Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе А.В. Логошин, рассмотрев материалы, предоставленные государственным инспектором Воронежского УФАС России Лисенко С.А., свидетельствующие о признаках нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (Ул. Ямского Поля 5-я, 19/21 г. Москва, 125040, ИНН 7714072839, далее - ФГУП "ВГТРК") в лице филиала ГТРК "Воронеж" (ул. Карла Маркса, 114, г. Воронеж, 394036, ГРН 6157748693833), части 1 статьи 7, части 1 статьи 14 Федерального Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
УСТАНОВИЛ:
28.06.2019 года в Воронежское УФАС России поступило заявление (вх. N 01-12/908) Гражданина по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (Ул. Ямского Поля 5-я, 19/21 г. Москва, 125040, ИНН 7714072839, далее - ФГУП "ВГТРК") в лице филиала ГТРК "Воронеж" (ул. Карла Маркса, 114, г. Воронеж, 394036, ГРН 6157748693833) законодательства РФ о рекламе.
Как следует из вышеуказанного заявления, 27 и 28 июня 2019 года в эфире на телеканале "Россия 1" в телепрограмме "Утро Вести Воронеж" распространялась реклама без предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы.
В рамках рассмотрения заявления Гражданина Воронежским УФАС России у ФГУП "ВГТРК" в лице филиала ГТРК "Воронеж" была запрошена (исх. N 03-16/3891 от 10.07.2019 г.) запись эфира телеканала "Россия 1", транслируемого на территории Воронежской области, от 27 и 28 июня 2019 года с 07 ч. 00 мин. по 08 ч. 00 мин. (мск).
Как следует из предоставленной ФГУП "ВГТРК" (вх. N 01-11/1791 от 18.07.2019 г.) записи эфира 27.06.2019 г. в эфире телеканала "Россия 1" в телепрограмме "Утро Вести Воронеж" (с 07 часов 35 минут до 07 часов 39 минут (мск) (далее в телепрограмме "Утро Вести Воронеж" от 27.06.2019 г.) распространялся телевизионный ролик, касающийся открытия в городе Воронеж на Центральном Рынке (СПОК "СРКР "Центральный", ИНН 3664134409, адрес - г. Воронеж, ул. Пушкинская д. 8) обновленной рыбной зоны.
Указанный телевизионный ролик содержит, информацию следующего содержания:
Ведущая: "Диетологи советуют летом воздерживаться от калорийной, жирной еды и заменить её продуктами богатыми легкими белками и клетчаткой. Например вместо мяса в жару лучше есть рыбу и морепродукты. Большой выбор морских лакомств теперь есть на Центральном рынке. Там открылась обновленная рыбная зона, особенность которой разнообразие живой и охлажденной рыбы. Купить в одном месте можно также замороженную, копченую и соленую. Это форель, осетр, карп, сибас. Всего более 250 видов. Для любителей экзотики привозят устрицы из Японии, Америки, Франции и Туниса. Омары, морские гребешки и лангустины. В продаже также камчатский краб весом более двух килограммов.
По мнению руководства центрального рынка на сегодняшний день это самая крупная подобная площадка в Воронеже. Дары моря горожанам предлагают попробовать на дегустации. Кроме этого, тут бесплатно чистят рыбу, фаршируют овощами и травами, заворачивают в фольгу. Так что дома остается лишь отправить покупку в духовку".
<_> - Покупатель: "Купила рыбу сибас. Пришла потому, что свежая рыба. Хорошие рекомендации. Рынок очень нравиться. Очень вежливый персонал, красиво, чисто. Очень приятно делать здесь покупки".
<_> - Покупатель: "Мы приобрели здесь с женой вместе дикую рыбу Типа черный окунь такая для праздничного стола. Нам она понравилась. Мы уже второй раз все приобретаем" (далее - телевизионный ролик N 1).
