Дата оглашения решения: 16 октября 2019 года город Иваново
Дата изготовления решения: 21 октября 2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: <_>
членов Комиссии: <_>
в присутствии представителей:
Индивидуального предпринимателя <_>,
Департамента здравоохранения Ивановской области (далее - Заказчик): <_>,
ООО "Интеркомтел" (далее - Победитель): <_>,
в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (уведомлен о поступлении жалобы, её содержании, а также о месте и времени рассмотрения жалобы),
рассмотрев жалобу ИП <_>. на действия Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг виртуального центра обработки данных (ВЦОД) и защищенного канала связи для обеспечения функционирования Региональной медицинской информационной системы системы здравоохранения Ивановской области (РМИС СЗ ИО) и тиражирования ее функционала на учреждения здравоохранения Ивановской области в рамках реализации мероприятия: "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) (извещение N0133200001719002826), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
09.10.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ИП <_>. на действия Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг виртуального центра обработки данных (ВЦОД) и защищенного канала связи для обеспечения функционирования Региональной медицинской информационной системы системы здравоохранения Ивановской области (РМИС СЗ ИО) и тиражирования ее функционала на учреждения здравоохранения Ивановской области в рамках реализации мероприятия: "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) (извещение N0133200001719002826).
По мнению Заявителя, документация об электронном аукционе сформирована с нарушениями положений Закона о контрактной системе. Описание объекта закупки содержит неполные сведения, не позволяющие потенциальному участнику закупки надлежащим образом сформировать ценовое предложение, и как следствие, оценить свою возможность исполнить условия контракта. Нарушения прав и законных интересов Заявителя действиями Департамента здравоохранения Ивановской области, заключаются в следующем (доводы жалобы):
Заявитель считает излишним и ограничивающим количество участников закупки требование к содержанию и составу второй части заявки на участие в закупке о наличии лицензий, указанных в п. 31 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации о закупке, или партнерского соглашения (договора) с организацией, имеющей соответствующую лицензию, а также о предоставлении документов, указанных в п. 28 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации о закупке. В жалобе Заявитель по данному доводу указал, что согласно п. 3.2.3 проекта контракта документации о закупке "Исполнитель вправе привлекать к исполнению контракта третьих лиц, не предусмотренных контрактом (соисполнителей). В этом случае Исполнитель несет перед Заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств соисполнителем", в связи с чем, Заказчик, требуя наличие лицензий у Исполнителя, ограничивает его в праве выбора соисполнителя по контракту. Исполнитель может купить услуги связи у любого лица, действующего на территории г. Иванова. По закону купить услугу связи можно только у лица, имеющего соответствующие лицензии, то есть заключить договор с соисполнителем - компанией, не имеющей таких лицензий, не получится, вследствие чего проверки со стороны Заказчика на соответствие соисполнителя нормам российского законодательства не требуется. Учитывая, что из 7 825 записей списка лицензиатов с указанием места действия лицензии "Ивановская область" сети связи на территории города Иванова физически имеют только 5 компаний, получается, что можно приложить лицензии компании, не имеющей сетей связи в г. Иванове, а фактически арендовать канал связи у одной из таких компаний. Партнерское соглашение (договор), по мнению Заявителя, не подтверждают право участника осуществлять лицензируемую деятельность. Если Заказчику необходимо приобрести услугу связи, которую можно купить у действующего лицензиата, не ясно, почему Заказчик проводит закупку на "оказание услуг виртуального центра обработки данных (ВЦОД) и защищенного канала связи для обеспечения функционирования Региональной медицинской информационной системы системы здравоохранения Ивановской области (РМИС СЗ ИО) и тиражирования ее функционала на учреждения здравоохранения Ивановской области в рамках реализации мероприятия: "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)", а не по аренде канала связи или предоставлению иной услуги связи. Также Заявитель полагает излишним следующее требование к Исполнителю, указанное в п. 8 раздела III "Техническое задание" документации о закупке: "Исполнитель должен обладать действующими лицензиями в области защиты информации: лицензией ФСБ России на разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя с видами работ в составе лицензируемого вида деятельности согласно требований Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N313, по пунктам (не менее) 12, 20, 25, 27. Приложения к Положению о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
В п. 4 раздела III "Техническое задание" документации о закупке указано: "доступ к ВЦОД с использованием защищенного канала связи к сети Региональной информационной системы здравоохранения с целью размещения Региональной медицинской информационной системы системы здравоохранения Ивановской области (РМИС СЗ ИО) и тиражирование ее полного функционала на учреждения здравоохранения Ивановской области, подведомственных Департаменту здравоохранения Ивановской области (далее - учреждения здравоохранения) (Приложение N1) в режиме опытной эксплуатации для определения". На запрос о даче разъяснений положений документации о закупке означает ли это, что исполнитель должен арендовать канал связи у действующего на территории г. Иванова оператора связи и установить криптомаршрутизатор для шифрования трафика в этом канале связи, Заказчик ничего не ответил.
