Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при
проведении закупки "Текущий ремонт буксира/судна снабжения/судна специального назначения "Федор Урюпин"" (извещение N31908542292) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а также в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Феодосийский судомеханический завод" (далее - Положение).
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
\x{feff}Согласно доводу жалобы Заявителя:
"В извещении и документации о закупке N 31908542292 установлено квалификационное требование к участникам закупки, составляющее 111,11% от НМЦ договора. По мнению Заявителя, организатор закупки неправомерно установил в Положении о закупках и в документации в качестве критерия допуска к участию в закупке требования о наличии опыта выполнения работ по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее 111,11 % от НМЦ договора".
Пунктом 16.2. раздела 2 "Информационная карта запроса котировок" документации о запросе котировок установлены следующие обязательные требования к квалификации участников:
"16.2.1. Наличие за последние два года, предшествующие размещению информации о закупке на официальном сайте и сайте Заказчика, опыта выполнения одноименных (аналогичных) работ не менее двух и не более пяти аналогичных предмету Закупки, общей стоимостью не менее 100 000 000 (сто миллионов) рублей. Конкретное количество выполнения одноименных (аналогичных) работ, необходимо представить в составе заявки (форма N 4.7 Раздела 4 Извещения). Участник должен подтвердить свое соответствие путем представления копий Договоров и актов выполненных работ.
Одноименными (аналогичными) работами будут считаться работы по выполнению доковых, классификационных ремонтов судов, включая ремонты винто-рулевых комплексов судов и другие работы, указанные в ремонтной ведомости.
16.2.2 Наличие у участника стационарного или плавучего судоподъёмного сооружения, а именно стационарного - сухого (наливного) или плавучего дока, необходимого для выполнения работ по предмету Закупки. В целях подтверждения наличия указанных Производственных мощностей, участник должен приложить скан-копию действующего на момент проведения процедуры договора на судоподъемное сооружение на период не менее срока ремонта судна, либо скан-копию свидетельства о праве собственности судоподъемного сооружения, которого должны обеспечить беспрепятственную постановку ремонтируемого судна. Параметры судна для постановки в док: длина наибольшая - 72,5 м; ширина наибольшая - 17,0 м; высота борта до - 7,5 м; осадка порожнем - 3,7 м; осадка в грузу - 6,4-м; валовая вместимость чистая - 876р.т., полная 2921,0 р.т.; доковый вес 2940,7т".
Согласно извещению о проведении запроса котировок в электронной форме начальная (максимальная) цена контракта составляет 90 000 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 5.3.2. "Требования к квалификации участников" Положения ГУП РК "Феодосийский судомеханический завод" установлено:
"5.3.2.1. К участникам инициатор Закупки Заказчик вправе предъявить следующие измеряемые требования к квалификации:
Наличие квалифицированного персонала. В случае применения данного требования в документации о закупке должно быть установлено минимально необходимое количество квалифицированного персонала, конкретные требования к его квалификации и конкретный перечень документов, которыми участник подтверждает соответствие данному требованию;
наличие производственных мощностей, технологий. В случае применения данного требования в документации о закупке должно быть установлено, какими именно мощностями, технологиями должен обладать участник, конкретные требования, которым они должны отвечать и конкретный перечень документов, которыми участник подтверждает соответствие данному требованию;
наличие за последние три года, предшествующие размещению информации о закупке на официальном сайте и сайте Заказчика, опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, общей стоимостью не менее пятидесяти процентов начальной (максимальной) цены договора, установленной документацией о закупке. Конкретное количество поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых к представлению в составе заявки, устанавливается в документации о закупке. Участник должен подтвердить свое соответствие путем представления копий Договоров и актов выполненных работ (оказанных услуг, о приемке поставленного товара). Данное требование может быть изменено по согласованию с Управлением закупок в сторону смягчения данных квалификационных требований. При этом в документации о закупке должно быть указано, какие товары, работы, услуги будут считаться аналогичными закупаемым товарам, работам, услугам.
