Резолютивная часть решения объявлена 22.11.2019 г.
Полный текст решения изготовлен 06.12.2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Дегтярева Р. В. - заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Сафронова О.А. - начальник отдела контроля органов власти;
Бабакова Ю.С. - заместитель начальника отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N71/2019 от 10.04.2019 по признакам нарушения АО "Южное научное-производственное объединение по морским геологоразведочным работам" (ул.Крымская, д.20, г.Геленджик, Краснодарский край, 353461) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии на заседании представителя АО "Южморгеология" - Баевой Н.А. (доверенность N23АА8549042 от 26.07.2018 г.),
УСТАНОВИЛА:
Краснодарским УФАС России рассмотрены обращения ООО "ГЕО 55" и Ю.В. Печкуровой, поступившие из Московского УФАС России, на действия АО "Южморгеология" при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по обеспечению научно-исследовательских работ в акватории Карского моря с использованием судна для нужд АО "Южморгеология" (далее - запрос предложений).
Извещением N 31806449643 в последней редакции от 16.05.2018 г. по Лоту N4 объявлен запрос предложений 04 мая 2018 года (изменения в документацию были внесены 16 мая 2018 г.).
Дата окончания подачи заявок 21 мая 2018 года.
В извещении о закупке указана дата рассмотрения и подведения итогов 08 июня 2018 в 23:59 (МСК).
В закупочной документации указана дата подведения итогов 15 июня 2018 года.
Участник закупочной процедуры ООО "ГЕО 55" в полном соответствии с требованиями документации подал заявку на участие в запросе предложений по Лоту N4.
Итоги были подведены 22 июня 2018 года и опубликованы 13 июля 2018 года.
ООО "ГЕО 55" был признан единственным допущенным участником.
В 2018 году ОАО "Росгеология" было объявлено два конкурса одинаковые по техническому заданию и составу флота, но разные по географическим координатам участков работ. Срок выполнения работ: в акватории Карского моря с 01.07.2018-03.10.2018 г. (95 суток) в акватории Обской губы Карского моря с 01.07.2018 - 20.10.2018 г. (112 суток).
Согласно тех.заданию на каждый объект требовалось по 6 судов: Лот 1 - раскладчик; Лот 2 - раскладчик; Лот 3 - раскладчик; Дот 4 - источник; Лот 5 - база; Лот 6 - пингеровщик.
По схеме работ, разработанной АО "Южморгеология", ключевыми судами являются лот 4,5. Без этих судов, по мнению Заявителей, работа всей связки невозможна.
После подведения итогов и размещения информации о заключении договора по Лоту N4 с ООО "ГЕО 55", организатор закупки опубликовал протокол N369-3K об отказе проведения закупочной процедуры по лоту N4.
Исходя из требований Положения о закупке организатора торгов, отказ от проведения процедуры может происходить в любое время до окончания срока подачи заявок пп. 5 п. 2.3.5 Положения.
Следовательно, отказаться от проведения процедуры после подведения итогов и выбора победителя заказчик не имел права, руководствуясь своим Положением о закупках.
На основании ч.5,6,7 ст. 3.2. Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
Решение об отмене конкурентной закупки размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения. По истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, Организатором торгов нарушены требования законодательства и положения о закупках.
Основанием отказа указан п. 1.2.3 Положения о закупках, который распространяется на закупочные процедуры у СМП, обжалуемая закупка к данной категории не относится (п. 5 Информационная карта 31 документации).
В свою очередь, заказчиком был заключен договор с единственным поставщиком.
Согласно протоколу N25/07/1 от 25.07.2018 г. закупочная комиссия заказчика постановила признать предложение по осуществлению Услуг НИР в прибрежной зоне п-ва Ямал и п-ва Гыданский (акватория Карского моря) обоснованным и заключить договор с ООО "МК "Максима" (т/х Десна) цена 62 958 400 руб.
В техническом задании и договоре заменены слова "судно-источник" на "судно-обеспечение". В указание места проведения работ "в акватории Карского моря" на "прибрежная зона п-ва Ямал и п-ва Гыданский". Что по своей сути, является одним и тем же судном и местом проведения работ.
Приказом врио руководителя Краснодарского УФАС России N40 от 20.02.2019 возбуждено дело N 71/2019 по признакам нарушения АО "Южное научное-производственное объединение по морским геологоразведочным работам" части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в неправомерном отказе от заключения договора с ООО "ГЕО 55" по результатам проведения закупочной процедуры по лоту N4 извещение N 31806449643 и впоследствии заключения договора с ООО "МК "Максима" как с единственным поставщиком.
Определением от 07.03.2019 о назначении дела N71/2019 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение дела назначено на 15.04.2019 г.
Определением от 15.04.2019 об отложении рассмотрения дела N71/2019 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение дела назначено на 21.05.2019.
Определением от 21.05.2019 об отложении рассмотрения дела N71/2019 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение дела назначено на 14.06.2019.
Определением от 21.05.2019 о продлении срока рассмотрения дела N71/2019 срок рассмотрения дела продолен до 07.12.2019 г.
Определением от 14.06.2019 об отложении рассмотрения дела N71/2019 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение дела назначено на 08.07.2019.
Определением от 08.07.2019 об отложении рассмотрения дела N71/2019 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение дела назначено на 09.09.2019
Определением от 09.09.2019 в целях выдачи заключения об обстоятельствах дела N 71/2019 рассмотрение дела отложено на 19.11.2019.
19.11.2019 Комиссией Краснодарского УФАС России объявлен перерыв до 22.11.2019 г.
21.11.2019 Краснодарским УФАС России получены возражения АО "Южморгеология" на заключение об обстоятельствах дела N71/2019.