В пп. 2 п. 8 раздела III "Техническое задание" документации о закупке указано: "При функционировании виртуальной инфраструктуры на вычислительных мощностях, Исполнитель обязан обеспечить (не менее): обеспечить межсетевое взаимодействие с существующей защищенной сетью МО". На запрос о даче разъяснений положений документации о закупке, где в техническом задании дано описание "существующей защищенной сетью МО", как исполнитель может обеспечить это взаимодействие, если нигде в техническом задании не указаны стандарты и оборудование используемое заказчиком для организации "защищенной сети МО", Заказчик не дал ответа. Между тем, без ответа Исполнитель не может оценить, какое оборудование ему необходимо покупать.
В п. 7 раздела III "Техническое задание" документации о закупке Заказчик указал:
N п/п |
Точка |
Назначение точки присоединения |
Место нахождения точки |
Пропускная способность канала при использовании VPN (скорость шифрования) |
1 |
В |
Точка обмена трафиком, сопряженная с защищенной сетью ЦОД РИСЗ |
г. Иваново, ул. Любимова, д. 1 |
Не менее 2,3 Гбит/с |
2 |
С |
Точка присоединения к Системе-112[1] |
г. Иваново, ул. 10 Августа, д. 19 |
Не менее 10,0 Мбит/с |
Помещение по адресу: г. Иваново, ул. 10 Августа, д. 19 не находится в собственности или оперативном ведении Заказчика и в техническом задании не указано, как исполнитель или его соисполнитель должны осуществить согласование работ по прокладке кабеля (канала связи) в это здание, а также кто будет согласовывать присоединение к Системе-112 и описание этой системы. Между тем, как указывает Заявитель, отсутствие такой информации не позволит участникам закупки сформировать своё предложение.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заявителя дополнительно пояснил, что Заказчику требуются аренда виртуального сервера, аренда сетей и оказание услуг по техническому сопровождению сетей. Не ясно, зачем требуется наличие лицензий, перечисленных в документации о закупке, и что представляет собой партнерское соглашение (договор). Учитывая, что согласно проекту контракта документации о закупке возможно привлечение соисполнителя, а также, по итогам анализа технического задания документации о закупке, достаточно наличия одной лицензии - на оказание услуг связи. Заявитель пояснил, что, по его мнению, не нужны лицензии на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации; услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации; телематические услуги связи, поскольку данные виды услуг не перечислены в техническом задании документации о закупке. Также Заявитель указал, что не нужна лицензия ФСБ. Де-юре соглашение и договор одно и тоже, но гражданское законодательство предусматривает формы договоров и не ясно как будет расценено такое соглашение при рассмотрении вопроса на соответствие требованиям документации о закупке. Отсутствие в документации о закупке понятия "партнерского соглашения" вносит неясность в оценку вторых частей заявок.
На вопрос председателя Комиссии Ивановского УФАС России о том, нужны ли перечисленные лицензии согласно нормам действующего законодательства на оказание закупаемых Заказчиком услуг, представитель Заявителя ответил, что нужны.