наличие в рейтингах национальных рейтинговых агентств, аккредитованных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
наличие статуса официального (авторизованного) дилера (поставщика);
наличие действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества).
5.3.2.2. Требования, предусмотренные подпунктами 4-6 пункта 5.3.2.1. настоящего Положения, должны соответствовать предмету договора и устанавливаться по согласованию с Управлением закупок".
Комиссией Крымского УФАС России установлено, что Заказчиком в пункте 16.2.1. документации о Закупке установлено обязательное требование к квалификации участников Закупки не в соответствии с Положением ГУП РК "Феодосийский судомеханический завод". Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно второму доводу жалобы Заявителя:
"требование о том, что каждое из лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, должно удовлетворять требованиям, изложенным в пункте 16.1 раздела 2 "Информационная карта запроса котировок", противоречит пункту 5.7.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Феодосийский судомеханический завод", согласно которому в случае участия в закупке нескольких юридических лиц, физических лиц, или нескольких индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, оценка заявки такого участника производится в соответствии с критериями, установленными документацией о закупке и в этих целях принимается совокупная (суммарная) оценка сведений обо всех юридических лицах, физических лицах или нескольких индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки в отношении критериев "Качественные характеристики товаров. Качество выполнения работ, оказания услуг" и "Квалификация участника".
Таким образом, наличие у лидера коллективного участника закупки Свидетельства о признании, выданного Регистром в указанном выше порядке, является необходимым и достаточным подтверждением квалификации для выполнения предусмотренных техническим заданием работ по ремонту судов".
Как следует из пункта 3.4.5. документации о Закупке:
"В случае, если на стороне участника процедуры закупки выступает несколько юридических, физических лиц, в том числе несколько индивидуальных предпринимателей, то каждое из лиц, выступающее на стороне одного участника закупки должно удовлетворять требованиям, изложенным в пункте 16.1 раздела 2 "Информационная карта запроса котировок". Для подтверждения соответствия требованиям, указанным в пункте 16.1 раздела 2 "Информационная карта запроса котировок", в составе заявки на участие в Запросе котировок должны быть приложены документы, указанные в подпунктах 17.1.4 - 17.1.8 пункта 17 раздела 2 "Информационная карта запроса котировок".
Пунктом 16.1. раздела 2 "Информационная карта запроса котировок" документации о Закупке установлено, что участник Запроса котировок должен соответствовать следующим требованиям:
Участник должен иметь:
- действующее Свидетельство о признании Российским Речным Регистром на выполнение ремонта судов с классом РРР, в соответствии с п. 22 "Положения о классификации и об освидетельствовании судов" утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации N102 от 14 апреля 2016 г. на все виды работ, указанные в Ремонтной ведомости.
- действующее Свидетельство о признании Российским Речным Регистром на право проведения замеров остаточных толщин, или договор с организацией, имеющей действующее Свидетельство РС на право проведения замеров остаточных толщин.
2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки в целях участия в закупках;
отсутствие у участника закупки просроченной задолженности по начисленным налогам, страховым взносам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за соответствующий период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию, в случае если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в Запросе не принято;
отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона N 223-ФЗ и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ;
отсутствие на момент проведения закупки вступивших в силу и не исполненных решений суда о ненадлежащем исполнении участником закупки обязательств по договорам (контрактам), заключенным с заказчиком на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, одноименных закупаемым товарам, работам, услугам;
отсутствие на момент проведения закупки вступивших в силу решений суда о ненадлежащем исполнении участником закупки обязательств по договорам (контрактам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг одноименных закупаемым товарам, работам, услугам за последние 2 года (за исключением случаев, указанных в подпункте 6) пункта 16.1 информационной карты).
участник закупки не является лицом, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового Кодекса Российской Федерации;
участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (незаконное вознаграждение от имени юридического лица);
у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки отсутствуют непогашенные или не снятые судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 УК Российской Федерации, а также неприменения в отношении указанных физических лиц административного наказания в виде дисквалификации и наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки;
обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты;
отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член экспертной группы, член комиссии по закупкам, лицо, ответственное за организацию конкурентной процедуры, состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц;
отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации".
