Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: <....>,
членов Комиссии: <....>, <....>,
рассмотрев дело N 077/05/5-2202/2019, возбужденное в отношении ООО "КС" (ОГРН 1107746065426, ИНН 7707719297) относительно распространения в ноябре 2018 года рекламы "Концерт группы КАСТА" в социальной сети "В контакте", с признаками нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его использования, отсутствие которой вводит в заблуждение потребители рекламы,
в присутствии представителей ООО "Р-брокер", ООО "КС",
в отсутствие представителей ООО "Регистратура.Ру", ООО "В Конатакте" (уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
Дело N 077/05/5-2202/2019 возбуждено в отношении ООО "КС" на основании заявления физического лица по факту размещения в ноябре 2018 года рекламы "Концерт группы КАСТА" в социальной сети "В контакте" следующего содержания:
"5 января группа КАСТА даст большой концерт в Москве, куда зовет всех своих фанатов. Билеты от 1500 руб.".
В рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.
ООО "КС" является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 04.02.2010 за основным государственным регистрационным номером 1107746065426, ИНН 7707719297, КПП 770901001.
ООО "Р-Брокер" является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 20.12.2013 за основным государственным регистрационным номером 5137746220013, ИНН 7725813824, КПП 770301001.
ООО "Регистратура.Ру" является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 13.06.2012 за основным государственным регистрационным номером 1127746462854, ИНН 7707778278, КПП 770701001.
ООО "В Контакте" является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 19.01.2007 за основным государственным регистрационным номером 1079847035179, ИНН 7842349892, КПП 783450001.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Рассматриваемая реклама распространялась в сети Интернет, а равно была доступна неограниченному кругу лиц-потребителей рекламы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В настоящем случае объектом рекламирования являются в том числе билеты на мероприятие.
На основании изложенного, рассматриваемая информация является рекламой, что сторонами по делу не оспаривается.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Данная норма права запрещает вводить потребителей в заблуждение посредством искажения смысла рекламной информации ввиду отсутствия части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования.
Таким образом, норма части 7 статьи 5 Закона о рекламе запрещает в рекламе умалчивать информацию, которая, будучи сообщенной, изменила бы созданное рекламой представление потребителей о товаре, об условиях его приобретения или использования.
Отсутствие в рекламе какой-либо части информации о товаре (услуге), приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром (услугой).
В соответствии с рекламой стоимость билета на концерт была от 1500 рублей. Однако при оформлении заказа минимальная стоимость билета с учетом сервисного сбора составляет 1650 рублей. При этом в рекламе отсутствовала какая-либо информация о сервисных сборах и комиссиях за приобретение билетов через Интернет.
Между тем приобрести билеты на рекламируемом сайте, не заплатив указанный сервисный сбор, невозможно. Следовательно, указанная в рекламе стоимость одного билета не является отражением полной суммы затрат потребителя.
Однако из показаний ООО "КС" следует, что помимо покупки билетов в системе с учетом сервисного сбора, что является неотъемлемой частью публичной оферты компании ООО "КС", у потребителя также была возможность приобрести билеты за указанную в рекламе сумму при переходе по ссылке "другие способы" оплаты.
Между тем в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства возможности осуществления покупки билета по указанной в рекламе цене.
Таким образом, распространенная в ноябре 2018 года реклама "Концерт группы КАСТА": "5 января группа КАСТА даст большой концерт в Москве, куда зовет всех своих фанатов. Билеты от 1500 руб." в социальной сети "В контакте" содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации относительно условий приобретения товаров.
Таким образом, при распространении рекламы "Концерт группы КАСТА" установлено нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе, в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара, либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Распространение данной рекламы осуществлялось на основании договоров, заключенных между ООО "КС" и ООО "Р-Брокер" N 0036-14 от 02.04.2014; ООО "Р-Брокер" и ООО "Регистратура.Ру" N 0046-14 от 01.03.2014; ООО "Регистратура.Ру" и ООО "В Контакте" N TARG-АА/247 от 01.01.2013.
В соответствии с документами, представленным в материалы дела, рекламодателем спорной рекламы является ООО "КС", что ООО "КС" не оспаривается.
Таким образом, Комиссией Московского УФАС России, в действиях ООО "КС" при распространении рекламы "Концерт группы КАСТА", установлено нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.
Также, в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.
Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.
На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ООО "КС", ООО "Р-Брокер", ООО "Регистратура.Ру", ООО "В Контакте" предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать ООО "КС" (ОГРН 1107746065426, ИНН 7707719297) нарушившим требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе при распространении в ноябре 2018 года рекламы "Концерт группы КАСТА": "5 января группа КАСТА даст большой концерт в Москве, куда зовет всех своих фанатов. Билеты от 1500 руб.", в социальной сети "В контакте", в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре.
Выдать ООО "КС" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Выдать ООО "Р-Брокер", ООО "Регистратура.Ру", ООО "В Контакте" предписания о прекращении распространения рекламы с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
<....>
|
Члены Комиссии |
<....>
|
|
<....> |
|
|
Исполнитель: <....>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 июля 2019 г. N 077/05/5-2202/2019 (ключевые темы: брокер - реклама - антимонопольный орган - неопределенный круг лиц - предписание)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.09.2019