Представители Заказчика по первому доводу жалобы на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснили, что требование указанных в документации о закупке лицензий обусловлено предметом закупки и положениями действующего законодательства. Возможность представления партнерского соглашения (договора) с организацией, имеющей соответствующую лицензию или лицензии было установлено с целью расширения круга потенциальных участников закупки, поскольку если участник закупки сам не имеет лицензий либо какую-либо из перечисленных в документации о закупке лицензий, он может заключить партнерское соглашение (договор) с организацией, имеющей соответствующую лицензию или лицензии. Данный вопрос был задан и Заказчиком даны соответствующие разъяснения положений документации о закупке. Лицензия ФСБ необходима, так как объектом закупки предусмотрены защищенные каналы связи, по которым передаются персональные данные пациентов, их передача в открытых каналах связи не соответствует нормам Федерального закона от 27.07.2006 N152-ФЗ "О персональных данных", а также обеспечению врачебной тайны. Заказчику необходим комплекс услуг, а не только услуги по передаче данных, как полагает Заявитель. Согласно нормам закона по интеграции всех оперативных служб в Систему-112 Заказчик должен обеспечить интеграцию в Систему-112. Относительно функционирования Системы-112, в ней передается голос и информация (карточка вызова). Заказчик должен разработать модель угроз и согласовать её с ФСБ России, таким образом, для выполнения работ, предусмотренных объектом закупки, нужна лицензия ФСБ.
По второму доводу жалобы представители Заказчика пояснили, что Заказчику неважно, каким образом, участник закупки будет выполнять работы по контракту, это должен решить сам Исполнитель: нужна ли ему для оказания услуг по контракту аренда канала связи и установка криптомаршрутизатора или же в этом нет необходимости, на что и указано Заказчиком в ответе.
По третьему доводу жалобы представители Заказчика указали, что ими даны разъяснения положений документации о закупке.
По четвертому доводу жалобы представители Заказчика пояснили, что здание по адресу: г. Иваново, ул. 10 Августа, д. 19 находится в собственности Ивановской области. Все вопросы по эксплуатации данного здания уполномочен решать Заказчик. Учитывая, что иного в документации о закупке не установлено, работы по согласованию работ прокладке кабеля сметой не предусмотрены, обязанность по согласованию работ по прокладке кабеля (канала связи) на Исполнителя по контракту не возложена, не ясно, каким образом указанное препятствует формированию ценового предложения участниками закупки. Все согласования будет осуществлять Заказчик, поскольку документацией о закупке такие обязанности не были возложены на Исполнителя.
Представитель Победителя по первому доводу жалобы пояснил, что, по его мнению, все установленные Заказчиком лицензии необходимы для оказания услуг, предусмотренных объектом данной закупки. Так, в рамках данной закупки необходимы, кроме лицензии на услуги связи по предоставлению каналов связи, также лицензии на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации и на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации. Лицензия на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации необходима, когда в трафике идет передача голоса. В случае с интеграцией с Системой-112 осуществляется передача голосовой информации, то есть оператор Системы-112 переадресует принятый им вызов на услугу скорой помощи, которая входит в организационную систему здравоохранения Ивановской области. В рамках функционирования медицинской информационной системы, оператор должен перенаправлять поступающие голосовые вызовы, то есть медицинская система должна распознать, к какому оператору скорой помощи направится передаваемая карточка, туда же должен прийти и голосовой вызов. Кроме того, система работает так, чтобы оператор, поставленный на удержание в Системе-112 вызов мог передать его затем другим службам: в МВД, пожарно-спасательную службу и др. Поэтому лицензия на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации необходима. Лицензия на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации необходима в принципе, поскольку установлено, что будут передаваться данные, и для этого, соответственно и необходима такая лицензия. Лицензия на телематические услуги связи необходима и, учитывая предмет закупки, её наличие будет требоваться при проверке Роскомнадзором. Таким образом, по мнению Победителя, для оказания услуг в рамках рассматриваемой закупки Исполнителю по контракту необходимы все лицензии. Победителю, исходя из предмета закупки понятно, что партнерское соглашение, о котором идет речь в документации о закупке, по своей сути, представляет рамочное соглашение, в соответствии с которым одна сторона готова предоставить услуги. В таком случае соответствующими лицензиями будет обладать соисполнитель по контракту. Данное рамочное соглашение по существу подтвердит для Заказчика привлечение исполнителем по контракту соисполнителя, который обладает необходимыми согласно документации о закупке лицензиями.
