Резолютивная часть решения объявлена 3 октября 2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме 17 октября 2019 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело N 068/05/28-479/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг без указания лица, оказывающего данные услуги по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в присутствии представителя ООО "Твой Дом" - <_> по доверенности от 23.07.2019,
У С Т А Н О В И Л А:
Тамбовским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе в июне 2019 года установлено, что на рекламном билборде по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 133 размещается информация следующего содержания: "ТВОЙ ДОМ строительная компания. Интернациональная, 16а, здание ВТБ, офис 806. Проект "Классик" от 2,5 млн.руб. <_>, 8<_>. Твойдом68.рф. Ипотека. Материнский капитал. Гарантия".
Лицом, в чьих интересах распространяется вышеуказанная реклама, является ООО "Твой Дом" (392024, г. Тамбов, ул. Ягодная, д. 75, ОГРН: 1166820065257, дата присвоения ОГРН: 05.12.2016, ИНН: 6829127754, КПП: 682901001).
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Поскольку в вышеуказанной рекламе отсутствовало наименования лица, предоставляющего услуги ипотечного кредитования, по признакам нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе в отношении ООО "Твой Дом" возбуждено настоящее дело.
По результатам рассмотрения дела Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация направлена на привлечение внимания к услугам строительной компании "Твой Дом", формирует и поддерживает интерес потребителей к перечисленным в рекламе услугам, следовательно, является рекламой строительной компании, воспользоваться которыми можно при обращении в данную компанию. Реклама размещалась с 10 апреля 2019 по 13 июля 2019 года. В соответствии с актом выполненных работ ООО "Твой Дом", было оплачено изготовление макетов и печать баннера, иных документов на изготовление и размещение рекламы у Общества не сохранилось. Макет рекламного баннера был утвержден лично генеральным директором Общества (пояснения от 02.10.2019 вх. N 6887).
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Отношения, связанные с ипотечным кредитованием, регулируются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке). Согласно статье 2 Закона об ипотеке ипотека может быть установлена в обеспечение обязательства по кредитному договору, по договору займа или иного обязательства, в том числе обязательства, основанного на купле-продаже, аренде, подряде, другом договоре, причинении вреда, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу части 1 статьи 3 Закона об ипотеке ипотека обеспечивает уплату залогодержателю основной суммы долга по кредитному договору или иному обеспечиваемому ипотекой обязательству полностью либо в части, предусмотренной договором об ипотеке. Ипотека, установленная в обеспечение исполнения кредитного договора или договора займа с условием выплаты процентов, обеспечивает также уплату кредитору (заимодавцу) причитающихся ему процентов за пользование кредитом (заемными средствами).
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, должно содержать его фирменное наименование и указание на его организационно-правовую форму.
Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
ООО "Твой Дом" письмом (вх. N 4869 от 25.07.2019) указало, что в спорной рекламе понятия "Ипотека" и "Материнский капитал" используются не как реклама финансовых услуг. Соглашений с кредитными организациями у Общества не имеется. ООО "Твой дом" сотрудничает с клиентами, которые приобретают жильё, используя средства материнского капитала, а также возможно использование кредитных денежных средств с дальнейшим оформлением договора ипотеки (залога). Кроме того, ООО "Твой дом" не является финансовой организацией и не имеет полномочий по предоставлению материнского капитала, поэтому на рекламном щите и не было указано полное наименование организации.
В целях всестороннего рассмотрения дела, объективности оценки содержания рассматриваемой рекламы, а также с целью изучения независимого мнения потребителей Тамбовским УФАС России был проведен анкетированный опрос потребителей в возрасте от 15 до 75 лет.
83,3% опрошенных респондентов (значимое количество) воспринимают данную рекламу строительной компании как рекламу по предоставлению финансовой услуги ипотечного кредитования.
В силу норм Закона о рекламе, реклама финансовых услуг без указания лица, предоставляющего данные услуги запрещена. ООО "Твой Дом" рекламировало финансовую услугу по предоставлению ипотечного кредитования при том, что данная услуга Обществом не оказывалась, договоры о сотрудничестве с кредитными организациями ООО "Твой Дом" не заключались.
С учетом данных обстоятельств факт нарушения требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе, не подтвердился.
В тоже время, подобные действия ООО "Твой Дом" прямо нарушают запрет статьи 5 Закона о рекламе в силу следующего.
В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
В силу пункта 12 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона о рекламе, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Из существа рекламной информации, размещенной на рекламном билборде по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 133 следует, что лицо, разместившее данный баннер преследует цель по привлечению новых клиентов к своей компании и рекламируемым услугам, в том числе, ипотечному кредитованию, в то время как данная услуга Обществом не оказывается.
Указанная реклама является недостоверной, поскольку способна сформировать у потребителей данной рекламы мнение о том, что строительная компания "Твой Дом" оказывает дополнительные услуги помимо строительства домов, и при обращении в данную компанию потребителю могут быть предоставлены дополнительные преимущества с возможностью приобретения жилья в ипотеку без дополнительного обращения в финансовые организации.
Отсутствие сведений в рекламе, что строительная компания не предоставляет услуги ипотечного кредитования, а только сотрудничает с клиентами, которые приобретают жилье с использованием кредитных денежных средств, вводит в заблуждение потребителя рекламы относительно предложенных услуг компании.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что рассматриваемая реклама является недостоверной и нарушает требования пунктов 3,20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.
Статьей 38 Закона о рекламе установлено, что за нарушение требований частей 3,7 статьи 5 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель.
ООО "Твой Дом" письмом от 02.10.2019 вх. N 6887 указало, что 10.04.2019 заключило договор с ИП <_> на изготовление рекламной продукции Общества. Материалы для разработки макета были предоставлены ООО "Твой Дом", макет в последствии утвержден генеральным директором Общества. В соответствии с актом выполненных работ ООО "Твой Дом" было оплачено изготовление макетов и печать баннера, иных документов на изготовление и размещение рекламы у Общества не сохранилось.
ООО "Твой Дом" заключило договор аренды рекламного щита с ООО "ЦПК "Новатор" 19.03.2019. После обнаружения нарушений в рекламе, Общество предприняло все меры по его устранению.
С учетом изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Твой Дом".
Распространение рекламы продолжалось в период с 10 апреля 2019 по 13 июля 2019 года. В настоящее время рекламный баннер демонтирован.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 37-45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "ТВОЙ ДОМ строительная компания. Интернациональная, 16а, здание ВТБ, офис 806. Проект "Классик" от 2,5 млн.руб. 8-905-048-3-000, 8-905-047-77-00. Твойдом68.рф. Ипотека. Материнский капитал. Гарантия", распространявшуюся в период с 10 апреля 2019 по 13 июля 2019 года по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 133, поскольку в ней нарушены требования пунктов 3,20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Предписание не выдавать, в связи с прекращением нарушения.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии К.И. Мурзин
Н.В. Попова
А.Н. Мясникова
Исп. Мясникова Алена Николаевна,
8(4752) 72-93-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 3 октября 2019 г. N 068/05/28-479/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.10.2019