю по контракту необходимо предоставить оборудование в аренду заказчику на период оказания услуг.
Доработанный проект контракта размещен в ЕИС и на электронной площадке 17.10.2019.
Срок подписания контракта ООО "ПАСФ "Магнитогорская служба спасения" пропущен, контракт участником не подписан.
Обеспечение исполнения контракта перечислено заказчику 14.10.2019, что подтверждается платежным поручением N 000363 от 14.10.2019.
Участник закупки ООО "ПАСФ "Магнитогорская служба спасения" признан уклонившимся от заключения контракта на Оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию аудиодомофонной системы в соответствии с техническим заданием протоколом от 23.10.2019. В ЕИС указанный протокол размещен 23.10.2019.
Комиссия антимонопольного органа обращает внимание, что протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 23.10.2019, исходя из количества подписей заказчиков в протоколе, признали участника закупки уклонившимся 5 заказчиков совместного электронного аукциона из 20 перечисленных в преамбуле протокола.
Согласно пояснениям представителя ООО "ПАСФ "Магнитогорская служба спасения", участник закупки, зная, что является победителем электронного аукциона, планировал подписать контракт, но обнаружив в направленном заказчиком на подписание проекте контракта условие о поставке (предоставлении в пользование) и монтаже дополнительного оборудования (технических средств) аудиодомофонной системы, пришел к выводу, что указанные пункты противоречат законодательству о контрактной системе и нарушают права и интересы Общества, поскольку объектом закупки является оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию аудиодомофонной системы в соответствии с техническим заданием, но в пунктах, указанных в контракте, содержатся положения не соответствующие предмету закупки и приводят к увеличению затрат со стороны исполнителя. Кроме того, Обществом в материалы дела представлены сведения, согласно которым не во все дошкольные учреждения требуется поставка и монтаж дополнительного оборудования, что подтверждает нарушения со стороны заказчика и организатора совместного электронного аукциона при составлении документации о проведении закупки.
Как пояснил представитель заказчика, обществу проект контракта, размещенный в составе документации об аукционе, был отправлен на электронную почту сразу после публикации итогового протокола, следовательно, общество ознакомилось с проектом контракта до размещения его в ЕИС, однако никаких возражений по поводу спорных пунктов не выразило.
Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что проект контракт является частью аукционной документации и размещается одновременно с ней, из чего следует, что при подаче заявки общество могло увидеть нарушения со стороны заказчика, но не предприняло никаких действий для защиты своих прав и интересов.
Комиссия антимонопольного органа отмечает действия МДОУ "Д/с N 80 о.в." г. Магнитогорска по признанию ООО "ПАСФ "Магнитогорская служба спасения" уклонившимся от заключения контракта надлежащим исполнением требований законодательства о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Комиссия в рассматриваемой закупке не усматривает намерение участника закупки отказаться от заключения контракта. ООО "ПАСФ "Магнитогорская служба спасения" предприняты меры, направленные на заключение контракта. Так, перечислены денежные средства в обеспечение исполнения контракта 14.10.2019.
Принимая во внимание указанные факты и совокупности обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 96, 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 80 общеразвивающего вида" города Магнитогорска, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Профессиональное аварийно-спасательное формирование "Магнитогорская служба спасения" (ИНН 7444024239), его учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии "<_>"
Члены Комиссии "<_>"
"<_>"
"<_>"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 ноября 2019 г. N 074/06/104-2172/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.11.2019