По четвертому доводу жалобы Победитель пояснил, что у него не возникло вопросов каким образом необходимо выполнить работы по вхождению в здание и необходимые согласования.
Рассмотрев документы, представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом, заслушав представителей Заявителя, Заказчика, Победителя, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
30.09.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) были размещены извещение N0133200001719002826 о проведении электронного аукциона на оказание услуг виртуального центра обработки данных (ВЦОД) и защищенного канала связи для обеспечения функционирования Региональной медицинской информационной системы системы здравоохранения Ивановской области (РМИС СЗ ИО) и тиражирования ее функционала на учреждения здравоохранения Ивановской области в рамках реализации мероприятия: "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) и документация о закупке.
Согласно Извещению и документации о закупке, протоколу, составленному в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 5 525 338 руб.;
2) дата и время окончания подачи заявок - 10.10.2019 08:00;
3) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 11.10.2019;
4) дата проведения аукциона в электронной форме - 14.10.2019;
5) согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 11.10.2019 N0133200001719002826-1 на участие в закупке подана одна заявка - ООО "ИНТЕРКОМТЕЛ", которая признана соответствующей требования Закона о контрактной системе и документации о закупке, электронный аукцион признан несостоявшимся.
По первому доводу Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 66 вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3-9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Данное требование установлено Заказчиком в п. 26 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации о закупке.
В п. 28 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации о закупке указан исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. В частности установлено, что "Исполнитель должен обладать действующими лицензиями на осуществление деятельности в области оказания услуг связи:
- Лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) на осуществление деятельности в области оказания услуг связи с местом действия на территории РФ, на которой располагаются объекты Заказчика, для следующих услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии и перечней лицензионных условий" (далее-Постановление):
- Услуги связи по предоставлению каналов связи (п.13 Постановления);
- Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (п.14 Постановления);
- Услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (п.15 Постановления);
- Телематические услуги связи (п.16 Постановления).
(в соответствии с п. 1 ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 г. N126-ФЗ "О связи" и п. 36 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности")
Исполнитель должен обладать действующими лицензиями в области защиты информации:
- Лицензия ФСБ России на разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя с видами работ в составе лицензируемого вида деятельности согласно требований Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 313, по пунктам 12, 20, 25, 27. Приложения к Положению о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)
- Лицензия ФСТЭК России на осуществление деятельности, предусмотренной п. "е" ч. 4 Положения "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации"
или партнерское соглашение (договор) с организацией, имеющей соответствующую лицензию, со сроком действия на весь период действия Контракта.
(в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности")".
В п. 31 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации о закупке определен, что обозначенные выше лицензии или партнерское соглашение (договор) с организацией, имеющей соответствующую лицензию, должны быть представлены в составе второй части заявки.
В п. 8 раздела III "Техническое задание" документации о закупке указано, что "Исполнитель должен обладать действующими лицензиями в области защиты информации: лицензией ФСБ России на разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя с видами работ в составе лицензируемого вида деятельности согласно требований Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N313, по пунктам (не менее) 12, 20, 25, 27. Приложения к Положению о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
Согласно п. 3.2.3 проекта контракта документации о закупке "Исполнитель вправе привлекать к исполнению контракта третьих лиц, не предусмотренных контрактом (соисполнителей). В этом случае Исполнитель несет перед Заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств соисполнителем".
