Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Золина Г.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; Ивакина А.И. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции; Табулова Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N 27 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту, указывающему на наличие в действиях ЧУ ОДПО "ЦМФО" /355040, г. Ставрополь, ул. Тухачевского, д. 20/2, ИНН 2635226692, КПП 263501001, ОГРН 1172651006330, зарегистрировано в качестве юридического лица 24.03.2017/ признаков нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе",
в присутствии представителей ЧУ ОДПО "ЦМФО" <_>,
У С Т А Н О В И Л А:
В результате осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены нарушения Федерального закона "О рекламе".
28.02.2019 в г. Ставрополь на фасаде здания по адресу ул. Тухачевского 20/2 был зафиксирован факт распространения рекламы в трех местах следующего содержания:
1. "Клиника реконструктивной стоматологии. Хирургическая стоматология. Ортодонтия. Имплантация зубов. Эстетическая реставрация. Профессиональная гигиена полости рта. Эндодонтия. Пародонтология. Терапевтическая стоматология. функциональная диагностика. Протезирование_".
2. "Хирургическая стоматология. Имплантация зубов. Эстетическая реставрация. Эндодонтия_".
В данной рекламе медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению.
3. "Клиника реконструктивной стоматологии. Хирургическая стоматология. Ортодонтия. Имплантация зубов. Эстетическая реставрация. Профессиональная гигиена полости рта. Эндодонтия. Пародонтология. Терапевтическая стоматология. функциональная диагностика. Протезирование. *имеются противопоказания, необходима консультация специалиста_".
В данной рекламе медицинских услуг присутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов, но оно занимает менее 5% рекламной площади.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является Частное учреждение организация дополнительного профессионального образования "Северо-Кавказский клинико-образовательный центр непрерывного медицинского и фармацевтического образования" (ЧУ ОДПО "ЦМФО") /355040, г. Ставрополь, ул. Тухачевского, д. 20/2, ИНН 2635226692, КПП 263501001, ОГРН 1172651006330, зарегистрировано в качестве юридического лица 24.03.2017/.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
Таким образом, в действиях ЧУ ОДПО "ЦМФО" усматриваются нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в распространении рекламы медицинских услуг без надлежащего указания предупреждения о возможных противопоказаниях, необходимости получения консультации со специалистом.
06.05.2019 в адрес Ставропольского УФАС России поступили письменные пояснения представителя ЧУ ОДПО "ЦМФО", в которых указано, что часть 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" не распространяется на рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники. Также представитель Учреждения считает, что нарушение, допущенное ЧУ ОДПО "ЦМФО", является малозначительным. ЧУ ОДПО "ЦМФО" устранило указанные нарушения и представило доказательство в материалы дела (вх. N3438 от 06.05.2019).
Комиссия, изучив доводы Общества и материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Требования части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Поскольку реклама размещена на фасаде здания, распространенная ЧУ ОДПО "ЦМФО" информация адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к медицинским услугам, оказываемым Обществом.
Целевым назначением спорной рекламы, является именно продвижение оказываемых медицинских услуг ЧУ ОДПО "ЦМФО".
В пункте 22 Постановления Пленума высшего арбитражного суда РФ от 08.10.2012 N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона "О рекламе" указано, согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказания к их применению.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.10.2017 N804н:
- А14.07.003 - гигиена полости рта и зубов;
- А14.07.008 - Обучение гигиене полости рта и зубов индивидуальное, подбор средств и предметов гигиены полости рта;
- А16.07.003 - восстановление зуба вкладками, виниром, полукоронкой;
- А16.07.004 - протезирование зуба с использованием имплантата;
- А16.07.023 - протезирование зубов полными съемными пластиночными протезами;
- А16.07.051 - профессиональная гигиена полости рта и зубов;
- А16.07.050 - профессиональное отбеливание зубов;
- А16.07.048 - ортодонтическая коррекция с применением брекет-систем и др.
ЧУ ОДПО "ЦМФО" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии NЛО-26-01-004594 от 20.08.2018 по адресу ул. Тухачевского, д. 20/2.
При таких обстоятельствах, распространенная ЧУ ОДПО "ЦМФО" информация является рекламной медицинских услуг и привлекает внимание неопределенного круга лиц.
У ЧУ ОДПО "ЦМФО" имелась возможность обеспечить соблюдение законодательства о рекламе при распространении рекламы, но общество не приняло к тому разумных и адекватных мер, не проявило должную степень заботливости и осмотрительности, не организовало соответствующий контроль за соблюдением требований действующего законодательства.
Право потребителя на получение информации о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, закрепленное в части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", обеспечивает защиту законных интересов потребителя в момент восприятия рекламы медицинских услуг, т.е. задолго до того момента, как потребитель обратится в медицинское учреждение за оказанием медицинских услуг.
Требование законодательства о необходимости сопровождать соответствующую рекламу предупреждением о наличии противопоказаний обусловлено необходимостью защиты здоровья граждан, которые в силу отсутствия специальных знаний объективно лишены возможности адекватно оценивать последствия для своей жизни и здоровья использования рекламируемых лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг.
Таким образом, в рекламе распространенной ЧУ ОДПО "ЦМФО" допущены нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в распространении рекламы медицинских услуг без надлежащего предупреждения о наличии противопоказаний к их применению.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ЧУ ОДПО "ЦМФО" /355040, г. Ставрополь, ул. Тухачевского, д. 20/2, ИНН 2635226692, КПП 263501001, ОГРН 1172651006330, зарегистрировано в качестве юридического лица 24.03.2017/ поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе".
В связи с тем, что ЧУ ОДПО "ЦМФО" /355040, г. Ставрополь, ул. Тухачевского, д. 20/2, ИНН 2635226692, КПП 263501001, ОГРН 1172651006330, зарегистрировано в качестве юридического лица 24.03.2017/ на момент рассмотрения дела демонтировало спорную рекламу, основания для выдачи предписания о прекращении нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ "О рекламе" отсутствуют.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 21.05.2019. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Г.В. Золина
Члены Комиссии А.И. Ивакина
Д.А. Табулова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 13 мая 2019 г. N 026/04/14.3-396/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.05.2019