Пунктом 5.7.3. Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП РК "Феодосийский судомеханический завод" установлено:
"В случае участия в закупке нескольких юридических лиц, физических лиц или нескольких индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, оценка заявки такого участника производится в соответствии с критериями, установленными документацией о закупке и в этих целях принимается совокупная (суммарная) оценка сведений обо всех юридических лицах, физических лицах или нескольких индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки в отношении критериев "Качественные характеристики товаров. Качество выполнения работ, оказания услуг" и "Квалификация участника".
Представителями Заказчика были даны следующие пояснения:
"В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Включение в п.3.4.5. документации о закупках спорного условия о наличии у каждого из лиц, выступающих на стороне одного участника закупки должно удовлетворять требованиям участника, изложенным в п. 16.1. "Информационной карте запроса котировок" участника также не противоречит Закону о закупках и Закону о защите конкуренции, поскольку при проведении закупочных процедур заказчик не ограничен в вопросах формирования системы закупок, позволяющей выявить участника закупки, способного своевременно и качественно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности и в случае подачи коллективной заявки, она бы рассматривалась и оценивалась по правилам пункта 5.7.3 Положения о закупке ГУП РК "ФСМЗ", согласно которому в данном случае принимается совокупная (суммарная) оценка сведений обо всех юридических лицах, физических лицах или нескольких ИП, выступающих на стороне одного участника закупки".
При этом, согласно пункту 5.6. "Рассмотрение заявок на участие в Закупке" документации о Закупке:
"5.6.5. В случае участия в закупке нескольких юридических лиц, либо нескольких физических лиц, либо нескольких индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, решение о соответствии такого участника закупки установленным документацией требованиям принимается по результатам рассмотрения сведений о каждом из таких юридических, физических лиц или индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки".
Комиссия Крымского УФАС России, изучив довод жалобы Заявителя, письменные пояснения Заказчика, документацию о проведении запроса котировок в электронной форме, положение о закупках Заказчика, приходит к выводу, что установление в пункте 3.4.5. документации о Закупке требования относительно того, что каждое из лиц, выступающее на стороне одного участника закупки должно удовлетворять требованиям, изложенным в пункте 16.1 раздела 2 "Информационная карта запроса котировок", установлено в соответствии с пунктом 5.6.5. Положения о закупках ГУП РК "Феодосийский судомеханический завод" и не противоречит закону о закупках.
На основании изложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о закупках.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Настоящее может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Адрес: ул. Александра Невского, д. 1, г. Симферополь, Республика Крым, 295000 тел. (3652) 544-638, факс (3652) 252-431 e-mail: to82@fas.gov.ru
17.12.2019 N06/3102-19предп |
|
Предписание
по делу N06/3102-19
об устранении нарушений
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических лиц
17.12.2019 г. Симферополь
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
на основании решения Комиссии от 17.12.2019 по делу N06/3102-19 по итогам рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика при
проведении закупки ""Текущий ремонт буксира/судна снабжения/судна специального назначения "Федор Урюпин"" (извещение N31908542292) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, комиссии Заказчика отменить протоколы, составленные в рамках процедуры Закупки (при наличии), внести изменения в документацию в соответствии с требованиями Закона о закупках с учетом решения от 17.12.2019 по делу N06/3102-19 и разместить измененную документацию на официальном сайте.
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания и не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания возвратить заявки участников, поданные в рамках процедуры, прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в Закупке, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Закупке, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Закупке.
3. Заказчику осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о закупках и с учетом решения от 17.12.2019 по делу N06/3102-19.
4. Заказчику, комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки исполнить настоящее предписание в течение 30 дней с момента получения и представить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.
Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей в соответствии с частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 17 декабря 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.12.2019