Исходя из документации о закупке, а также пояснений Заказчика, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, установлено, что Заказчику необходим комплекс услуг, а не только услуги по передаче данных, или предоставлению иной услуги связи, как указывает Заявитель.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В соответствии с п. 13, 14, 15, 16 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии и перечней лицензионных условий (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N87) указаны:
- услуги связи по предоставлению каналов связи;
- услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;
- услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;
- телематические услуги связи.
В п. 12, 20, 25, 27 Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств (приложение к Положению о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N313) указано:
- монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации;
- работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- предоставление услуг по шифрованию информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей;
- предоставление юридическим и физическим лицам защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств каналов связи для передачи информации.
Согласно п. "е" ч. 4 Положения "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензированию подлежат услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).
Исходя из технического задания документации о закупке, перечисленные услуги входят в объект рассматриваемой закупки. Требования о наличии указанных лицензий соответствуют положениям действующего законодательства РФ.
Таким образом, Комиссией Ивановского УФАС России не выявлено излишних требований к участникам закупки, а также требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России фактически признал, что наличие перечисленных выше лицензий обусловлено положениями действующего законодательства РФ и необходимо для выполнения работ, предусмотренных объектом закупки.
В жалобе заявителем, а также его представителем на заседании Комиссии Ивановского УФАС России не указано, какую неясность вносит возможность представления в составе второй части заявки партнерского соглашения (договора) с организацией, имеющей соответствующую лицензию либо лицензии. Между тем, ни в п. 14 раздела I "Условия проведения аукциона в электронной форме" документации о закупке, устанавливающем порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, ни в иных положениях документации о закупке не установлено положений, вносящих неясность в оценку аукционной комиссией партнерского соглашения (договора) с организацией, имеющей соответствующую лицензию либо лицензии, при рассмотрении вторых частей заявок участников закупки. Заявитель не доказал, что предусмотренная Заказчиком возможность предоставления партнерского соглашения (договора) с организацией, имеющей соответствующую лицензию, является излишней, а также не обосновал, каким образом такая возможность ограничивает круг участников закупки.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе, в связи с чем, первый довод жалобы признает необоснованным.
По второму доводу жалобы Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В п. 4 раздела III "Техническое задание" документации о закупке указано: "доступ к ВЦОД с использованием защищенного канала связи к сети Региональной информационной системы здравоохранения с целью размещения Региональной медицинской информационной системы системы здравоохранения Ивановской области (РМИС СЗ ИО) и тиражирование ее полного функционала на учреждения здравоохранения Ивановской области, подведомственных Департаменту здравоохранения Ивановской области (далее - учреждения здравоохранения) (Приложение N1) в режиме опытной эксплуатации для определения".
Согласно данным с официального сайта, 07.10.2019 Заказчиком в ответ на запрос о даче разъяснений положений документации о закупке означает ли формулировка "доступ к ВЦОД с использованием защищенного канала связи", что исполнитель должен арендовать канал связи у действующего на территории г. Иванова оператора связи и установить криптомаршрутизатор для шифрования трафика в этом канале связи, размещены разъяснения положений документации о закупке, в которых, в частности, указано, что положения Закона о контрактной системе не накладывают на Заказчика обязанность оценивать возможности участников закупки.
Как указано выше, представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России также пояснили, что для Заказчика не имеет значения, каким образом, участник закупки будет выполнять работы по контракту, это должен решить сам исполнитель. Представитель Победителя в качестве примера на заседании Комиссии Ивановского УФАС России разъяснил, что если услуги будет оказывать сам оператор связи, у которого есть все предусмотренные документацией о закупке лицензии, ему не потребуется аренда канала связи.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что разъяснения положений документации о закупке Заказчиком даны, в действиях Заказчика не установлено нарушения норм Закона о контрактной системе, в связи с чем второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает необоснованным.
По третьему доводу жалобы Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.