В телевизионном ролике N 1 неоднократно демонстрируются рыбная зона "Центрального рынка г. Воронежа", ассортимент товаров, предлагаемых к продаже в указанной рыбной зоне (живая и охлажденная рыба, моллюски, крабы и п.р.), также услуги, оказываемые в рыбной зоне (разделка и фаршировка рыбы). Кроме того, в ролике неоднократно звучит обозначение предприятия - "Центральный Рынок".
Также, в телепрограмме "Утро Вести Воронеж" от 27.06.2019 г. распространялся телевизионный ролик, касающийся проведения в городе Воронеже на "Ярмарке на Донбасской" (ООО "ТВЦ "Ярмарка", ИНН 3664228706, адрес - г. Воронеж, ул. Донбасская, д. 23) выставки-продажи фермерской продукции из Краснодарского края "Дары Кубани".
Указанный телевизионный ролик содержит, информацию следующего содержания:
Ведущая: "Рябчики запечённые в печи, оленина, перепелки, куропатки. В Воронеже вновь открылась выставка продажа фермерских продуктов из Краснодарского края "Дары Кубани". Организаторы привезли большой ассортимент продуктов из редких сортов мяса. Жители столицы Черноземья, как рассказывают продавцы по достоинству оценили конину и оленину фермерского производства. Выставка-продажа работает на ярмарке на Донбасской до субботы включительно".
<_> - житель Воронежа: "Фазана запеченного попробовал - очень вкусно. Сырокопченое мясо - очень вкусное. Колбасы несколько попробовал - очень вкусные".
<_> - продавец: "Есть мясо вяленое баранина, есть бозбаша из баранины. Оленины у нас тоже большой ассортимент. Всегда у нас и вяленная оленина и суджук есть, окорок запечённый, есть окорок вяленый домашнего приготовления и буженина наша" (далее - телевизионный ролик N 2).
В телевизионном ролике N 2 неоднократно демонстрируется ассортимент товаров, предлагаемых к продаже в рамках выставки-продажи фермерской продукции из Краснодарского края "Дары Кубани". Кроме того, в ролике звучит обозначение предприятия - "Ярмарка на Донбасской".
28.06.2019 г. в эфире телеканала "Россия 1" в телепрограмме "Утро Вести Воронеж" (с 07 часов 35 минут до 07 часов 38 минут (мск) (далее в телепрограмме "Утро Вести Воронеж" от 28.06.2019 г.) распространялся телевизионный ролик, касающийся деятельности первого кредитного бюро (ООО "Первое кредитное бюро", ИНН 3665065469, адрес - г. Воронеж, ул. Космонавтов, д. 2, корп. Е, оф. 5).
Указанный телевизионный ролик содержит, информацию следующего содержания:
Ведущая: "Жители Воронежа берут кредиты чаще, чем жители области, об этом рассказали в первом коллекторском бюро. Так в районах области средний размер задолженности у каждого заемщика около 123 тысяч рублей. При этом, в самой столице Черноземья на сорок тысяч больше. Количество кредитов тоже разное, если в области большинство ограничиваются одним, то в Воронеже берут по два и более. А есть даже такие, у кого количество займов достигает тринадцати. В целом к началу года общая сумма кредитов у жителей региона достигла почти 154 миллиардов рублей. Это на треть больше чем в прошлом. При этом, 9 миллиардов это уже просроченная задолженность. Банки предлагают должникам различные способы выплаты долга. Например, оформить реструктуризацию, а коллекторы дадут скидку на долг. Например, помощью первого коллекторского бюро уже воспользовались больше 20 тысяч человек".
<_> - сотрудник "ПКБ": "Первое и основное это досудебная работа. Когда мы еще ищем контакт с клиентом, пытаемся понять почему он допустил просрочку. Никто не берет кредит для того, чтобы не отдавать. Скорее всего у человека просто возникли проблемы. Поэтому мы пытаемся дозвонится, встретиться очно, обсудить какие-то нормальные приемлемые условия для погашения. Если нам не удается это сделать, то мы идем в суд, где в 95 процентах случаев суды вступают на сторону кредитора" (далее - телевизионный ролик N 3).