Комиссия, в полном объеме изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле N71/2019 доказательства, выслушав пояснения ответчика по данному делу, установила следующее.
Согласно протоколу заседания Центральной закупочной комиссии АО "Росгео" по закупкам товаров, работ, услуг N326-3K от 22.06.2018 в обжалуемой закупке по лоту N4 были поданы 4 заявки, вместе с тем только одна заявка (ООО "ГЕО 55") была допущена к участию в запросе предложений, 3 заявки не были допущены к участию в закупке как несоответствующие техническому заданию.
В соответствии с ч.9 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) для осуществления конкурентной закупки Заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ.
В соответствии с п. 7.1.1 Положения о закупках АО "Росгео", открытый запрос предложений применяется, если Предметом закупки является поставка Продукции, минимальные требования при закупке которой могут быть установлены и формализованы Заказчиком (в том числе требования к Участнику закупки, к Продукции, к условиям Договора), но принятие решения о выборе Поставщика по наименьшей цене нецелесообразно, так как при этом не учитываются предпочтения Заказчика в части характеристик Продукции и/или иных условий Закупочной процедуры. Запрос предложений подразумевает определение Победителя, подавшего наилучшее предложение в соответствии с требованиями Извещения и Закупочной документации.
Согласно п. 15.2.15 Положения о закупках АО "Росгео", в случае если по окончании срока подачи Заявок Участников в Закупочной процедуре подана только одна Заявка Участника или только одна Заявка Участника соответствует требованиям и условиям, предусмотренным Закупочной документацией, по решению Заказчика возможно:
а) повторное проведение сбора Заявок Участников на срок в соответствии с Закупочной документацией для первоначального сбора Заявок Участников или на минимальный срок в соответствии с настоящим Положением;
б) заключение Договора с Участником закупки, подавшим данную Заявку Участника, на условиях, указанных в Закупочной документации и Заявке Участника;
в) отказ от проведения Закупки.
Установлено, что по Лоту N4 были поданы 4 заявки, вместе с тем только одна заявка (ООО "ГЕО 55") была допущена к участию в запросе предложений, 3 заявки не были допущены к участию в закупке как несоответствующие техническому заданию.
Протоколом N369-ЗК от 02.07.2018 г. заседания Центральной закупочной комиссии Акционерного общества "Росгеология" по закупкам товаров, работ, услуг принято решение об отказе от проведения закупочной процедуры на оказание комплекса по обеспечению научно - исследовательских работ в акватории Карского моря с использованием судна услуг (судно-источник) для нужд АО "Южморгеология".
Установлено, что согласно Положению о закупке АО "Росгео" (п. 10.1) под закупкой у единственного Поставщика понимается способ осуществления закупки, при котором Заказчик предлагает конкретному Поставщику (исполнителю, подрядчику) заключить Договор.
Закупки у единственного Поставщика подразделяются на две группы.
К первой группе относятся закупки, которые осуществляются с рассмотрением Закупочной комиссией. Для проведения такой закупки подготавливается обоснование выбора способа "закупка у единственного Поставщика" с указанием потенциального Поставщика (исполнителя, подрядчика), Предмета закупки и цены (стоимости) Договора.
Согласно пп.22 п.10.4 раздела 10 Положения о закупке АО "Росгео" к закупке первой группы относится в том числе закупка при наличии срочной потребности в Продукции, когда во исполнение государственных или иных контрактов (договоров) имеется риск нарушения условий таких контрактов (договоров) и поставка Продукции должна быть осуществлена в меньшие сроки, чем возможно это сделать при проведении конкурентной закупки.
Протоколом Заседания Закупочной комиссии АО "Южморгеология" от 25.07.2018 г. N25/07/1 предложение по осуществлению закупки услуг по обеспечению научно - исследовательских работ в прибрежной зоне п-ва Ямал и п-ва Гыданский (акватория Карского моря) признано необходимым и обоснованным.
Согласно вышеуказанному протоколу закупка указанных услуг необходима для обеспечения научно - исследовательских работ в прибрежной зоне п-ва Ямал и п-ва Гыданский (акватория Карского моря) с использованием судна (ТБС "Десна") в рамках исполнения обязательств по договору от 24.04.2017 N31/2017-ЮЛ по объекту "Выполнение морских сейсморазведочных работ 3D в транзитной зоне на Нярмейском, Скуратовском и Белоостровском лицензионных участках Карского моря".
Основанием для выбора ООО "МК "Максима", как единственного источника, являлась невозможность проведения торговых и неторговых процедур, в связи со срочной потребностью в судне для обеспечения НИР в акватории Карского моря.
Вместе с тем, согласно ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Вышеуказанная статья устанавливает правовые основы антимонопольного контроля в отношении порядка заключения договора посредством определенных конкурентных процедур. Существо антимонопольных требований к участникам соответствующих правоотношений заключается в том, что названные в статье способы заключения договора - торги, запрос котировок и запрос предложений - являются конкурентными, то есть выбор победителя, с которым будет заключен договор, осуществляется в строгом соответствии с правилами, установленными законом и утвержденными заказчиком и (или) организатором данных процедур.
Заключение договора с единственным поставщиком не является конкурентной процедурой, следовательно не может квалифицироваться как нарушение ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Решение об отказе от проведения Закупки по извещению N31806449643 принято не АО "Южморгеология", а АО "Росгеология".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 41.1, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела N71/2019 в связи с отсутствием факта нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых действиях АО "Южморгеология".
Председатель Комиссии: Р.В. Дегтярева
Члены Комиссии: О.А. Сафронова
Ю.С. Бабакова
Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 ноября 2019 г. N 71/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.12.2019