В пп. 2 п. 8 раздела III "Техническое задание" документации о закупке указано: "При функционировании виртуальной инфраструктуры на вычислительных мощностях, Исполнитель обязан обеспечить (не менее): обеспечить межсетевое взаимодействие с существующей защищенной сетью МО".
Согласно данным с официального сайта, 07.10.2019 Заказчиком в ответ на запрос о даче разъяснений положений документации о закупке, где в техническом задании дано описание "существующей защищенной сетью МО", как исполнитель может обеспечить это взаимодействие, если нигде в техническом задании не указаны стандарты и оборудование используемое заказчиком для организации "защищенной сети МО", размещены разъяснения положений документации о закупке, в которых указано, что для связи с защищенной сетью МО предполагается использовать интерфейс связи стандарта IEEE 1000Base-T, Заказчик не ограничивает исполнителя в проведении соответствующих организационно-технических мер при оказании услуг.
В техническом задании документации о закупке имеется указание на ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014 "Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 151. Руководство по проектированию пользовательских интерфейсов сети Интернет". Согласно п. 6 технического задания документации о закупке Исполнитель предоставляет и обеспечивает функционирование ВЦОД с обобщенными характеристиками со значениями, указанными в Таблице 1. В таблице 1 серди прочих показателей имеются "сетевые интерфейсы", "количество сетевых интерфейсов пропускной способностью не ниже 10 Гб/с на каждом сервере". Также в техническом задании документации о закупке имеется указание на интерфейс связи IEEE 10GBASE.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что Заказчиком даны разъяснения положений документации о закупке в ответ на обозначенный запрос, в действиях Заказчика не установлено нарушения норм Закона о контрактной системе, в связи с чем третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает необоснованным.
По четвертому доводу жалобы Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.
В п. 7 раздела III "Техническое задание" документации о закупке Заказчик указал:
N п/п |
Точка |
Назначение точки присоединения |
Место нахождения точки |
Пропускная способность канала при использовании VPN (скорость шифрования) |
1 |
В |
Точка обмена трафиком, сопряженная с защищенной сетью ЦОД РИСЗ |
г. Иваново, ул. Любимова, д. 1 |
Не менее 2,3 Гбит/с |
2 |
С |
Точка присоединения к Системе-112[2] |
г. Иваново, ул. 10 Августа, д. 19 |
Не менее 10,0 Мбит/с |
Исходя из пояснений Заказчика, все необходимые согласования, если они требуются, нужно осуществлять с Заказчиком, иного документацией о закупке не предусмотрено. При этом установлено, что документацией о закупке на Исполнителя по контракту не возложена обязанность согласования работ по прокладке кабеля (канала связи) в здание по адресу: г. Иваново, ул. 10 Августа, д. 19, выполнения работ по присоединению к Системе-112, в связи с чем, не ясно, как отсутствие такой информации в документации о закупке может препятствовать формированию участниками закупки своего предложения.
В ответ на вопрос председателя Комиссии Ивановского УФАС России, для чего Исполнителю по контракту необходимо описание Системы-112, представитель Заявителя ответить не смог. Обоснование необходимости наличия такого описания в жалобе Заявителем также не приведено.
Между тем, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" Правительством Российской Федерации утверждено Положение о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 N958), которое находится в свободном доступе. В данном Положении определено, что Система-112 предназначена для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, а также приведены цели, структура, порядок создания и функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
На основании указанного, не ясно, каким образом отсутствие описания Системы-112 в документации о закупке может препятствовать формированию участником закупки своего предложения.
Исходя из изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе, в связи с чем четвертый довод жалобы признает необоснованным.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП <_> на действия Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг виртуального центра обработки данных (ВЦОД) и защищенного канала связи для обеспечения функционирования Региональной медицинской информационной системы системы здравоохранения Ивановской области (РМИС СЗ ИО) и тиражирования ее функционала на учреждения здравоохранения Ивановской области в рамках реализации мероприятия: "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) (извещение N0133200001719002826) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
[1] Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"
[2] Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 16 октября 2019 г. N 037/06/105-395/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.10.2019