Анализ телевизионного ролика N 3 (последовательность подачи информации, логическая связь информации с видеорядом и т.д.) свидетельствуют о том, что транслируемый ролик направлен на привлечение внимания потребителей к деятельности первого коллекторского бюро и создания исключительно положительного впечатления о названной организации.
Также, в телепрограмме "Утро Вести Воронеж" от 28.06.2019 г. распространялся телевизионный ролик, касающийся проведения в городе Воронеже на "Ярмарке на Донбасской" (ООО "ТВЦ "Ярмарка", ИНН 3664228706, адрес - г. Воронеж, ул. Донбасская, д. 23) выставки-продажи постельного белья "Ивановский текстиль".
Указанный телевизионный ролик содержит, информацию следующего содержания:
Ведущая: "Постельное белье на основе натуральных тканей разных размеров и расцветок. На ярмарке на Донбасской Ивановские текстильщики представляют свою продукцию. Все комплекты хорошего качества и прослужат долго, уверяют продавцы. Именно поэтому рекомендуют постельное белье в качестве универсального подарка на все случаи жизни. Летом большим спросом у покупателей пользуются изделия из перкаля и поплина. Они более легкие. Впрочем, здесь можно найти комплекты на любой сезон и погоду. Выставка-продажа работает до 7 июля".
<_> - продавец-консультант: "Большой выбор комплектов зима-лето. То есть там идет пододеяльник на облегчённом синтепоне, можно им одним накрываться, можно и вставлять в более теплый. Все есть размеры. Любого качества, на любой вкус".
<_> - жительница Воронежа: "Я посмотрела подругам своим тоже постельное белье потому, что надо спать в натуральных тканях. Родителям можно посмотреть подарок. Возможно какие-нибудь пижамки, костюмчики домашние это тоже актуально в жаркую погоду" (далее - телевизионный ролик N 4).
В телевизионном ролике N 4 неоднократно демонстрируется ассортимент товаров, предлагаемых к продаже в рамках выставки-продажи постельного белья "Ивановский текстиль". Кроме того, в ролике звучит обозначение предприятия - "Ярмарка на Донбасской".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе", объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Телевизионный ролик N 1 в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" является рекламой, поскольку адресован неопределенному кругу лиц и направлен на привлечение внимания к объектам рекламирования (рыбная зона Центрального Рынка г. Воронежа, предприятие - "Центральный Рынок", товары (живая и охлажденная рыба, моллюски, крабы, устрицы, ввозимые из Французской Республики и п.р.), реализуемые в рыбной зоне Центрального Рынка г. Воронежа, услуги (разделка и фаршировка рыбы), оказываемые в указанной рыбной зоне), поддерживает интерес к ним и способствует продвижению товара на рынке (далее - рассматриваемая реклама N 1).
Телевизионный ролик N 2 в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" является рекламой, поскольку адресован неопределенному кругу лиц и направлен на привлечение внимания к объектам рекламирования (предприятие - "Ярмарка на Донбасской", товаров, предлагаемых к продаже в рамках выставки-продажи фермерской продукции из Краснодарского края "Дары Кубани"), поддерживает интерес к ним и способствует продвижению товара на рынке (далее - рассматриваемая реклама N 2).
Телевизионный ролик N 3 в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" является рекламой, поскольку адресован неопределенному кругу лиц и направлен на привлечение внимания к объектам рекламирования (деятельность первого коллекторского бюро, услуги "ПКБ"), поддерживает интерес к ним и способствует продвижению услуг на рынке (далее - рассматриваемая реклама N 3).
Телевизионный ролик N 4 в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" является рекламой, поскольку адресован неопределенному кругу лиц и направлен на привлечение внимания к объектам рекламирования (предприятие - "Ярмарка на Донбасской", товаров, предлагаемых к продаже в рамках постельного белья "Ивановский текстиль"), поддерживает интерес к ним и способствует продвижению товара на рынке (далее - рассматриваемая реклама N 4).
В соответствии с частью 1 статьи 14 ФЗ "О рекламе", прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
Распространение рассматриваемой рекламы N 1-4 не предварялось сообщением о последующей трансляции рекламы, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 14 ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 1 статьи 7 ФЗ "О рекламе", не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.
В соответствии с перечнем сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2019 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778 (ред. от 25.06.2019) "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293, от 12 июля 2018 г. N 420 и от 24 июня 2019 г. N 293" на территорию Российской Федерации запрещен ввоз, в том числе, рыбы и ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных (за исключением молоди (спата) устриц, молоди (спата) мидий, молоди белоногой креветки (Litopenaeus vannamei), в том числе, из Французской Республики.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе N 1 являются, в том числе устрицы, ввозимые из Французской Республики и реализация которых запрещена законодательством Российской Федерации, что содержит признаки нарушения пункта 1 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В данном случае рекламораспространителем является ФГУП "ВГТРК", так как оно, в том числе, является держателем лицензии на осуществление телевизионного вещания серия ТВ N 20457 от 05 апреля 2012 года на телеканале "Россия" (Россия 1).
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе частью 1 статьи 14, пунктом 1 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
На основании части 1 статьи 14, пункта 1 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу N 036/05/14-530/2019 по признакам нарушения ФГУП "ВГТРК" в лице филиала ГТРК "Воронеж" части 1 статьи 14, пункту 1 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
2. Признать лицами, участвующими в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ФГУП "ВГТРК" (Ул. Ямского Поля 5-я, 19/21 г. Москва, 125040) в лице филиала ГТРК "Воронеж" (ул. Карла Маркса, 114, г. Воронеж, 394036);
Заявитель - Гражданин.
3. ФГУП "ВГТРК" в срок до 29 августа 2019 года обеспечить доставку в Воронежское УФАС России (г. Воронеж, пр-кт. Революции д. 21), в том числе по электронной почте: to36@fas.gov.ru, следующие сведения (информацию), документы или их надлежащим образом заверенные копии:
3.1. Положение о Воронежском Филиале ФГУП "ВГТРК".
3.2. Лицензий на осуществляемые виды деятельности ФГУП "ВГТРК" на территории Воронежской области.
3.3. Договоров, заказов, утвержденных рекламодателями, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов приема-передачи работ и иных документов на производство и (или) размещение информации (оказании информационных услуг), указанной в настоящем определении.
3.4. Документов, определяющих руководителя Филиала ФГУП "ВГТРК" ГТРК "Воронеж".
3.5. Программу телепередач эфира ФГУП "ВГТРК" от 27.06.2019 г., транслируемого на территории Воронежской области, с 07 ч. 00 мин. по 08 ч. 00 мин. (мск), с указанием точного наименование транслируемых телепередач, а также с указанием времени начала и окончания трансляции таких телепередач.
3.6. Письменные объяснения/правовую позицию по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, указанным в настоящем Определении (распространения рассматриваемой рекламы N 1,2,3,4).
4. Назначить дело N 036/05/14-530/2019 к рассмотрению на 10 часов 00 минут "04" сентября 2019 года по адресу: город Воронеж, пр-кт. Революции, д.21 (зал заседаний).
В указанный срок надлежит предоставить информацию и документы по каждому отдельному пункту настоящего определения.
Информацию необходимо предоставить с сопроводительным письмом, содержащим перечень предоставляемых документов, а также их наименование, номер и дату принятия.
Все копии документов (каждая страница) и информация на иных носителях, должны быть заверены печатью и подписью руководителя.
Не предоставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно предоставление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо предоставление недостоверных сведений (информации) - влечет ответственность в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В указанные в пункте 4 настоящего определения время и место предлагается явиться Заявителю, руководителям/представителям организаций с документами, определяющими руководителей/представителей организаций и документами, удостоверяющими личность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 8 августа 2019 г. N 036/05/14-530/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.08.2019